Разработка родительского собрания формирование жизнестойкости обучающихся


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
-5556838370
Родительское собрание


«ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
.
Выполнила: Момотова Роза Юсуфовна,
классный руководитель,
социальный педагог
ст.Спокойная
2016год
Цель и задачи:
- повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности их ребенка;
- научить родителей находить первые признаки того, что их ребенок находится в стрессовой ситуации;
-достижение более глубокого понимания стрессовых ситуаций у детей;
-поиск путей совладения с различными жизненными ситуациями;
-нахождение путей активного разрешения сложившихся проблем
-целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий(спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества.
Предварительная работа:
выбор темы собрания;
определение целей родительского собрания;
изучение педагогом и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме;
проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
приглашение родителей и других участников собрания;
разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток для родителей;
Ожидаемые результаты:
• толерантное отношение к проблемам своих детей;• умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации;• компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей.
Оборудование
памятки для родителей;
мультимедийное устройство
Присутствующий специалист: педагог-психолог школы.
Ход родительского собрания
Классный руководитель : актуальная тема на сегодняшний день, это жизнестойкость обучающихся, а начну наше собрание стихами:

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,И лучше проводить меня, чем указать мне путь.Глаза умнее слуха –поймут всё без труда.Слова порой запутаны, пример же– никогда.Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.Добро увидеть в действии– вот лучшая из школ.И если все мне рассказать, я выучу урок.Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.Должно быть, можно верить и умным словесам,Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»
Классный руководитель :Что вы услышали в этих строках? 
(ответы и мнения родителей).
Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются: учеба, непонимание со стороны родителей или сверстников, чувство одиночества. И всему этому есть причины. Сегодня мы с вами поговорим о причинах, признаках и способах решения некоторых возможных проблем, с которыми сталкиваются дети и родители, и попытаемся реконструировать их. 
Давайте познакомимся с понятием жизнестойкости ребенка.
Жизнестойкость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним.

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей? Можно выделить 5 общих качеств:
1.Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
2.Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
3.Независимость.Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние(они мало подвержены внушению).
4.Стремление к достижению. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
5.Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.
Классный руководитель: как описывают психологи детей, которые имеют достаточный уровень жизнестойкости: «они осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. 
Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:
1. Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
2. Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.3. Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.4. Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.5. Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.6. Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.7. Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.8. Поощрение активности ребенка.9. Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.10. Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.11. Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.12. Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.13. Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости
Классный руководитель: Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.
Родителям следует помнить, что большинство самоубийств связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40 процентов опрошенных учеников начальных классов в одной из школ города Москвы, ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные. Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3 % опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви -18 %; тяжёлое материальное положение - 5 %; проблемы, связанные с учёбой - 11 %; безвыходная ситуация - 8,7 %.
Мной был проведен социальный опрос учащихся школы и класса .Данные работы показали, что у нас в школе и в частности в классе имеются те же проблемы, что и у столичных ребят. Вашему вниманию я представлю результаты социального опроса в сравнении с результатами учащихся г.Москвы, учащихся нашей школы и учащихся нашего класса.
москвакласс школа
тяжелое мат.положение 5 9 11
проблемы с учебой 11 7 8
безвыходн.ситуации9 7 6
плохое отношение со сверстниками 11 8 10
затяжн.депресси одиночество и безотв.любовь18 9 14

Классный руководитель : Школьная неуспеваемость и школьная неуспешность. Как вы думаете, это одна и та же проблема?
(Ответы родителей и обсуждение понятий)
Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности. К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации и игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) .
Признаки школьной неуспеваемости.
1 Быстро устает от умственной деятельности, особенно на уроках русского языка, математики. 2 Часто отвлекается, суетлив, чрезмерно подвижен. 3. Высокая степень тревожности. 4. Импульсивные проявления негативных реакций (на замечания взрослых, на собственные ошибки). 5. Не хочет учиться, боится (избегает трудностей). 6. Плохо понимает новый материал. 7. Выучив правило, не умеет его применять. 8. Трудно запоминает материал, воспроизводит неполно, неточно. 9. Самостоятельно заниматься не умеет, делает уроки только по принуждению и под контролем. 
Причины школьной неуспеваемости: - неблагоприятная наследственность; - нарушения нервной деятельности;- общая неспособность к интеллектуальному труду;- физическая осабленность;- педагогическая запущенность;- боязнь школы, учителей;Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые.
Решение ситуаций:
Ситуация 1. Как вы поступили бы в данной ситуации?
Родители, узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников (обсуждение, реконструирование ситуации)
Классный руководитель  Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками? (Обсуждение).
Классный руководитель  Обязательно предупредите учителя о проблемах ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.п.).• Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.• Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.• Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.• Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.• Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.• Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Классный руководитель: Выберите вариант (варианты) ответа
Причинами возникновения проблем у ребенка во взаимоотношениях с учителем являются:а) личностные особенности (замкнутость, чрезмерная обидчивость и др.);б) полное отсутствие интереса к учебе, отсутствие учебных навыков;в) завышенные требования к ребенку, без учета его возможностейВсе ответы верны.. Ситуация 2 .
Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса. 
Педагог-психолог: Как вы думаете, что чувствует ребенок? (обсуждение, реконструирование ситуации) Какие могут быть последствия данных требований? (Завышенные требования к ребенку ведут к развитию тревожности) 
Педагог –психолог
• Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо школой • Неадекватные требования (чаще всего завышенные). • Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение 
Педагог-психолог Как вы думаете, как можно помочь тревожному ребенку? (варианты родителей, обсуждение) 
Педагог-психолог • Прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка. • Повышайте самооценку ребенка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых. • Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. • Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях. 
Работа педагога –психолога школы с родителями
Педагог-психолог: Предлагаю вам ответить на вопросы теста: «Стресс-тест»
«Стресс-тест»
Вам необходимо прослушать утверждения и выразить степень своего
согласия с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Например, на неприятную ситуацию следует реагировать улыбкой и шуткой. Можно предложить ребенку выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером и поступать как он в сложных ситуациях.
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физическою здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.  Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние опытные тренеры используют для регуляции психического состояния спортсменов.
Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.
В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.
В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что выявить нарушения в психоэмоциональной сфере и подобрать средства профилактики для такого типа расстройств самим родителям бывает очень сложно, поэтому в данном случае следует обратиться за помощью к специалисту, в частности, к психологу.
И, наконец, уважаемые родители, помните о том, что своим теплом, заботой и поддержкой Вы сможете сохранить психоэмоциональное здоровье вашего ребенка и подарить ему счастливое детство.
Классный руководитель: уважаемые родители, представляем Вашему вниманию, памятки, которые вам помогут разобраться с возникшими трудностями (раздает памятки).
Рефлексия. Упражнение «Чему Я научился». На экране появляются предложения. 
Вам предлагается сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая на собрании. Пожалуйста, скажите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на экране:
Я научился... Я узнал, что…. Я нашел подтверждение тому, что... Я обнаружил, что... Я был удивлен тем, что… Мне нравится, что... Я был разочарован тем, что... Самым важным для меня было
Классный руководитель : Подводя итоги нашего собрания, хочется сказать, что мы с вами должны приложить все свои силы, потратить огромные усилия на профилактику стрессовых ситуаций и помощь в выборе оптимальной стратегии для разрешения проблемной ситуации.