Урок литературы по теме Ф.М.Достоевский Образ Мечтателя в повести Белые ночи

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красильниковская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района Костромской области





Урок литературы в 9 классе
Тема:
Образ Мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»








Учитель русского языка и литературы
Егорова Елена Борисовна





2013 год
Урок литературы по теме «Образ Мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Тема урока: «Образ Мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Цель урока: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
Задачи: обучающие: выявить особенности образа Мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;
развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом; развитие ИК компетенции.
воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке; формирование этических навыков ведения дискуссии.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи», репродукции картин И. Глазунова).
Форма работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальная.
Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.





Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организация класса (Вводная часть).
Приветствие, сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. На прошлом занятии мы начали изучение творчества Ф.М.Достоевского, дома вы познакомились с романом «Белые ночи».
Тема нашего урока: «Образ Мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». (запись темы в тетрадь) (слайд 1)
- Определите цель урока. (выяснить проблематику повести и ее связь с сегодняшним днем через особенности изображения образа мечтателя)
(слайд 2)
Мы так привыкли друг к другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М.Достоевский.
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Ф.М.Достоевского:
(Слайд 3)
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.» (запишите эпиграф)
II. Актуализация знаний.
Проведем литературную разминку (работа с тестами на компьютерах по прочитанной повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” (первый уровень восприятия: репродуктивный).
– Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? (Тургенев)
– Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)
– Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)
– Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)
– Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)
(проверка выполнения)
III. Постановка проблемного вопроса.
– Ребята, а что такое мечта? (высказывания учеников) ( слайд 4)
Обратимся к словарю Ожегова С.И. (Мечта- 1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений)
- Кого называют мечтателем? (кто предается мечтам, фантазер)
- Мечтатель- это хорошо или плохо? (По мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский.)
– А когда мы мечтаем? (слайд 5)
– Сегодня мы познакомимся с воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» как «прекрасные и святые»?
IV. Изучение новой темы.
Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название «немного странным и хитросплетённым».
(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»)
Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть.
– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. (Слайд 6)
У Тургенева:
Знать, был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего.
У Достоевского:
Иль был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего?..
И подзаголовки, и эпиграф как бы настраивают читателя, ещё до того, как он прочтёт первые строчки, на восприятие «Белых ночей» как своеобразного лирического произведения в прозе. (Связь «Белых ночей» с поэзией отмечена в работах о Достоевском. Есть предположение, что в «Белых ночах» использованы мотивы нескольких ранних стихотворений из любовной лирики А. Плещеева, которому была посвящена первая публикация произведения (стихотворения «Бал», «Элегия»). Сопоставление петербургской природы с образом больной, чахоточной девы, видимо, развивает сходный мотив из стихотворения Пушкина “Осень” (1833). Вся ситуация, нарисованная в «Белых ночах», как бы овеяна поэтической атмосферой «Медного всадника».)
Название соединяет в себе романтическую символику (ночь- пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл- «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.
– Ребята, от какого лица ведется повествование в романе «Белые ночи», почему?
- Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание. Имеет ли главный герой имя? ( Нет, Он назван просто- Мечтатель)
- Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.
Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман «Мечтатель», ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.
Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в «Петербургской летописи» (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”)
– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире?
(Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”)
Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе?
– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?
(Слайд 7)
– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)
– Есть такая гармония в жизни Мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”, “сладострастным ядом”.)
- На какое состояние души героя указывает Достоевский в начале романа? (одиночество)
- Безусловно, мечтатель одинок. Ребята, можно ли считать одиночество состоянием счастливого человека? (нет)
- Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделен способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не примечательных углов города.
- Ребята, как мечтатель воспринимает город?
(Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него- живое существо.)
- Но более всего запомнилась Мечтателю история с одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (стр. 172).
- Ребята, обратимся к мастерству Достоевского- художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с эти словом? (Желчь).
- Ребята, литературовед В.Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через О. «Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».
- Какое же значение вкладывал Достоевский?
В словаре Ожегова значение слова желчный- раздражительный, злой. Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.
- Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям)
- Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви.
Однажды Судьба послала ему встречу. Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Прочитаем описание ее внешности ( чтение отрывка стр. 176)
- Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным?
(Девушка была в премиленькой желтой шляпке)
- Как вы думаете, почему желчный желтый цвет выступает в соседстве со словом «премиленький»?
- Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, веселым)
- Почему?
(Мечтатель упоен красотой петербургской летней ночи. Поддавшись ее очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всем, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый желтый цвет.
- Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да)
- Способность чувствовать красоту- это дар счастливого или несчастливого человека? (Счастливого)
Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям: Мечтатель, Настенька, автор). (стр 178 Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман)
– И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.) (Слайд 8)
Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)
– В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)
– Что означает прибавка “сентиментальный”? (Буквально означает “чувствительный”) (Слайд 9)
Итак, по словам Ю. Манна, “это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства, размывающей контуры реальных событий и происшествий”
– В “Ночи второй” Настенька говорит герою-рассказчику: “Послушайте: вы так прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете. (Слайд 10)
- Настенька! – отвечал я важным и строгим голосом, едва удерживаясь от смеха, – милая Настенька, я знаю, что я рассказываю прекрасно, но, виноват, иначе рассказывать я не умею”.
(Слайд 11)
– Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, – заметил известный литературовед В.В. Виноградов. С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала)
– В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.
Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)
– Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая” Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)
– Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)
– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший”) стр. 223
– Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны. (Слайд 12)
– У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Стр. 225
(Мечтатель благодарен Настеньке за те минуты счастья, которые он испытал, общаясь с ней. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы на всю жизнь человеческую?..» Он желает ей счастья, несмотря на то, что она выбрала другого.)
– С каким лирическим произведением перекликается финал “Белых ночей” (со стихотворением Пушкина “Я вас любил”) (Слайд 13)
Я предлагаю вам послушать романс на стихи А.С. Пушкина (муз. Б.Шереметьев). (звучит романс)
- Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского, одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. (См. материалы к выставке. Слады сопровождаются цитатами текста романа) (Слайды 14-21)
– Какие цвета преобладают на картинах И.Глазунова и случайно ли это?
(цвета различные: где-то серые, хмурые, а где-то яркие. Это не случайно.)
- Счастлив ли Мечтатель? (нет) Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию- Одиночеству.
- Так счастливый ли человек Мечтатель? (Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. «Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»
Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано.
V. Подведение итогов работы.
Формулировка поставленной проблемы и её решение как вывод.
Постановка проблемного вопроса: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» как «прекрасные и святые»? (Слайд 22)
Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность, неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.
Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.о. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя. Ему неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки- единственное, что он может получить от жизни. Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.
В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.
(Слайд 23)
Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое.
Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновенья, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасет мир» приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее.
Выставление оценок.
Домашнее задание (предоставляется право выбора):
– Что ищет Мечтатель? К чему стремится Макар Девушкин? (герой романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди») Есть ли что-то общее у героев, которые полюбили, которые искренни в своих чувствах? Вот над этими вопросами вам и предстоит подумать дома и составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского. (Незаполненные таблицы раздаются всем)
 
общее
различное

Мечтатель
 
 

М. Девушкин

 

1. Составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского: М. Девушкина и Мечтателя.
2. Написать сочинение-рассуждение «Счастлив ли Мечтатель?»




Рефлексия
На уроке я работал
активно пассивно

Своей работой на уроке я
доволен не доволен

Урок для меня показался
коротким длинным

Материал урока мне был
понятен не понятен
полезен бесполезен
интересен скучен

Домашнее задание мне кажется
легким трудным
интересно не интересно
















Материалы к выставке картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге
“Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?
“Настенька” В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.
“Мечтатель” Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.
“Мечтатель и Настенька” Но что это? Точно чудо со мной совершается Где я, боже мой? Ну, скажите, неужели вы недовольны тем, что не рассердились, как сделала бы другая, не отогнали меня в самом начале? Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым; почём знать, может быть, вы меня с собой помирили, разрешили мои сомнения
“Настенька уходит” Я долго стоял и глядел им вслед Наконец оба они исчезли из глаз моих
«Прогулки по Петербургу» Целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске.
“Сон мечтателя” Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.
“Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.
– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.
– Что, старуха?
– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору



„ђ Заголовок 1„ђ Заголовок 315