Презентация к уроку литературы по повести Ф.М. Достоевского Белые ночи 
Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».
   Цель урока:  дать более полное     представление о повести  .    Задачи урока:        - познакомиться с творчеством писателя 40-х годов   ;- рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;- прикоснуться к теме Петербурга в творчестве   Ф.М.Достоевского ;- особое внимание уделить образу главного героя ;- познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;- проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века . 
Увертюра к уроку -музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы».После прослушивания  ответьте, пожалуйста, на вопросы :- Какое настроение владеет вами сейчас?- Как вы думаете , какие чувства ,  в этой пьесе  хотел выразить  композитор?- Что вы слышите ? Здесь звучит  тема одного или нескольких героев?    .
В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька .    В этом городе , по словам Н.В.Гоголя :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…» А подзаголовок  «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.  Художественное своеобразие повести:Смысл названия
 Композиция  ее состоит из 4 глав  - 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит  историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.   Повествование   ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами   рассказ- исповедь.   
Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души  старается помочь, желает счастья, но скоро  понимает,  что сам   влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя.На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой   является ее избранник. А Мечтатель остается один. Сюжет повести
Главный герой - Мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. Еще в « Петербургской летописи»  Достоевский попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель  считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний. 
В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька. Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи. Из искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»  -Согласны  ли вы с этой точкой зрения?
Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве  с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода  Настеньки герой вряд ли  сможет измениться. Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий ,  горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний. 
Но , оставшись  наедине со своим несчастьем, Мечтатель  все же благословляет Настеньку:  «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало  хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека»  в русской литературе первой половины XIX века.А одним из  первых к этой теме   обратился А.С. Пушкин. Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои  интересы, своя судьба.- Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?
1. У них отнюдь не высокое социальное положение.2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку.4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости.Общность героев :
6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.    Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.    Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем,  но предположить можем.  7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.  8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)
                                       Домашнее задание :Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в  образе Мечтателя  на сегодняшнем уроке? Соотнесите содержание повести  Ф.М.Достоевского « Белые ночи»  со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»
Спасибо за внимание!