Урок русского языка по теме: Письмо заглавной и строчной буквы Н н

Интегрированный урок литературное чтение и русский язык.
Тема: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание буквы «М м»
ТИП УРОКА: Урок предъявления новых знаний
Цель: Знакомство с согласными звуками [м], [м’], буквами М, м.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [м], [м’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами М, м и формировать умение обозначать звуки [м], [м’] буквой м, находить их
в слого-звуковых схемах
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;
- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами
- писать буквы Мм по образцу и слоги с ними
Воспитывающие:
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки друг к другу;
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Метапредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах.


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.





Слайд 1
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера. –
И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю
Дети слушают.
Проверяют готовность к уроку.





Личностные:
- Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Волевая саморегуляция





2.Актуализация знаний.












Слайд 2
Ребята, к нам на урок сегодня пришла девочка с синими волосами, которая обучала грамоте Буратино.
Как ее зовут? (МАЛЬВИНА)
А из какой книги пришла к нам Мальвина? («Приключения Буратино, или Золотой ключик» А.Толстой)
А помните, как она учила Буратино?!
Сегодня Мальвина решила узнать, как учатся ребята 1 Б класса и приготовила для нас несколько конвертов с заданиями. Выполнив каждое задание, вы получите карточку, если соберете все карточки, то в конце урока сможете собрать волшебное слово.
Начнем выполнять задания. (Читаю задание из первого конверта)
ПЕРВЫЙ КОНВЕРТ.
Очень хочется узнать, знаете ли Вы буквы, которые Вы уже изучили. Буквы запутались и их нужно расставить.
Работа с карточками «Домики» на партах и на доске.
Ребята, я буду называть букву, а Вы будете её записывать в нужный домик у себя на партах, а один ученик на доске.
а о у э ы
я ё ю е и
Дети самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски.







Почему именно так распределили буквы?
Как их можно назвать, одним словом?
Почему мы их называем гласные?

Слайд 3
Молодцы! Вы справились с первым заданием Мальвины и за это она дает вам первую карточку. (Карточка с буквой М, перевернута

Работа с информацией
Дети отвечают.
Самостоятельное чтение по карточкам. Проверка в парах.











Познавательные УУД:
- Поиск и нахождение необходимой информацию
- Контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности
Коммуникативные: -- Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.









3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
















А сейчас второе задание Мальвины. (Задания из ВТОРОГО КОНВЕРТА)
Угадайте загадки и ответьте, что у них общего.
Слайд 4
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую лизал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - (Медведь)

В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).

Вот так ягоды, смотри,
Как напёрстки малые,
Все они под цвет зари
Алые-преалые.
Есть для ягод и корзинка,
Полезай в неё, ...! (Малинка)

На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути? (Машина)

Что же общего у этих слов? (все они начинаются на букву М)
Произнесём хором «мышка».
Выделите первый звук. Произнесите его (м- твердо)
Произнесём хором «медведь»
Выделите первый звук. Произнесите его (м – мягкого)

Слайд 5
Молодцы! Вы справились со вторым заданием Мальвины и за это она дает вам вторую карточку. (Карточка с буквой О, перевернута)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (звуки [м], [м’] и буква их обозначающая)
Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т.е. цели нашего урока, кто сможет сформулировать? (познакомимся со звуками [м], [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м], [м’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой)

- Какие цели поставите?
– Чего не знаете?
– Что хотите узнать?
– Чем хотите заниматься?
(Д: Я хочу на уроке...)
-Я поддерживаю ваши цели.


Дети отвечают.
Дети высказывают свои мнения.
Дети пытаются сформулировать тему урока.
















Познавательные:
- Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других


СЛАЙД 6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Развитие внимания.
Дети выполняют упражнения.



4.Работа по теме урока.

А) работа со звуком.
Произнесем хором звук [м].
Как располагаются органы речи (губы, зубы, язык) при его произнесении? (губы сжимаются, не растягиваясь в стороны; зубы не касаются друг друга; язык лежит свободно)
Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит? (встречает)
Какую? (губы сжимаются)
Раз воздух встречает преграду, значит звук [м] согласный или гласный?

Б) А сейчас третье задание от Мальвины. (Задания из ТРЕТЬЕГО КОНВЕРТА)
Ребята, повторите скороговорку и найдите в ней слова с буквой «м». Сделайте звукобуквенный анализ этих слов.
Да, задание нелёгкое. Но я думаю, что мы справимся, верно?
На доске записана скороговорка.
СЛАЙД 7
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
Скороговорку читает учитель. Дети хором и по отдельности стараются быстро повторить ее. Проводится звукобуквенный анализ.
СЛАЙД 7
- Найдите в скороговорке слова, где есть буква М. (Мила, мыло)
а) звуковой анализ слов  Мила, мыло (по схеме).
На доске и на парте.

На доске:
Мила Мыло
1. Звукобуквенный анализ слов «Мыло» и «Мила» с помощью цветных фишек.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Мыло».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
· Выделите интонационно 1-й звук в слове «Мила».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками

2. Упражнение в различении твердого и мягкого звуков.
Предлагаю поучиться различать звуки [м] и [м'] в словах. Для этого поиграем в игру «Твердый - мягкий». Вам понадобятся квадратики двух цветов: синий и зеленый. Если в слове звук [м] поднимите синий квадратик, если [м'] – зеленый.
 Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий:
                       а) Наша Таня громко плачет
                          Уронила в речку (мячик),[ м’ ]
                       б) Руки мыть пошла Людмила,
                         Ей понадобилось (мыло) [ м ]
                       в) Без работы хоть убей
                          Жить не может (муравей) [ м ]
                       г) На полу скребется (мышка)
                         Спит в берлоге бурый ( мишка) [ м’ ]
                      д) Мальчик мал и очень мил.
                         Он водичкой руки (мыл) [ м ]

Слайд 8
Молодцы, ребята. Вы справились с третьем заданием Мальвины и за это она дает вам третью карточку. (Карточка с буквой Л, перевернута)
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

Слайд 9
3. Знакомство с буквой «Эм» М
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан

– На что похожа буква М?

ЧЕТВЁРТЫЙ КОНВЕРТ.
Мальвина нам приготовила четвёртый конверт. Давайте посмотрим, что же в нём интересного?
На что похожа буква «эм»? (ответы детей)
Послушайте стихи моих помощников о букве М (ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ)

Палочка и палочка,
А между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

Мама, глянь-ка! Две горы
Словно две родных сестры!
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали.

П куда-то торопилась,
Посреднике проломилась,
П не П теперь совсем –
Она стала буквой М.

Слайд 10
За выполнение этого задания вам еще одна карточка (О, перевернутая)

ПЯТЫЙ КОНВЕРТ
Прочитайте слоги с новой буквой, которые записаны на доске и в учебнике.
Слайд 11-12
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ. Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.

СЛАЙД 13
Мне понравилось, как вы выполнили это задание, поэтому я вам даю следующую карточку (Д, перевернутая)

ШЕСТОЙ КОНВЕРТ
Научились вы читать, а теперь пора познакомится с письмом буквы м
Ребята, действительно, со звуками познакомились, слоги прочитали. Пора и научится писать букву «М».
Прежде чем начать писать букву. Давайте приготовим руку к письму.
СЛАЙД 14
Рассмотрите печатную букву Мм и прописную. Чем они похожи? Чем отличаются?
У Вас на партах лежат разрезанные буквы М печатная и прописная, нужно собрать картинки, чтобы получилась буква М печатная и прописная. Выполните это задание самостоятельно. Я пройду проверю, как у Вас получилось

Также у Вас на партах лежит тарелка с песком. Перед началом письма отработаем письмо буквы М в этих тарелках. Запишем пальчиком букву М.
СЛАЙД 15

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. За это получаем карточку из шестого конверта (Ц, перевернутая)

СЕДЬМОЙ КОНВЕРт
Ребята, и у нас остался последний конверт от Мальвины с последним заданием. Давайте с ним познакомимся.

Запишите в своих тетрадях по образцу букву «М»
СЛАЙД 16
Рассмотрите письменную букву Мм. Из каких элементов состоит?
– Рассмотрите образец заглавной буквы М. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы М. (Буква М состоит из трех элементов. Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от той же точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины широкой вспомогательной строки. Пишем третий элемент – длинную палочку с закруглением вправо.)


Сели прямо, ноги вместе,  Под наклон возьмём тетрадь. 
Левая рука на месте,  Правая рука на месте, 
Можно начинать писать.
А теперь пропишем букву М у себя в тетради
М М


СЛАЙД 17

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. За это получаем карточку из шестого конверта (Ц, перевернутая)

Ребята, вы удачно выполнили задания нашей героини. А кто догадался, почему к нам на урок сегодня пришла именно Мальвина?
Мальвина отдала вам карточки. Давайте перевернем их и узнаем волшебное слово Мальвины. (МОЛОДЦЫ!)

Дети слушают.
Дети отвечают на вопросы.



5. Рефлексия.
Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Все ли мы их выполнили?
С какими звуками мы работали сегодня на уроке? Расскажите все, что вы узнали об этих звуках? Какой буквой эти звуки обозначатся на письме?
Что вам понравилось на уроке?
Над чем мы продолжим работать на следующих уроках?
Мальвине тоже понравился Ваш урок. Давайте в знак нашей благодарности подарим ей букет цветов. Посмотрите на доску, что не хватает у нашего букета (лепестков).
Ребята, у Вас на партах лежат лепестки двух цветов красного и жёлтого. Сейчас мы не просто приклеим лепестки для нашего букета, а Вы выберите тот цвет, который считаете нужным. Если у Вас на уроке всё получилось, выбираете красный лепесток и приклеиваете, если у Вас были трудности и что-то не получилось, то жёлтый. Наши гости тоже могут оценить урок, написав что свои пожелания, предложения, что понравилось, что нет.
Также наши гости могут сами оценить ребят, подарив смайлики тем ребятам, которые сегодня были активны.
Приклеиваем лепестки
Какой красивый у нас получился букет.
СЛАЙД 18
Спасибо Вам, ребята, за урок. Все были молодцы сегодня.
Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.
Оценивают свою работу на уроке.
Личностные:
- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
- принятие целей урока
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Я ё ю е и


А О У Э Ы




 
·