Конспект урока по истории России Восточные славяне. (6, 10 класс)

Конспект урока

Тема: Восточные славяне и племена на Дальнем Востоке в V-VI веке
Урок- объяснение нового материала

(6 класс, 10 класс)

Учитель: Труханова А.А.
1. Цель: 1. Определить с учащимися происхождение восточных славян, выделить существующие источники.
2. Сформировав яркое образное представление о жизни, основных занятиях и верованиях восточных славян, воспитать чувство гордости и патриотизма у учащихся.
3. Проследить территорию расселения и основные торговые пути славян.
4. Развивать картографические, образные, логические и оценочные умения. (Слайд №2).
2. План урока: 1. Происхождение восточных славян и их ближайшие соседи (Слайд № 3,4).
2. Общины земледельцев (Слайд № 5).
3. Основные занятия: (Слайд № 6,7,8)
а) Земледелие
б) С/Х культуры
4. Духовный мир славян (Слайд № 9-11)
5. Дальневосточные племена, расселение, образ жизни, основные занятия (Слайд № 12-14).
6. Духовный мир (Слайд № 15).
7. Проверь себя! (Слайд № 16).
8. Домашнее задание. (Слайд № 17).
3. Домашнее задание: 6 класс: § 3. выполнить задание на с.31.
10 класс: §1-2. Выделить причины возникновения древнерусского государства


Оборудование: 1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер
3.ЦОРы «История России с древнейших времен до XVI века».
Освоение нового материала:
1. Происхождение и расселение восточных славян. Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке, имевших во внешнем облике много общих черт. Эти племена находились в постоянном движении, передвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейцев
племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков. Примерно 2 тысячи лет до н, э. из индоевропейских племен выделились балто-славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы. В V веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до реки Одер.
В V веке славянские племена мощными потоками устремились на восток и на юг. Они дошли до верхнего течения Волги и до Белого озера, до берегов Адриатики, проникли на Пелопоннес. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви восточную, западную и южную.
Восточные славяне заселили в V-VI веках обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, то есть большую часть Восточно-Европейской равнины. (Слайд № 3,4).
2. Общины земледельцев. Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. объединялись на основе кровного родства, Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную сменила соседская (территориальная) община вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет вече сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений инородных племен славяне собирали народное ополчение, которое троилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).
Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли племенные союзы. На территории Восточно-Европейской равнины проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов, Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах Ильменского озера и реки Волхов. (Слайд № 5)
3. Хозяйство славян. Основные занятия славян были земледелие, скотоводство, рыболовство, бортничество, ремесло и торговля. (Слайд № 6).
Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зоне Приднепровья, богатой плодородными землями. Славяне использовали участки в течение нескольких лет до полного истощения почвы, а затем переходили на новые. Истощенная земля не обрабатывалась примерно 20-30 лет, до восстановления плодородия. Такая система земледелия называется переложной. (Слайд № 7).
Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной. Борону делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепились деревянные или железные зубья. На сев земледелец выходил в безветренный день, босиком, Из лукошка, висевшего на груди, горстями разбрасывал зерно. В конце лета наступала страда, во время которой созревшие колосья срезали серпами. (Слайд № 7)
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был их главной пищей, поэтому зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах выращивали овощи репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок. (Слайд № 8)
Славяне занимались также и скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, свиней. Большую роль в их жизни играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха шили верхнюю одежду. Шкурки пушных зверей, главным образом куницы, выполняли роль денег. У восточных славян развивались ремесла кузнечное, гончарное, ювелирное. (Слайд № 6), Материалы ЦОРа
4. Духовный мир славян. Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило бог солнца, Перун бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибог повелитель ветра, Волос (Велес) покровитель скотоводства, Мокошь (Ма-кошь) божество плодородия. (Слайд № 9).
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) оставались, по их мнению, в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода «нечистой силы». Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух леший. (Слайд № 10).
Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств идолы. Чтобы задобрить сердитого бога или заручится его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей. (Слайд № 11).
5. Дальний Восток. На юге российского Дальнего Востока археологи обнаружили сотни поселений и могильников, оставленных мохэ, киданиями и шивэй. Наиболее крупные из них Васильевское городище в Хабаровском крае, Краснояровское городище в Приморье, гора Шапка в Амурской области.
Народы, жившие в те далекие времена, говорили на разных языках, имели своеобразное хозяйство и быт, но многое их объединяло. (Слайд № 12).
Племена Дальнего Востока были кочевниками, поэтому об их образе жизни можно судить лишь по летописям и рисункам на стенах гробниц. На них изображены повозки и юрты. А летом они покидают их и кочуют в зависимости от достатка в воде и траве, а зимой вновь сходятся на жительство в землянки. (Слайд № 13).


Главными занятиями племен мохэ и шивэй были охота и рыболовство, занимались земледелием. Выращивали пшеницу, чумизу, гаолян, сою и фасоль. (Слайд № 14).
У древних племен развивались торговые связи. Они обменивались между собой продуктами питания, изделия-ми ремесел и охотничьей добычей. Мохэсцы приобретали у своих соседей необходимые им зерно, ткани, изделия из металла. Взамен они предлагали ценные меха (соболя, горностая), шкуры (оленей, тигров), полудрагоценные камни, женьшень, панты, кедровые орехи. (Слайд № 12).
В середине первого тысячелетия племена мохэ, киданей и шивэй жили в условиях родового строя. Во главе племени стоял вождь, богатый и уважаемый человек. Постепенно из числа рядовых облков выделилась родовая знать. Она присваивала добрую часть трофеев, захваченных во время набегов. Так появилась частная собственность. Через некоторое время к обычай наследования верховной власти от отца к сыну. Это разлагало родовой строй и создавало предпосылки возникновения государства. (Слайд № 13).
Религиозные представленная мохэ, киданей и шивэй, были главным образом, анимистическими. Они считали, что душа есть не только у людей и животных, но и у деревьев, рек и озер и даже у природных явлений ветра, дождя, дня и ночи. Им
приносили дары и жертвы. Мохэсцы верили в жизнь после смерти. (Слайд № 14).