Внеклассное мероприятие по русскому языку Наш родной язык — русский

МКОУ « Хохольский лицей»










Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Наш родной язык – русский»














Провела классный руководитель 7 «а»
Крюкова Л. В.











Р.П.Хохольский -2013 г.
Ведут праздник 2 ученика (В1 и В2)
В1.Как ты думаешь, хорошо ли мы знакомы с русским языком?
В2. Конечно, ведь это наш родной язык, мы на нём говорим, пишем, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
В1. Что мы с ним знакомы, я согласен, но хорошо ли мы его знаем?
В2То есть ты хочешь спросить: много ли грамматических ошибок встречается в тетрадях наших одноклассников? Я думаю, что писать совершено без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помнишь, ещё великий А. С. Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав
Как уст румяных без улыбки.
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
В1. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку, И в данном случае он , несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, учёные смогли найти ничтожно малое количество ошибок. О. Пушкин был великий грамотей.
В2. Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас окружает множество речевых ошибок, которые чаще всего звучат с экранов телевизоров. Вот. Например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают назначение глаголов «надевать» и «одевать». Может, различие между ними трудно запомнить? Надевать – одевать, какая разница?
В1. А вот давай прведём блиц-викторину. Я стану перечислять действия, а ты подумай, какой глагол здесь вставить – «надевать или одевать»?
В2. Да.
В1. Итак. Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку
В2. Надевать. А может одевать?
В1. В денном случае надевать, потом стал куртку
В2. Наверное. Тоже надевать?
В1.Верно. А потом стал младшего брата
В2. это ясно – одевать.
В1. Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Ты поняла?
В2. Да, надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто, Глагол надевать употребляется, когда человек сообщает про себя – я надел что-то.
В1. Да, а одевать можно кого-нибудь6 ребёнка, брата, сестру. Куклу.
В2. Я думаю, мы так удачно объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов. Осталось научить разбираться в глаголах телеведущих – главных путальщиков всей страны.
В1. Да, наш язык труден для нас, русских, а для людей других национальностей вообще непостижим. Идёт урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям: «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «Ушёль, пошёль, нашёль» пишутся без мягкого знака на конце. А сол и фасол – с мягким знаком. Обязательно запишите, дети. Потому что запомнить это невозможно».
В2. Но и нам, русским иногда бывает трудно понять, о чём идет речь. Так как в нашем языке появилось много иностранных слов, значение которых трудно понять: менталитет, консенсус, гамбургер.
В1.С массовым распространением компьютера таких слов стало намного больше. Все эти провайдеры, файлы, модемы и пентиумы. Часто старые слова приобретают новое значение. Попросишь у компьютерщика объяснить значение слова «мышка», он скажет, что это деталь компьютера, а спросишь, ЧТО ТАКОЕ ВИРУС, БУДЕТ ГОВОРИТЬ О КОМПЬЮТЕРНОМ СБОЕ. Как ты думаешь, это хорошо или плохо, когда в языке появляется так много ранее незнакомых слов?
В2 Это и не хорошо инее плохо. Не стоит из-за этого волноваться. Ещё Пушкин назвал русский язык «общежитским», потому что многие иностранные слова быстро находят в нём себе место.Что касается замены, то в своё время уже пытались, например, заменить слово ГАЛОШИ на МОКРОСТУПЫ. Считалось , что таким образом идёт борьба с иностранщиной. Однако время поставило всё на свои места. Удобное слово галоши знают все, а услышав МОКРОСТУПЫ, улыбаются: уж больно оно нелепо! Сейчас я хочу спросить у тебя, что такое провизор?
В1 Я думаю что првизор – это человек, который выписывает визы. Он всё время думает про визы – оттого и провизор.
В2 А я возражаю. Провизор – это человек, который работает в столовой и заведует провизией
В1 Ага, он её ест.
В2 Ну почему же сразу ест. Может, он повар или снабженец какой-нибудь.
В1 Конечно, мы оба не правы. Ведь провизор – это человек с высшим фармацевтическим образованием, работает в аптеке.
В2 Да, в последнее время появилось много новых слов, порой и не сообразишь, что они могут обозначать, а в результате – забавная путаница со словами, которую вы увидите в сценке
В1 К одной женщине приехал из Москвы погостить сын Ваня.
Сценка

Антонина: Вот , сынок, ты сейчас в городе живёшь, а у нас всё по-старому. Чистый воздух, птички поют, природа красивая. (навстречу идёт старый дедушка Коля)
Дед: Антонина Петровна, никак сын к тебе приехал?
А. Вот Ваня сынок, Ваня, помнишь деда Колю?
В нет.
Дед. Как же , должен помнить, Когда тебе пять лет было, ты на свинье верхом пытался кататься, а она скидывала тебя. Ты весь в шишках и синяках ходил , а я посоветовал тебе седло у соседей стащить да на свинью надеть. Помнишь?
В. Нет.
Дед Что же тебе память–то так отшибло, склероз у тебя что ли, Ванюша? Не болен ты?
В. Нет.
Д. Вот заладил-то, нет да нет. Антонина, работает сынок?
А. Работает.
Д А кем?
А. Ох, я особо в его жизнь не лезу, не выспрашиваю. Только название у его профессии сложное, ты уж лучше сам спроси.
Д Ванюшка, кем же ты работаешь?
В Я, дедушка, провайдер

(Антонина кивает головой, дед изумлённо смотрит на Ваню)

А Вот так, дед Коля! А мы пойдём дальше, я сыну магазины покажу, может, он старых знакомых встретит.(к деду подходят деревенские женщины – Варвара и Лариса)
Д встретил я Антонину, а к ней сынок приехал.
В Ванька? Хулиганистый был парень, ничего не скажешь. Помню, седло у нас утащил лошадиное и пытался на поросёнка надеть. Хорошо муж увидел, отобрал.
Д Так ты не серчай, Варвара, я же для смеха его надоумил тогда. А он маленький был_ решил, что я правду говорю.
В Ах ты, дурак старый.
Д Тогда я ещё нестарый был
В Привлечь бы тебя за подстрекание к краже.
Л Ладно вам, было всё это сто лет назад, теперь кому какое дело, кто чем тогда занимался. Важно – кто сейчас что делает
В И верно.
Л Вот , к примеру , этот Ваня где сейчас работает?
Д Я не знаю, где , я знаю, кем.
В И кем?
Д Ой, произнести страшно.
Л Ну, говори быстрей!
Д ПропроОх, забыл.
Л Прорабом что ли?
Д Провайдером! Вот!
В Это серьёзно, я знаю , ЮТО В МИЛИЦИИ, Л Откуда знаешь?
В Это от слов «прав водительские» - пра-ва-йдер. Муж один раз пьяный въехал в пустой газетный киоск. Так подошёл к нему один такой правайдер, отобрал права и ещё пригрозил , что в вытрезвитель заберёт.
Л нет, Варвара, очень ты примитивно мыслишь!
В А как же, Лорик?
Л Тут всё гораздо серьёзнее. Ванька пять лет в институте трубил.
Д Как – трубил?
Л В ансамбле при институте, в художественной самодеятельности трубачом был. Вот и трубил там пять лет на трубе, а заодно и учился на ког-то.
В ага, на провайдера
Л А провайдер этот самый, я думаю, работник прокуратуры. И не от слова водительские права, а от словыа право – уголовное.
В Ой, ты умная была ещё со школы. С тех пор, как полезла в школьный сад сливы воровать и навернулась с забора прямо в крапиву.
Л Тихо, среди нас работник прокуратуры. Теперь так просто языком молоть не стоит. Всё с оговоркой надо делать. Вы думаете, зачем этэт провайдер сюда приехал?
Д так Антонина сказала погостить.
Л А ты, дед, слушай её больше.
В Ой, Лорик, так ты думаешь, что нас сажать?
Л Уверена, многие из нас рыльце в пуху имнют. Вот мой муж на прошлой неделе взял и со строительства новой школы уволок на свой двор сто штук кпрпичей.
В Тихо ты!
Д Ванька – то засланный казачок значит?
Л А ты как думал, дед?
Д Эх, дурья моя башка, знаю зачем он сюда пожаловал. За мной он охотится. Было ему пять лет, а я его надоумил стащить седло твоего Сивки и на поросёнка надеть Вот он мне дело и шьёт.
Л К чему шьёт?
Д К поросёнку. Пропал я , бабоньки.
В Ой, ужас!
Л Неужели старика потащит под суд за дело столетней давности и не пожалеет?
(Появляются дети Варвары – Наташа и Федя)
Нат Федя, вот наша мама, уже два часа назад ушла в магазин, а всё нет.
В Вы зачем сюда пришли
Ф Мам, пошли домой, к нам студентка в гости пришла.
В Какая ещё студентка?
Л Это которая здесь на практике, ходит , со всех анкеты снимает.
Д Не провайдер?
Н КАКОЙ Дер?
Ф(поучительно) Не Дер, а Дыр.
Н Мойдодыр?
В Ну, пошли домой, до свидания , соседи.
(Лариса и дедушка уходят. Навстречу Варваре и детям выходят Антонина Петровна и Ваня)

В Ой, Вот он провайдер
Н Никакой это не Дыр, а Ваня, тёти Тони сын.
В Наташа, помалкивай, ничего ты не знаешь. У него в глазах написано, что он провайдер. Я только теперь это заметила.
Наташа (Феде) Помнишь, как в сказке, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой.
Ф ага. А ещё он ударил в медный таз и вскричал: «карабарас»
В Антонина, здравствуй.
Ф Здрасьте, тёть Тонь.
А Здравствуйте.Это Ваня, мой сынок.
Ф А где твой тазик?
В Какой тазик?
Н На голове который должен быть.
В Я не Дон Кихот, чтобы разгуливать с тазиком на голове.
Н Мы знаем, что ты Дыр
В То есть Мойдодыр.
А Варвара, дай мне поваренную книгу, больно у тебя салст из морковки хорош.
В Я тебе вечером принесу.
А А чего вечером, давай сейчас, а я Ванечке салат сделаю.
В Да там у меня студентка сидит, МЕНЯ ДОЖИДАЕТСЯ, АНКЕТУ ЕЙ С НАС НАДО СНЯТЬ.
А А мы только заскочим на минутку, возьмём тетрадь и сразу уйдём.
В Ну, заходи. Вот и наш дом.
Студ.
Добрый день, я на практике здесь, вот обхожу все дома, где есть маленькие дети. Мне анкетирование нужно провести.
В Давайте проводите.
С Вы мне не ответите на несколько вопросов?
Ваня.Какая девушка симпатичная, а может я вам тоже отвечу на несколько вопросов? Можно на личные темы.
Студ. Потом
Ваня А вот как человек образованный, вы можете мне ответить на интересующий меня вопрос, почему, когда я вижу красивую девушку, то сразу оживляюсь, начинаю много и остроумно говорить. А когда вижу старого деда, говорю с ним мало, да и только да-да и нет-нет.
Ст. Очевидно, если бы вы были бабушкой, то оживлялись при виде дедушки и говорили бы сним много и охотно. А вы оживляетесь при виде молодых девушек, потому что вы сам молодой человек. Извините, Варвара Сергеевна, вы скоро, может, я не вовремя.
В Вовремя. Только ты сВанькой не больно откровенничай.
С А почему?
В Он думает только об одном: какие тёмные дела водятся за тобой и за что тебя можно посадить.
С Да вы что!
В Он же из прокуратуры, а к нам заслан со специальным заданием. За дедом Колей он охотится, говорят. С детства на него зуб имеет. Вот спустя сколько лет выучился на прокурора и приехал мстить
С Он прокурор? Такой молодой?
В Он посерьёзнее, чем прокурор будет. Самый главный юрист .Как его называют-то?
С Адвокат?
В Сама ты адвокат! Пропеллернеткак же провайдер!
С Не из какой он не из прокуратуры. Бросьте глупости городить.
С Ваня, а кем вы работаете?
В я провайдер
С А вам ваша работа нравится?
В Да, интересная.
В Конечно, в прокуратуре всегда много платили.А сколько честных людей вы пересажали зря? Может, ошибся человек один раз сто лет назад, когда надоумил тебя спереть седло и на поросёнка напялить. Так зачем его по судам мурыжить?
Ваня Что вы ко мне сегодня весь день пристаёте с этим седлом и поросёнком? Не помню я этого случая, не помню.
Варвара Так зачем его судить хочешь, раз сам ничего не помнишь?
В кого судить?
Ан Варвара, типун тебе на язык, ты это в чём моего сына обвиняешь?
Ваня Я не из прокуратуры, я в торговой фирме работаю, с документами, с компьютерами. Почему я должен кого-то сажать?
С Погодите ссориться, я вам сейчас объясню, в чём дело. Варвара Сергеевна неправильно поняла, кем работает Ваня, ведь название очень трудное
В С сетями, не в прокуратуре?
А Конечно, не в прокуратуре
(входит удручённый дед Коля)
А Дед Коля, ты чего?
Д Сдаваться я пришёл, сил нет таиться. Виноват я - наказывайте меня, товарищ провайдер. Было дело. Грешен. Надоумил Ваньку спереть у Варвары седло и на поросёнка напялить. Я ж думал, как лучше, нехай дитё покатается.


Ведущий1 Долго же пришлось успокаивать деда Колю и объяснять ему сложившуюся ситуацию.
В2 Вот так смешная история! Опять вся путаница произошла из-за того, что люди не знали значения нового слова.
В1 мы привели случай с иноязычным словом, но в нашем языке до сих пор сохранились слова, которые мы называем устаревшими.
(Песня)

В2 Понятно вам содержание этой песни? Я думаю, что да.
В1 « Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» . Это писал Ф. И. Тютчев
В2. Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры.
В1 Наш народ был воспитан на слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение.
В2 вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.
В1 Есть восточная мудрость: «Говорить с глупым – терять слова. Не говорить с умным – терять себя». Мудрый человек не будет терять слов и себя.
В2. От своего рождения человек включён в семью, в общество, народ, государство. Как важны слова, которые ему скажет отец, мать.
В1 Слушаем урок, который даёт сыну мать: Митрофан и госпожа Простакова из комедии « Недоросль».


Сценка из комедии «Недоросль»
Простакова Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь, только чтоб был последний раз.
П Придёт час воли Божьей
М Час моей воли пришёл. НЕ хочу учиться, а хочу жениться.
П А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой.Софьюшкины деньги чтоб было куда класть.
М Ну! Давай доску, гарнизонная крыса.Задавай, что писать.
Цыфиркин Задача. Изволил ты идти по дороге со мною. Ну возьмём со мной Сидорыча. Нашли мы трое..
М Трое
Ц На дороге, на приклад триста рублей.
М Триста
Ц Дошло дело до дележа. Смекни-ка, по чему на брата.
М Единожды три – три. Единожды ноль ноль – ноль
П Что, что, до дележа?
М Вишь, триста Рублев, что нашли , на троих разделить.
П Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мучение, а всё, вижу, пустота.
Кутейкин: Шабаш, право, пафнутьич.
М ступай, Кутейкин, проучи вчерашнее.
К Начнём, благословясь. За мною со вниманием. «Аз есмь червь»
М . «Аз есмь червь»
К «Аз есмь скот»
М «Аз есмь скот»
К «А не человек»
М»Ане человек»
Вральман Ай, ай, ай. Теперь я вижу, уморить хотят ребёнка.Дай волю этим проклятым злодеям.
П Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой , коли ученье опасно для твоей головушки, так по мне перестань.
М Апо мне и подавно
К Конец, и Богу слава
Стародум До моих ушей дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытно было бы послушать.
Правдин Это грамматика? Что же в ней знает Миитрофан
М Много. Существительна да прилагательна.
Пр Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное
М Дверь? Котора дверь?
Пр Котора дверь? Вот эта.
М Эта? Прилагательна.
Пр Почему же?
М Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешена: так та пока существительна.
Ст Так поэтому утебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
М и ведомо.
Простакова Мне поверь, батюшка. Без наук люди живут и жили.
(Входят ведущие, Уходят все)

В1 Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся
В2 Известен факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с комедией всё сделал для того, чтобы стать образованным человеком.
В1 В комедии «Недоросль» много крылатых выражений, таких, как: не хочу учиться, а хочу жениться, то вздор, что не знает Митрофанушка.
В2 Да и в наше время достаточно ещё таких недорослей.
(Сценка)
(Ведущие уходят, появляется строгого вида завуч и разодетые девушки, в руках у них листки)
1 девушка (строго). Иван Иванч, мы к вам
2 девушка. Здрасьте, Иван Иванч, мы к вам.
Завуч. А В чём дело , девочки?
1 Вот заявление, подпишите.
2 Да, и моё тоже подпишите.
З Заявление? Какое ещё у вас ко мне заявление? (берёт и читает) О чём просите-то?
1 Отпустите с уроков, вот там подпишите.
З Подписать вам? С уроков отпустить? Куда это вы так вырядились? Так в школе ходить не положено.
1 Уходим по делу.
З По какому ещё делу7
2 Мы на конкурс пойдём.
З Какой конкурс?
1 Школьная красавица.
З куда?
Девушки(вместе) Школьная красавица!
З Школьная красавица? А кто у нас красавица?
1 Мы! А что?
Завуч Ну, если вы красавицы, тогда я – ваш министр образования. Да вы сначала бы в школе подтянулись, а потом посмотрели на себя внимательно – какие вы есть красавицы? Вот ты к примеру, Тютькина, отвечай, почему с четвёрок на тройки съехала?
1 Это к делу не относится. Подпишите, и мы уйдём
Завуч Ничего я подписывать не буду, забирайте своё заявление. Вы нужны коллективу. У вас уроков полно, у меня работы. Забирайте свои заявления, идите и учитесь.
2 нет, мы твёрдо решили.
З решили они! Я вам добра, между прочим. Ведь вот вы не знаете а там на конкурсе-то, ипеть надо, и плясать, и на вопросы разные отвечать. Вот мы сейчас проверим, как вы умеете мыслить. Я вам сейчас вопросы разные буду задавать. Сумеете ответить-отпущу на конкурс. Не сумеете – не обижайтесь, пойдёте учиться дальше без конкурса. Согласны?
Дев (вяло) Согласны
З Первый вопрос. Продолжите фразу знаменитого писателя. Вот ты, Тютькина, продолжай фразу поэта Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть» Как дальше?1 Вопрос очень простой – это(толкает подругу) Как дальше?
2 Я сама не знаю.
1 Иван Иванч, как вы сказали, повторите, пожалуйста.
З Продолжите фразу Некрасова: «поэтом можешь ты не быть»
1 Поэту очень трудно жить.
З Эх, ты. Двойка за первый ответ. Надо так :»Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». (Второй девушке) Теперь ты. Продолжи фразу Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться»
2 ой, я знаю, знаю: «Служить бы рад, прислуживаться тоже».
З Эх, ты. Тошно, а не тоже. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». С первым заданием вы не справились, теперь посмотрим, какой у вас кругозор. Я хочу, чтобы вы объяснили, что значат некоторые слова. Вот ты, Тютькина, отвечай, что значит слово ухват.
1 Я думаю, что ухват омоновец. Как ухватит!
З Так, кто такой родоначальник?
1 Это начальник роддома
З Как всегда, ты все перепутала. (второй девушке) Теперь ты, давай, скажи, каким словом называется зубной врач?
2 Зубной врач? Наверное, пломбир.
З Почему это пломбир?
2 Потому что пломбы ставит.
З Знаете, мне всё это надоело. Вот, возьмите ваши заявления, идите и учитесь. Идите, идите. Помешались все на этих конкурсах, никто учиться не хочет. Скоро и до нас доберутся. Вот возьмут и пошлют защищать честь школы на какой-нибудь «Самый раскрасивый завуч». Вот смеху-то будет!
В1 Вот и подошёл конец нашему празднику
В2 Я думаю, что ребята узнали много нового.