Разработка родительского собрания на тему Формирование жизнестойкости обучающихся
Разработка родительского собрание на тему :
«Формирование жизнестойкости обучающихся».
Цель : ознакомить родителей с понятием жизнестойкости, ее принципами;
определить способы формирования жизнестойкости у подростков
Ход родительского собрания.
Каждому человеку за свою жизнь приходится решать много сложных жизненных задач. Одна и та же ситуация на разных людей оказывает разное влияние: одних она может «сломать», другие же из нее вынесут положительный опыт – она их «закалит».
Как вы считаете, почему так происходит?
Всё зависит от того на сколько развита жизнестойкость человека.
Давайте обсудим: как можно определить понятие жизнестойкость?
Определение жизнестойкости из психологического словаря.
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ англ. resilience – способность нормально функционировать и развиваться, несмотря на явно неблагоприятные условия. В переводах иногда синонимично используют термин «жизнеспособность». (Жизнеспособные дети справляются с опасной средой благодаря твердой уверенности в своих силах, навыкам преодоления трудностей и умению избегать опасных ситуаций, они способны противостоять подстерегающим их бедам или оправляться от них…)
Другими словами жизнестойкость - это умение справляться со стрессовой ситуацией.
Основы жизнестойкости
Жизнестойкость человека включает три основы: вовлеченность, контроль, принятие риска. Чем более выражены эти компоненты, тем меньше мы воспринимаем стресс. Человек перестает считать стрессовые ситуации значимыми, поэтому снижается напряжение.
Вовлеченность – это убеждение, которое заставляет осознать, чем больше мы вовлекаемся в окружающий мир, тем больше шансов найти для себя что-то действительно стоящее. Если вовлеченность выражена мало, то человек будто выходит из жизни, чувствует себя лишним, отвергнутым.
Контроль позволяет думать, что мы способны изменить ситуацию, если будем бороться. Противоположностью контролю станет беспомощность. Если чувство контроля выражено сильно, человек становится хозяином своей жизни. Он осознает, что сам выбирает свой путь, сам принимает решения.
Принятие риска также можно назвать вызовом. Человек понимает, что любой опыт, негативный или позитивный, становится источником знаний. А эти знания влияют на развитие происходящего вокруг нас. Сильно выраженное принятие риска заставляет человека воспринимать жизнь как источник опыта. Он не считает, что безопасность и комфорт являются целью. Он может действовать на свой страх и риск, даже если нет гарантий на успешный исход любого дела. Получение знаний из опыта будет полезным в будущем – эти знания можно активно применять на практике.
Что же влияет на развитие компонентов жизнестойкости?
Развитие основ жизнестойкости начинается с самого детства и продолжается до подросткового возраста. На выраженность компонентов оказывают огромное влияние отношения родителей и ребенка.
Компонент вовлеченности будет хорошо развит, если ребенок ощущает поддержку и доверие, любовь и одобрение.
Если ребенок чем-то хочет с вами поделиться - не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова - подростки часто замыкаются в себе.
Принимайте участие в достижении целей, поставленных вашим ребенком. Это — очень важно для самоопределения.
Компонент контроля будет выраженным, если родители позволяют ребенку проявлять инициативу, учат его ответственности за свои поступки, дают самостоятельно справляться с задачами.
Подросток стремится к самостоятельности, он желает сам принимать решения. Задача взрослого объяснить, что самостоятельность предполагает ответственность. И теперь ответственность за все происходящее в жизни ребенка и вашей семьи лежит не только на родителях, но и на нем.
Необходимо научить ребенка не бояться собственных ошибок, ведь благодаря им у него появится опыт. Полезно привести примеры из собственной жизни.
Компонент принятия риска. На его развитие влияет неоднородная среда, новые впечатления и эмоции, богатая палитра чувств.
Сальваторе Мадди говорит, что выраженность трех основ жизнестойкости помогает справиться со стрессом, увеличивает работоспособность, позволяет сохранить здоровье.
Помните!
Подростки с низкими показателями жизнестойкости испытывают отчужденность, неуверенность , они ощущают себя «вне жизни». Такие дети не склонны идти на риск и приобретать новый опыт.
Подростки с высокими показателями жизнестойкости проявляют уверенность, они не подвержены стрессовым ситуациям и извлекают из них положительный опыт.