Конспект урока по обучению грамоте Письмо строчной буквы ё


Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ровеньковская гимназия № 1»
Методическая разработка урока
обучения грамоте для 1 класса
по теме: « Письмо строчной буквы ё »
Учитель начальных классов
Хандилян Наталья Дмитриевна

2016
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с строчной буквой  е.
Предметные задачи урока:
- содействовать усвоению начертания строчной е;
- продолжить работу по ознакомлению с основными правилами письма;
- упражнять учащихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании звуков и букв;
- содействовать развитию умения анализировать элементный состав букв
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.  
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: содействовать развитию умения понимать модели и схемы, приведённые в тетради, сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом.
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к процессу письма.
Оборудование:  видеопроектор, прописи, касса букв, листы с буквами е
        Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка умения писать изученные буквы (работа в парах).
Письмо мелом на индивид. дощечках. (Один ученик называет  букву, а другой пишет её на индивидуальной дощечке).
2. Повторение правил посадки, положения тетради, держания ручки.
Сели прямо, плечи расправили,
Ноги вместе под партой поставили.
Наклонив тетрадь слегка, держит левая рука,
Правой ручку нужно взять, приготовились писать.
III. Определение темы и цели урока.
Угадывание звука по его характеристике. Выбор из ряда предложенных того звука, характеристика которого дана.
ЕЛИ          КРОТ        НОСЫ
ЛИСА          ИВА        РЕКИ
УТКИ        МЕЛ        ЛИЛИИ
1) Первый звук - согласный. Возьмите простой карандаш и вычеркните слова из первого столбика,  в которых первый звук – не согласный, а гласный. Как мы определяем, какой звук согласный, а какой гласный?
2) Второй звук – гласный.  Возьмите простой карандаш и вычеркните слова из второго столбика,  в которых второй звук – не гласный, а согласный.
3) Третий звук – согласный – твёрдый.  Возьмите простой карандаш и вычеркните слова из третьего столбика,  в которых третий звук – не согласный,  твёрдый, а согласный, мягкий. Как мы определяем, какой звук твёрдый, а какой – мягкий
IV. Графический анализ букв «Е» и « Ё ».
Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё.
У. На что похожа буква «Ё»?
(Учитель выслушивает ответы детей.)
У. На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение.
Е и Ё родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Д. Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки.
У. А теперь послушаем сказку, почему у буквы «Ё» есть две точки.
Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё», вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки.
Изобразите букву «Ё» при помощи счётных палочек. (Дети выполняют задание учителяV. Письмо строчной буквы е, .1. Поэлементный анализ строчной буквы е. Тренировка в написании букв.
а) Назвать элементы письменной строчной буквы е, обратить внимание на её местоположение на рабочей строке.
б) Письмо строчной буквы е:
- пробное воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным пунктирным линиям;
- вторичное изучение образца с целью исправления возможных ошибок в начертании элементов букв;
- отработка начертания буквы по вспомогательным пунктирным линиям;
- упражнение в самостоятельном письме буквы.
- Пальчиковая гимнастика
Давайте разомнём свои пальчики
На двери весит замок / Дети сжимают пальцы в кулачок /
Ты его открыть не смог / Дети потрясли кулачками /
Мы замочком постучали / Дети стучат кулачками/
Мы замочком повертели / Дети вертят кулачками/
Мы замочком покрутили / Дети вертят в обратную сторону /
Раз, два, три – мы его открыли./ Дети показывают раскрытые ладошки/
Работа со зрительными метками. (Зрительные метки расположены по углам. Все они пронумерованы).в) Упражнение в письме соединений этой буквы с ранее изученными буквами в словах: ел – сел, ела – села, ели – сели, лес-леса.
- Какие слова написаны  под цифрами  2, 4, 1, 3?
- Назвать слова, в которых буква е обозначает один звук, два звука.
- Чем отличается написание данных слов
- Давайте посмотрим, красивые и правильные ли буквы у вас получились. (Дети сравнивают свои буквы с образцом).
-Игра «Назови слово».
- Прочитать слова: леса, ели, реки, ветки.
- Назвать и записать в пропись слово, в котором все согласные мягкие (реки).
- Назвать и записать слово, в котором есть буква, которая обозначает два звука (ели). Почему буква е обозначает два звука?
V.  Работа с офтальмотренажёром.
                                  - Чтобы нам не уставать,
                                   Нужно малость пробежать
                                   По прямым дорожкам данным
                                   Влево-вправо, влево-вправо,
      Вверх-вниз, вверх-вниз
Ох, забот у нас немало,
 Пойдём по прежнему овалу,
По зелёному овалу,
Получается наславу.        
                           Зоркость чтоб развить немножко
                           Пойдём по синей мы дорожке.
                           А потом кругом, кругом,
                           Всё бегом, бегом, бегом.
VI. Письмо слов и предложений с буквами е.
1. Игра «Соображалки».
- Сопоставить слова, написанные печатным и письменным шрифтом. Записать слова в соответствии с заданными моделями.
2. Работа в группах.
- Прочитайте предложение «Вот ели». Посчитайте количество слов в предложении. Объясните наличие в предложении заглавной буквы. Подчеркните в словах предложения буквы, обозначающие гласные звуки. Запишите предложение на этой же рабочей строке.
- Аналогичную работу проводит вторая группа учащихся с предложением «Ели красивые». 
- Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное, результативно?
VII. Проверка первичного восприятия.
Правила, связанные с процессом письма.
- Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
- Писать надо легко, не нажимая на ручку.
- Слог пишется безотрывно.
- Необходимо писать слова в предложении красиво и на одинаковом расстоянии друг от друга.
VIII. Физкультминутка. (Упражнения для ног)
1) Упр. «Качалочка»        3) Упр. «Зигзаги»
2) Упр. «Горочки»        4) Упр. «Колечки»
IХ. Повторение изученных букв.
XРабота с сенсорными крестами.
-Мы встретили много букв. Они росли под разными деревьями. Давайте найдём их.
- Какая буква росла под елью? (Е)
Под каким деревом росла О? (Под осиной)
Под каким деревом росла С? (Под сосной)
_ Какая буква росла под клёном? ( К)
- Под каким деревом росла буква Т? (Под тополем)
1. Письмо под диктовку отдельных слов: сосны, леса, ветки.
- Назвать слово, в котором все согласные твёрдые (сосны).
2. Списывание с печатного текста.
- Посмотрите, около ели что делает лиса?
Около ели лиса. Она роет нору. (Дети читают предложения, анализируют их и записывают в тетради)
X1. Подведение итога урока