Технологическая карта урока истории Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Технологическая карта урока истории
Ф.И.О. учителя: Голощапова Ольга Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «Центр образования»
Предмет: история
Класс: 6 а класс.
Тема урока Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (1 урок в теме)
Цель урока сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Основные цели:
1. Сформировать знания об этапах формирования древнерусского государства, его признаках и значении.
2. Тренировать умение работать с текстом, интерактивной презентацией как источниками новых знаний; соотносить единичные исторические факты и общие явления;
3. Тренировать умение анализировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях, умение оценивать свою деятельность;
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.
Задачи урока Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.
Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Личностные: формировать познавательный интерес к изучению нового; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях; социальная адаптация.
Метапредметные: развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности Карла Великого. Сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи
Планируемые результаты Учащиеся научатся показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места сражений; составлять рассказ по картине; составлять рассказ о важнейших событиях;
осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания;
работать в группе;
высказывать собственное мнение;
оперировать понятиями: внутренняя и внешняя политика, усобицы, вира, кровная месть…
Научатся определять политические цели. Получат возможность научиться: рассказывать о значении данного периода в истории России.
Формируемые компетенции Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности первых князей; выразить своё отношение к личности князя Ярослава.
Личностные:
проявление эмоционального отношения к деятельности;
формирование готовности к саморазвитию.
Познавательные:
исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом;
определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение;
описывать ступени школьного образования.
Регулятивные:
умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.
Коммуникативные:
готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; использовать электронные приложения к уроку;
умение скорректировать свои действия.
Формы и методы обучения Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Методы контроля: устный, тестирование
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные источники информации История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику под ред. А.А. Данилова История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс
Оборудование Компьютер, проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику под ред. А.А. Данилова История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс, канцелярские принадлежности.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Приветствие учащихся. Создание положительного настроя на продуктивную работу.
− Здравствуйте, ребята. Рада видеть, что у вас хорошее настроение. Я думаю, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке. Я желаю Вам успеха! Присаживайтесь.
- Представьте себе, что у нас есть волшебное кресло, которое может перемещать людей во времени. Мне нужен доброволец. Кто смелый? (Звуки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»)
- Попробуйте догадаться, кто же это.
- Ребята, как вы думаете, кто это? (Нестор)
- Что вы о нём знаете? (монах Киево-Печерского монастыря, написал летопись «Повесть временных лет») Ученик садится в кресло, вращается и перемещается в монашескую келью.
Нестор говорит: «Откуда есть пошла земля русская…»
«Расскажу я вам о том, кто любил церковные уставы, монахов уважал, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. Строил соборы и церкви. При церквях школы открывал. Библиотеку богатейшую создал. Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем , учение принимая книжное... А государство наше Древнерусское при нём расцвета достигло…» Осознанное восприятие речевого высказывания Прогнозирование и умение настроить себя на работу Умение слушать и вступать в мини-диалог
2. Актуализация и пробное учебное действие
-В каком государстве жил Нестор? (Россия, Русь, Древнерусское государство)
- Итак, мы с вами оказались в Древнерусском государстве (на доске карта и фраза из темы урока «Древнерусское государство»)
Фронтальная работа.
-Обратите внимание, у каждого имеется маршрутный лист ученика на сегодняшний урок. Подпишите его.
-Выполните задание:
-Предлагаю вам соотнести имена князей с тем вкладом, который каждый из них внёс в укрепление могущества Древней Руси.
Олег Игорь Ольга Святослав Владимир ?
879-912 912-945 945-957 957-972 980-1015 1019-
1054
Объединение Киева и Новгорода в одно государство Владения киевского князя впервые были названы Русской землей Установление уроков – размеров дани и погостов – мест сбора дани Военные походы против Византии, разгром Хазарского каганата, присоединение новых земель Крещение Руси. Строительство на юге оборонительных рубежей от набегов кочевников. ?
-Молодцы, справились! («Лишнюю» дату учитель предлагает тоже разместить.)
- Продолжите ряд. Кто будет следующим Великим киевским князем после Владимира? Ученики называют: Древнерусское государство.
Ученики работают на интерактивной доске: к именам и датам правления соотносят достижения правителей.
Ученик добавляет ещё одну дату правления. Фиксирование проблемы, решение задач известным способом Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль Умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания
3. Выявление места и причины затруднения
- Обратите внимание на годы правления князей. Святослав погиб в 972 г., а Владимир занял престол только в 980 г.
- Попробуйте предположить, что могло происходить целых 8 лет на Руси?
-Итак, что же мы знаем, чего еще не знаем (чем интересуемся), что предполагаем узнать.
По ходу учитель задает наводящие вопросы.
Обратите внимание, у каждого имеется маршрутный лист на урок. Подпишите его. Обучающиеся заполняют таблицу: знаю, интересуюсь, узнаю. Определяют содержательное поле изучения на урок.
Учащиеся делают предположение (усобица, борьба за власть).
Ученики заполняют таблицу на интерактивной доске.
Остальные работают в маршрутных листах. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение точно выражать свои мысли.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения -Исходя из затруднения, попробуйте сформулировать, что же вам предстоит сегодня узнать. Какие пункты плана вы могли бы предложить? Учащиеся составляют план урока.
1.Борьба за власть
Политика любого правителя делится на… (2 направления: внутреннюю и внешнюю)
2.Внутренняя политика
3.Внешняя политика
Поиск и выделение необходимой информации Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Воспринимают ответы обучающихся
5.Реализация построенного проекта 1.Борьба за власть сыновей Владимира
-Ой, кажется, Нестор что-то забыл. Что это? Свиток… Похоже это отрывок из «Повести временных лет»…
-Предлагаю вам стать исследователями, дипломатами, журналистами.
Согласно цвету бейджиков займите свои места в группах.
-Итак, нам надо разобраться, что же целых 4 года происходило на Руси?
Поработаем с различными источниками.
-Вы используете следующие источники информации: электронный образовательный комплекс (дивайс), карту Древнерусского государства, школьный учебник, справочную литературу, исторические документы. Обратите внимание, что у нас имеются Архив и Библиотека. Вы можете воспользоваться своим правом посещения.
Гр. №1 «Исследователи» Вы работаете на интерактивной доске. Исследуете карту.
В каких городах кто из сыновей Владимира правил.
Гр. №2 «Дипломаты» - Какие государства вмешивались во внутренний конфликт на Руси во время борьбы за власть после смерти Владимира?
Гр. №3 «Журналисты» - проводят журналистское расследование, ведут поиск информации в летописи, учебнике, ЭОК о борьбе сыновей Владимира за престол, об убийстве Бориса и Глеба.
-Затем вам нужно выступить перед классом.
-Возвращаемся к плану. Выполнили первый пункт. Отмечаем на карте (размещаем флажок). (1.Борьба за власть сыновей Владимира)
-Но мы пока не знаем, как он управлял государством.
-Внимание на экран. По ходу просмотра фильма вы можете делать пометки на полях маршрутного листа, которые помогут ответить нам на наши вопросы.
- Что вы узнали о Ярославе после просмотра фрагмента? Так какое прозвище закрепилось за Ярославом? (Мудрый) Поработаем со словарями.
- На доске «Мудрый».
- Создадим с вами кластер «Деяния, раскрывающие внутреннюю и внешнюю политику Ярослава как Мудрого правителя». На доске обращает внимание на рамки.
2.Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
Гр. №2 – журналисты исторического журнала «Отечество»
- Для вас задание: на основании фильма, текста учебника, летописи, памятки подобрать материал для рубрики «Исторический портрет» - о Ярославе Мудром
Гр. 1- исследователи –в рамках раскрытия вопроса
«Внутренняя политика Ярослава Мудрого»: анализируют исторический документ «Русская Правда» (текст статьи и комментарии)
- О каких правилах жизни вы узнали из РП?
- «Продолжить предложения…»
- Какие законы вам представляются справедливыми, а какие нет? Обоснуйте свой ответ.
Какого значение принятия первого письменного свода законов на Руси.
Гр. №3 – «Дипломаты» Ваш вопрос: 3.Внешняя политика Ярослава.
Вам предстоит выяснить, как мудрость Ярослава проявилась во внешней политике.
Используете текст учебника, летописи, книгу Карамзина «История государства Российского»
(- Ярослава прозвали тестем Европы? Как вы думаете, почему? Кто вообще такой тесть? (Тесть – отец жены. Прозвище «Тесть Европы» подчёркивает родственные отношения Ярослава с европейскими правителями. Тесть Европы, т.к. прежде всего дочерей отдал замуж за европейских принцев, его жена - из Швеции, сыновей женил на европейских принцессах. Династические браки)
- Раскрасить на контурной карте страны, с которыми Русь была связана династическими браками.
Вывод (по каждому этапу): Ученик читает свиток:
«Было у Владимира 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в Новгороде Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава в Тмутаракани»
Группа №1
- На основании статьи в учебнике и отрывка из текста «Повести временных лет» обозначают на интерактивной карте города и имена (соотнести):
Города Сыновья Владимира
1.Новгород 1.Вышеслав,
2.Ярослав
2.Полоцк Изяслав
3.Туров Святополк
4.Ростов 1.Ярослав
2.Борис
5.Муром Глеб
6.Древлянская земля Святослав
7.Владимир Всеволод
8.Тмутаракань (Тамань) Мстислав
Учащиеся фиксируют в маршрутном листе внешние вмешательства во время борьбы за власть.
Зачитывают свою информацию. (- Мы провели расследование и выяснили, что борьба за власть проходила следующим образом….)
На интерактивной карте убрать имена тех князей (сыновей Владимира), которые погибли во время усобицы (Вышеслав, Борис, Глеб, Святослав, Святополк, Мстислав)
- На интерактивной доске убирают имена погибших братьев. Делают вывод о том, что остался Ярослав, .
- Ученики смотрят фрагмент фильма «Ярослав» из цикла «История государства Российского» Карамзина. Раскрывается новый материал.
- Работают со словарями. Выясняют, что мудрый – не только очень умный, справедливый, но и дальновидный (продолжают синонимичный ряд)
- Ученики определяют два направления политики: внутренняя и внешняя.
- Исследователи берут своим полем исследования внутреннюю политику, а именно законодательное устройство государства при правлении Ярослава Мудрого.
В маршрутном листе компетентностное задание:
Вы исследователи. Источник исследования – фрагмент документа «Русская правда». Раскрывают особенности законодательства во времена правления Ярослава Мудрого и сравнивают с Европейскими странами. Работают со статьей из Архива.
Осуществляют работу по выполнению заданий Осуществляют самоконтроль Учатся формировать собственное мнение
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Заполняют кластер в маршрутных листах, затем – на доске, комментируют.
Политика по отношению к церкви
Политика в области культуры
Внешняя политика
- Какой вывод вы можете сделать по политике Ярослава Мудрого? Какой вклад он внёс в развитие Древнерусского государства?
-Чего достигла Русь при Ярославе Мудром? (расцвета)
– Если затрудняетесь, я вам скажу определения, а вы сформулируйте понятие, о котором идёт речь.
… - 1) в прямом смысле: время появления цветков; 2) в переносном смысле: лучшая пора в развитии, наивысшая степень развития, подъёма чего-либо. Что это? (расцвет)
- Записываем в «Понятийное колесо» «Расцвет»
- Какая получилась тема «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Защита составляющих кластера. Анализ и приведение доказательной базы по заданному вопросу. Выделение и формулирование познавательной цели. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Умение слушать и вступать в монологическую речь. Коллективное обсуждение выводов
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - В маршрутном листе вам предложен тест (5 вопросов) Выполняют тест в маршрутном листе. Оценивают себя.
Ответы для самопроверки появляются на слайдах. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, саморегуляцияУчатся формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию
8.Включение в систему знаний и повторение Предлагает задать «тонкие» и «толстые» вопросы.
1гр.: «тонкие» вопросы
2гр.: «толстые» вопросы
3гр.: синквейн? Вывод
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто ...? Дайте три объяснения, почему ...
Что ...? Объясните, почему ...
Когда ...? Почему вы думаете ...?
Может ...? Почему вы считаете ...?
Будет ...? В чем различие ...?
Мог ли ...? Предположите, что будет, если ...?
Как звали ...? Что, если ...?
Было ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Обобщение и закрепление. Ответ на вопрос, заданный в начале урока: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? (период его правления – время расцвета Руси; способствовал распространению строил церкви, открывал при них школы, поощрял переводы книг с греческого на славянский, способствовал образованию монастырей, покупал книги, собрал библиотеку, был образован, принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава и т.д.)
Какой вывод мы можем сделать? Вспоминаем проблемный вопрос в начале урока. Так кто же из историков прав? (- Всё-таки прав Николай Михайлович Карамзин («первый историк и последний летописец» по выражению Пушкина), т.к. Ярослав Мудрый действительно оставил большой след в истории, внёс большой вклад в развитие Отечества, при нём Русь достигла расцвета) Группы задают друг другу «тонкие» и «толстые» вопросы.
Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? (период его правления – время расцвета Руси; способствовал распространению строил церкви, открывал при них школы, поощрял переводы книг с греческого на славянский, способствовал образованию монастырей, покупал книги, собрал библиотеку, был образован, принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава и т.д.)
Какой вывод мы можем сделать? Вспоминаем проблемный вопрос в начале урока. Так кто же из историков прав? (- Всё-таки прав Николай Михайлович Карамзин («первый историк и последний летописец» по выражению Пушкина), т.к. Ярослав Мудрый действительно оставил большой след в истории, внёс большой вклад в развитие Отечества, при нём Русь достигла расцвета)
Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-цияСтроят высказывание в соответствии с изученным материалом
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Игра «Масленица» Подсчитывают количество баллов, оценивают свою работу и умения Оценка результатов деятельности Осуществляют самоконтроль по результату Рефлексия деятельности