Разработка родительского собрания на тему Формирование жизнестойкости учащихся

Разработка родительского собрания по теме
«Формирование жизнестойкости обучающихся»
Цель:
- повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности их ребенка;
- научить родителей находить первые признаки того, что их ребенок находится в стрессовой ситуации;
достижение более глубокого понимания стрессовых ситуаций у детей;
поиск путей совладания с различными жизненными ситуациями;
нахождение путей активного разрешения сложившихся проблем. 
Предварительная работа:
выбор темы собрания;
определение целей родительского собрания;
изучение педагогом и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме;
проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
приглашение родителей и других участников собрания;
разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток для родителей;

Ожидаемые результаты:

 толерантное отношение к проблемам своих детей;  умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации;  компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей.
Оборудование
памятки для родителей;
видеоаппаратура.
Присутствующий специалист: школьный психолог.


Ход родительского собрания:
Педагог: здравствуйте уважаемые родители, наше собрание будет посвящено актуальной теме на сегодняшний день, это «Формирование жизнестойкости обучающихся».Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются: учеба, непонимание со стороны родителей или сверстников, чувство одиночества. И всему этому есть причины. Сегодня мы с вами поговорим о причинах, признаках и способах решения некоторых возможных проблем, с которыми сталкиваются дети и родители и попытаемся реконструировать их. 
И хотелось бы вам прочитать Вечную детскую мудрость:
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть, И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха–поймут всё без труда. Слова порой запутаны, пример же– никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии– вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и умным словесам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет, Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»
Вечная детская мудрость
Педагог: Что вы услышали в этих строках? (ответы и мнения родителей).
Давайте познакомимся с понятием жизнестойкости ребенка.Жизнестойость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним.
Уважаемы родитель, вы только услышали определение жизнестойкости ребенка, как по вашему мнению, что представляет из себя ребенок с высокой жизнестойкостью?(ответы родителей и обмен мнениями по теме).
Педагог: Вы совершенно правы, вот как описывают психологи детей которые имеют достаточный уровень жизнестойкости: «они осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.  Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания: (включается слайд шоу) Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.№1
Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.№2 Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.№3 Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.№4 Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.№5 Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.№6 Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.№7 Поощрение активности ребенка.№8 Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.№9 Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.№10 Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.№11 Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.№12 Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.№13.(конец показа слайдов).

Педагог: Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.
Родителям следует помнить, что большинство самоубийств связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40 процентов опрошенных учеников начальных классов в одной из школ города Москвы, ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные.
Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3 % опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви -18 %; тяжёлое материальное положение - 5 %; проблемы, связанные с учёбой - 11 %; безвыходная ситуация - 8,7 %.
Педагог: Школьная неуспеваемость и школьная неуспешность. Как вы думаете, это одна и та же проблема? (Ответы родителей и обсуждение понятий)
Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости.  Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности.  К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации и игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей)  Признаки школьной неуспеваемости. 1 Быстро устает от умственной деятельности, особенно на уроках русского языка, ма
·тематики.  2 Часто отвлекается, суетлив, чрезмерно подвижен.  3.Высокая степень тревожности.  4.Импульсивные проявления негативных реакций (на замечания взрослых, на собственные ошибки).  5.Не хочет учиться, боится (избегает трудностей).  6.Плохо понимает новый материал.  7.Выучив правило, не умеет его применять.  8.Трудно запоминает материал, воспроизводит неполно, неточно.  9.Самотоятельно заниматься не умеет, делает уроки только по принуждению и под контролем.  Причины школьной неуспеваемости:  неблагоприятная наследственность; ( нарушения нервной деятельности;( общая неспособность к интеллектуальному труду;( физическая ослабленность;( педагогическая запущенность;( боязнь школы, учителей;( Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые.
Решение ситуаций:
( Ситуация (для родителей) Как вы поступили бы в данной ситуации? Родители, узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников (обсуждение, реконструирование ситуации) Педагог: Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками? (Обсуждение).
Педагог: Обязательно предупредите учителя о проблемах ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.п.). Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Педагог: Выберите вариант (варианты) ответа Причинами возникновения проблем у ребенка во взаимоотношениях с учителем являются: а) личностные особенности (замкнутость, чрезмерная обидчивость и др.); б) полное отсутствие интереса к учебе, отсутствие учебных навыков; в) завышенные требования к ребенку, без учета его возможностей Все ответы верны.
( Ситуация(для родителей)  Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.  Психолог:  Как вы думаете, что чувствует ребенок?  (обсуждение, реконструирование ситуации)  Какие могут быть последствия данных требований? (Завышенные требования к ребенку ведут к развитию тревожности)  Психолог:  Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо школой  Неадекватные требования (чаще всего завышенные).  Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение  Психолог:  Как вы думаете, как можно помочь тревожному ребенку?  (варианты родителей, обсуждение)  Психолог:  Прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.  Повышайте самооценку ребенка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых.  Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.  Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях. 
Проводит психолог:  Упражнение: «Имя–характер»  Цель: Транслировать положительный образ ребенка.  Задание заключается в том, чтобы назвать положительные черты характера своего ребенка, начинающееся на каждую букву имени. 
Психолог: Уважаемые родители, мы должны быть очень внимательны к своим детям. Вы первые можете заметить изменения в поведении своих детей, которые могут свидетельствовать о тех или иных нарушениях и принять соответствующие меры. Это могут быть такие изменения как: резко и часто меняющееся настроение, нервозность, непредсказуемость, замкнутость, безразличие ко всему, нежелание идти в школу, нежелание говорить о своей школьной жизни. Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка у вас сформировались свои собственные правила, методы и секреты. (родители делятся со своим опытом, удачами и неудачами)
Рекомендации родителям:  «Как надо говорить с ребенком»  Если Вы слышите  Обязательно скажите  Не говорите  «Ненавижу – школу!» «Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?» «Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!»  «Все кажется таким безнадежным.  Что толку?» «Иногда мы чувствуем себя подавленными  Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь». «Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»  «Всем было бы лучше без меня» «Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?» «Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом»  «Вы не понимаете меня!» «Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!» «Кто же может понять подростка в наши дни?»  «Мама, я совершил скверный поступок!» «Давай сядем и поговорим об этом». «Что посеешь, то и пожнешь!»  «Что, если у меня не получится» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное!» «Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!».
Педагог: уважаемые родители, представляем Вашему внимаю, памятки, которые вам помогут разобраться с возникшими трудностями (раздает памятки).

Рефлексия. Упражнение «Чему Я научился». На экране появляются предложения.  Вам предлагается сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая на собрании. Пожалуйста,скажите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на экране: Я научился...  Я узнал, что.  Я нашел подтверждение тому, что...  Я обнаружил, что...  Я был удивлен тем, что  Мне нравится, что...  Я был разочарован тем, что...  Самым важным для меня было

Педагог: Подводя итоги нашего собрания, хочется сказать, что мы с вами должны приложить все свои силы, потратить огромные усилия на профилактику стрессовых ситуаций и помощь в выборе оптимальной стратегии для разрешения проблемной ситуации.











Заголовок 1 Заголовок 315