Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными.
Урок – путешествие по сказке «Гуси – лебеди»
УМК «Школа России»
Учитель: Карабанова М.Н.
Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными.
Цель: 1. Формировать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком.
Задачи: 1. Актуализировать знания учащихся о правописании мягкого знака в конце и середине слова
2.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через участие в сказке.
3. Закреплять навыки работы в паре, в группе.4. Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, правило на «яблочках», карточки с заданием для групп.
Ход урока
Структура деятельности Формирование УУД Действия учителя Действия ученика
I Организационный момент коммуникативные (Слайд1)
Ребята, у нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
А теперь поприветствуем друг друга, пожмём друг другу руки, улыбнёмся. Дети встают в круг, пожимают друг другу руки.
II Мотивация учебной деятельности учащихся личностные
познавательные - Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди». (Слайд2)
Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке? III Актуализация знаний
1.Словарная работа
Взаимопроверка
Рефлексия коммуникативные
регулятивные
личностные
познавательные-Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела – печь стоит. (Слайд3)
- Что сказала девочка печке?
- А печка отвечает: «Выполните, ребята, работу, с которой всегда начинаете урок русского языка, скажу».
- Какую работу мы проводим в начале урока?
Открываем рабочие тетради. Записываем число. Кл.раб.
А дальше что мы с вами делаем?
Минутка чистописания.
-Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
-Какую букву будем писать?
-Определите порядок написания букв в данной цепочке ььь/ьь/ь
-Запишите цепочку из данных букв и продолжите её до конца строки.
- подчеркните 3 самые лучшие буквы.
(Слайд4)
- Я предлагаю вам провести картинный словарный диктант на тему: «Животные» (Анимация)
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, то где вы сможете посмотреть его правописание?
- Обменяйтесь тетрадями, посмотрите, как вы выполнили работу. Оцените себя.
- Для чего мы проводим словарную работу на каждом уроке? Ответы детей.
- 9 декабря.
Классная работа.
Прописываем слова, буквы.
Дети по картинке определяют название животного и записывают в тетрадь.
Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга, если возникают сомнения, проверяют по словарю.
Рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков.
Ответы детей.
IV Целеполагание коммуникативные
регулятивные
познавательные
личностные
- Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше. Стоит яблонька. (Слайд6)
- Что сказала девочка яблоньке?
- А яблонька говорит: « Есть в середине моего имени мягкий согласный звук. Какой?
- А на письме он обозначается двумя буквами. Какими? (Анимация)
- Обсудите в парах какова тема сегодняшнего урока.
- Откройте учебники на с.125 и проверим верны ли наши предположения. Артем Почитайте, как в учебнике формулируется тема урока.
Как вы думаете, какая цель нашего урока?
Ответы детей.
Дети произносят слово и выделяют звук.
Ответы детей.
Обсуждают в паре, какова тема урока, договариваются, кто будет отвечать на класс.
Ученики читают название темы на с.125 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы.
Обсуждают в паре, чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары.
V Работа по теме урока
Работа над грамматической основой предложения
Рефлексия коммуникативные
личностные
познавательные
регулятивные
- И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебеди за тёмным лесом. (Слайд7)
- Измените, слово гуси так, чтобы оно называло один предмет. (Анимация)
- Какой звук слышится в конце слова?
- Какими буквами обозначен этот звук?
- Какую роль выполняет Ь? (Анимация)
(Аналогично проводится работа со словом лебеди)
- Чем отличается Ь от других букв азбуки?
- Какая ещё буква не обозначает звука? Дети выделяют объект изучения: гусь, лебедь.
С
сьПроводят звуковой анализ части слов.
Делают вывод. Смягчает предшествующий согласный звук.
- Летели лебеди с лебедятами.
— Спишите предложение.
— Найдите и подчеркните основу предложения.
— Сколько слогов в каждом слове грамматической основы? Как вы это определили?
— Вертикальной линией разделите слова на слоги.
— Есть ли в словах предложения твердые согласные звуки?
— Назовите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Проверьте их.
— Кто сможет подобрать слово, чтобы проверить безударную гласную в слове лебеди?
Лебеди летели.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Летели — полет, с лебедятами —лебеди.
Лебедушка.
VI Первичное закрепление
Физкультминутка
регулятивные
познавательные - Указала яблонька на дальнейший путь. Бежит девочка дальше. Видит речку на пути. (Слайд9)
- Что сказала девочка речке?
- А речка говорит: «Вижу, вы очень устали, проведите физкультминутку»
- Если вы услышите на конце мягкий согласный звук, то будете приседать, а если услышите твёрдый согласный звук на конце, то хлопать в ладоши.
(Сом, семь, олень, слон, дверь, двор, лес, гусь, стол, сталь, суп, цепь). Ответы детей.
Ученики анализируют конец каждого слова и выполняют движения.
VII Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Взаимопроверка групп
Рефлексия коммуникативные
познавательные
регулятивные
личностные
- Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. (Слайд10)
В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. (Слайд11)
Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи. (Слайд12)
- Как просила помощи девочка?
-А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке
Карточка
Задание: Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. Запишите ещё несколько слов с Ь в середине слова.
Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -…
- Поменяйтесь карточками в парах и проверьте .- Какие слова вы ещё записали с Ь в середине слова?
-Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня. (Слайд13)
- Как просила помощи девочка у яблоньки?
- А яблонька говорит: сделайте звуко-буквенный разбор слова гусь.
Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков. Ответы детей.
Дети садятся по группам. Выбирают, кто будет читать задание, кто будет принимать ответы и записывать на карточку.
Группы обмениваются карточками и проверяют.
Ученики называют придуманные слова.
Дети в группе рефлексируют свои ошибки и оценивают работу группы с помощью цветных карандашей.
гусь [гус”]
г (г)-согл.,парн.,зв.,тв;
у (у)-гл.,уд.,
с(с»)-согл.,парн., зв.,мягк.
4 б, 3 зв.
VIII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самопроверка
Рефлексия
коммуникативные
регулятивные
личностные
- Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка. (Слайд14)
- Как просила помощи девочка у печки?
- А печка говорит: «А знаете ли вы, ребята, где нужно писать Ь для обозначения мягкости? Проверьте свои знания. Выполните упражнение 205».
- Проверьте себя по эталону. (Слайд15)
- Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием.
- Какие ошибки были допущены в работе? Ответы детей.
Ученики самостоятельно выполняют упражнение .Проверяют свою работу по ключу.
Оценивают с помощью специальных знаков.
Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление.
IX Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению коммуникативные
личностные
Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. (Слайд16)
А сестра с братцем возвратились домой, и предлагают вам домашнее задание на выбор. (Анимация)
Упражнение 206
Выписать из словаря слова с Ь.
- Посмотрите задания. Что непонятно?
- Кто уже определился в выборе домашнего задания? Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее.
X Подведение итогов урока
Самооценка
Рефлексия коммуникативные
личностные
- Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей? (Слайд17)
-Ребята, а почему в словах печка и речка нет Ь, ведь слышится в середине мягкий звук?
- Почему ЧК-ЧН пишутся без Ь?
- А какую роль выполняет Ь в слове яблонька?
- Какова была тема урока?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке, по достижению цели.
- Продолжи любое предложение: (Слайд18)
1.На уроке для меня было важно …
2.На уроке мне было сложно …
3.Мне было интересно… Ответы детей.
Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.
Высказывания учеников.