Урок Солнце. Солнечная система (5 класс)
Урок природоведения в 5 классе
Дата:
Тема: Солнце. Солнечная система.
Тип урока: урок – путешествие
Цели:
Дать представление о небесных телах во Вселенной, что такое Солнечная система.
Развивать внимание, воображение, расширять словарный запас, активизировать речь.
Воспитывать интерес к учению, чувство ответственности.
Оборудование:
Презентация фильма для учащихся « Планеты, звёзды»
Карточки с заданием для закрепления материала
Ход урока
Организационный :
Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Вселенной. Вы не только вспомните что такое космос, звёзды, планеты, кто изучает небесные тела, но и узнаете что такое Солнце и Солнечная система. Вы познакомитесь с названиями планет Солнечной системы.
На мониторе изображение Солнечной системы (планеты и их названия закрыты)
Повторение
Мы совершим с вами путешествие по Вселенной. Но чтобы узнать, что такое Солнце, Солнечная система, названия планет вам надо ответить на вопросы. Ваши правильные ответы помогут нашему путешествию.
Итак, с каждым правильным ответом для нас будет открываться новая планета.
Что такое космос? (это пространство между небесными телами)
Небесные тела это ? - ( все планеты и звёзды)
Что такое звёзды? (это огромные раскалённые светящиеся шары)
Наука, изучающая небесные тела? (астрономия)
Звёзды, Солнце, Луна – это живая или неживая природа? (неживая)
Люди, изучающие небесные тела? - (астрономы)
Звёзды или планеты излучают свет и тепло? – (звёзды)
Специальный прибор, созданный для изучения Вселенной? – (телескоп)
Молодцы, ребята! Вы ответили на восемь вопросов и открыли для себя восемь планет, которые вращаются вокруг солнца.
Эти планеты называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Изучение нового:
Солнце – это небесное тело, которое излучает свет и тепло. Солнце – самая близкая к нам звезда, поэтому оно кажется нам больше всех звёзд во Вселенной. Во все стороны от Солнца расходятся яркие лучи, которые движутся быстрее всего на свете. Солнечные лучи очень горячие. Лучи согревают нашу Землю. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни животных, растений и человека.
Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему. Эти планеты, как вы уже
· узнали , называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Днём там очень жарко, а ночью ледяной холод.
Венера по размерам почти такая же, как Земля
Поверхность Марса имеет красноватый цвет.
Юпитер – самая большая из планет. На его поверхности постоянно бушуют сильные бури.
Сатурн окружён множеством ярких колец.. Они состоят из обломков льда и камней.
Нептун состоит из газа и льда и мерцает голубоватым цветом.
Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца, поэтому получают различное количество света и тепла. Планета Земля оказалась на таком расстоянии, что на ней смогла зародиться жизнь.
Помимо планет, вокруг солнца вращаются тысячи малых небесных тел. Их называют астероидами.. Солнце, планеты, спутники и астероиды входят в состав Солнечной системы.
Работа с учебником
Учащиеся читают текст учебника по частям. Отвечают на вопросы, объясняют слова, раскрывают значение данных слов. Работают с иллюстрациями к тексту.
Закрепление материала. Работа по карточкам.
Подчеркнуть правильный ответ:
Самая большая планета – это Уран, Юпитер, Венера.
Жизнь есть на планете: Марс, Меркурий, Земля
Ближайшая к Солнцу планета: Нептун, Сатурн, Меркурий.
Состоит из газа и льда: Венера, Земля, Нептун.
Астероиды – это малые небесные тела, звёзды, Марс.
Вокруг Солнца вращаются: 6 ; 8; 7планет,
Ближайшая к нам звезда: Марс, Солнце, Меркурий.
Жизнь на Земле невозможна без: астероидов, Урана, Солнца.
Итог урока
Сегодня на уроке вы узнали о том, что Солнце – это ближайшая к нам звезда. Солнце представляет собой раскалённый шар. Без Солнца невозможна жизнь на Земле.
Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему.
Задание на дом: Стр. 6 – 8. Оценивание работы учащихся.
15