Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природные явления и погода
«Окружающий мир» 3 класс.
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОГОДА
Цели: познакомить с понятиями «природные явления», «погода» (облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений, приборами для определения направления и силы ветра; продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой, развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки; воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Оборудование: выставка рисунков. Изменения в природе (в школе, в классе), картины разной погоды, условные знаки природных явлений, таблицы «Природные явления». «осадки», «ветер»; флюгер, настенный дневник наблюдений.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Актуализация знаний
II. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков «Изменения в природе (в школе, в классе)» .
– Какие изменения происходят с вами? А в нашем городе? На селе? В природе в утренние и вечерние часы?
– Какие изменения вы заметили в природе, когда шли в школу?
– Назовите изменения, которые вам приятны, а какие огорчают вас? Что повторяется в жизни растения? животного? человека?
- Ответы детей.
Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).
Постановка учебной задачи
– В природе все время происходят разнообразные изменения, и эти изменения называются природными явлениями. Тема нашего урока – «Природные явления и погода». Мы узнаем, какие природные явления характеризуют погоду, каким может быть ветер.
Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.
Открытие детьми нового знания
Работа со стихотворением О. Дриза (с. 26).
– О каких явлениях природы рассказал поэт в стихотворении? (Светит солнце, ненастье, дождь, снегопад.) рассмотрите иллюстрацию на этой же странице. Какое природное явление изображено? (Облачность.)
– Что вы знаете об облаках?
Работа с текстом учебника (с. 26–27).
– Отметьте понятия, связанные с характером погоды.
На доске:
– Посмотрите в окно на небо. Определите состояние облачности.
– Предложите свои варианты условных знаков и нарисуйте их на доске.
– Для обозначения состояния неба приняты стандартные условные знаки, по которым каждый может догадаться, что они обозначают. (К табличкам добавляем условные обозначения облачности: .)
В течение всего года каждый из вас будет вести дневник наблюдений за погодными изменениями. Его можно найти в рабочей тетради (с. 61). Учиться заполнять дневник вы будете постепенно, по мере знакомства с различными характеристиками погоды. (Рассматривание дневника наблюдений.)
Работа по рабочей тетради (задание 14).
(Осадки: дождь, роса, туман, град, снежинки, иней.)
– Какие осадки выпадают из облаков? (Дождь, град, снег.)
– Какие осадки образуются у земли? (Туман, иней.)
– Какие осадки образуются на поверхности почвы? (Роса, иней.)
– Когда выпадает роса? (Летом, утром.)
– Когда можно увидеть иней на поверхности земли и на ветвях деревьев? (Зимой.)
На доске:
Выполнение заданий.
Работа с текстом учебника.
Работа по рабочей тетради, самостоятельно.
Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.
Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.
Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.
Декодировать и кодировать условные знаки погоды.
Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.
Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.
Физминутка.
Игра «Причины и следствия».
Много дней жарко и нет дождей – (наступает засуха).
Небо затягивают слоистые дождевые облака – (наступает ненастье).
После жаркого дня наступает холодная ночь – (выпадает роса).
После теплого дня ночью мороз – (на почве появляется иней).
Вывод: очень важно уметь наблюдать за изменениями в природе.
– Отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
– Наш разговор пойдет о том, что такое ветер, каким может быть ветер.
Работа с текстом учебника (с. 28–29).
– Что такое ветер? (Ветер – это перемещение воздуха из одного места в другое. От ветра может стать теплее или похолодать.)
ВЕТЕР
– Для чего ты дуешь, ветер,
Травы чуткие клоня?
– Когда дую –
Я приметен,
А утихну –
Нет меня.
– Для чего ты дуешь летом?
Что за польза от тебя?
– Подгоняю тучу эту.
Видишь, нивы ждут дождя?
– А зимой зачем ты дуешь?
Для чего такая прыть?
– Чтобы снегом в стужу злую
Землю спящую укрыть.
По весне бужу я почки,
Ручейки бужу в горах,
Чтобы в рост пошли росточки,
Пели птицы на ветвях.
В летний зной дарю прохладу
Винограднику и саду,
И в награду за труды
Зреют сладкие плоды.
Г. Иса-заде
– Отметьте признаки, по которым мы определяем ветер. (Ветви деревьев качаются, слышен шорох, развевается флаг, надувается парус и т. д.)
– Чем отличается летний ветер от осеннего? (Летний ветер жаркий, а осенний ветер прохладный.)
– От чего зависит сила ветра? (От скорости движения воздушных масс.)
– Какими условными знаками обозначается сила ветра? (См. рабочую тетрадь, с. 60.)
На доске:
Работа по рабочей тетради (задание 16).
– Как определяют количество дождевых осадков, направление и силу ветра? (Флюгер указывает направление ветра и силу ветра.
Ветроуказатель развевается в ту сторону, куда дует ветер, и поднимается тем выше, чем сильнее ветер.
Чашки – полушария чашечного ветромера вращаются тем быстрее, чем сильнее ветер.)
– Кому и почему важно знать направление и силу ветра? (Орлу, чтобы парить в высоте, высматривая добычу. Медузе, чтобы не быть выброшенной на берег. Морякам, рыбакам, летчикам. При запуске ракет с космическими кораблями, при тушении пожаров. Спортсменам.)
– Людей, изучающих погоду, называют метеорологами. Расскажите, что вы знаете о метеослужбе и метеорологах
Работа в парах (обсуждение и защита своих суждений)
Работа по рабочей тетради, самостоятельно.
Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.
Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.
Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.
Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).
Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда.
Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.
7.Рефлексия деятельности
Подводя итог урока, предложите ученикам вспомнить и назвать познавательные и учебные задачи, которые они решали на
уроке, назвать способы их решения (рассуждали, высказывали свои
предположения, проверяли их по учебному тексту, проводили опыты) и обобщить знания о погоде, которые они «открыли» на уроке.
Домашнее задание: рабочая тетрадь (задания 13–15). Учебник (с. 26–29).
Выбирается «дежурный по погоде», который с помощью учителя готовит доклад о состоянии погоды и ведет записи в классном настенном дневнике наблюдений (увеличенный дневник из рабочей тетради).
Ответы учащихся. Фронтальная работа.
Регулятивные
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха
–ђЗаголовок 315