Рабочая программа для внеурочных занятий Почемучка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании
городского МО
Руководитель городского методического объединения
__________Е.Н. Ганошенко Протокол № 1
от «30» августа 2016 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №5»
__________ Т.И. Ташкун
«_____»___________2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №5»
__________ О.Б. Голубенко
Приказ №_____
от «_____»________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПОЧЕМУЧКА»
для 3-А класса
на 2016-2017 учебный год
Срок реализации программы – 1 год
Разработала Ганошенко Елена Николаевна, учитель физики высшей квалификационной категории
Красноперекопск, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа пропедевтического обучения естественных предметов в начальной школе составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, на основе Положения об организации образовательного процесса и внеурочной деятельности основного общего образования (базовый уровень) МБОУ «СОШ №5», также в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией федеральных государственных стандартов, Гражданским Кодексом Российской Федерации,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Объём курса 34 ч из расчета 1 ч в неделю.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в познании окружающей его природы. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
удовлетворить потребность детей младшего школьного возраста в познании окружающего мира, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, создание ситуации успеха в познании.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и познании окружающей природы;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований для выяснения причин наблюдаемых явлений;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в кабинете физики, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация, мозговой штурм.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;
с уроками «Окружающий мир»
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Введение (1 час)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Для чего изучают природу.
Раздел 2. Юные физики (8 часов)
Тело. Строение вещества. Диффузия. Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Тепло и холод. Почему железо холоднее? Откуда берется ветер? (нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.) Звук. Как передается звук? Тяготение Может ли вода течь в гору? Могут ли растения расти до бесконечности? Практическая работа «Знакомство с термометром» Практическая работа «Наблюдение передачи тепла различными способами» Практическая работа «Наблюдение диффузии» Практическая работа «Изготовление рупора», «Изготовление телефона»
Раздел 3. Юные географы (6 часов)
Вода. Круговорот воды в природе. Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Воздух. Свойства воздуха. Погода. Календарь наблюдений за погодой, явлениями природы и сезонными видами деятельности человека Почва. Практическая работа «Исследование состава почвы» Карты. Глобус – модель Земли. Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? Практическая работа «Компас и умение ориентироваться по компасу» Практическая работа «Обозначение на контурных картах основных форм рельефа Крыма и водных объектов Крыма»»
Раздел 4. Юные биологи (6 часов)
Живая и неживая природа. Строение растений. Клетка – часть живой природы.
Зачем деревьям кора? Железное дерево. Почему крапива жжется? Есть ли растения-хищники? (росянка, мухоловка) Как растет банановое дерево? Растения - путешественники? Что такое эвкалипт? Нужен ли водорослям крепкий стебель. Почему оливу называют деревом мира? Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Обладают ли кузнечики слухом? Почему некоторые животные выглядят как растения? Почему комар считается злейшим врагом человека? Приспособление организмов к условиям существования. Мимикрия.
Практическая работа «Ознакомление со строением растений» Практическая работа «Подготовка семян к посеву»
Раздел 5. Юные химики (4 часа)
Химические элементы. Чистые вещества и смеси.
Практическая работа «Определение растворимости веществ в воде» Практическая работа «Способы разделения смесей» Практическая работа «Выращивание кристаллов»
Раздел 6. Юные астрономы (6 часов)
Представление о Вселенной. Небесные тела. Солнце и солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Луна. Звезды и созвездия.
Практическая работа «Определение сторон горизонта по Солнцу»
Раздел 7. Юные экологи (2 часа)
Охрана воздуха от загрязнения. Охрана воды. Охрана почв. Охрана природы родного края. Лекарственные растения их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
1 час в неделю, всего 34 часа в год
№п/п Название темы, раздела Содержание Дата/коррекция УУД
Раздел 1. Введение
1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Для чего изучают природу. Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.
Раздел 2. Юные физики (8 часов)
2 Тело. Строение вещества. Три состояния вещества.
Молекула, твердое, жидкое, газообразное. Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.
3 Диффузия. Практическая работа «Наблюдение диффузии» 4 Тепло и холод. Почему железо холоднее? Откуда берется ветер? (нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.) 5 Практическая работа «Знакомство с термометром» 6 Практическая работа «Наблюдение передачи тепла различными способами» 7 Звук. Как передается звук? 8 Практическая работа «Изготовление рупора», «Изготовление телефона» 9 Тяготение Может ли вода течь в гору? Могут ли растения расти до бесконечности? Раздел 2. Юные географы (6 часов)
10 Вода.
Круговорот воды в природе. Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству.
11 Воздух. Свойства воздуха. Погода. Календарь наблюдений за погодой, явлениями природы и сезонными видами деятельности человека 12 Почва. Практическая работа «Исследование состава почвы» 13 Карты. Глобус – модель Земли. Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? 14 Практическая работа «Компас и умение ориентироваться по компасу» 15 Практическая работа «Обозначение на контурных картах основных форм рельефа Крыма и водных объектов Крыма»» Раздел 3. Юные биологи (6 часов)
16 Живая и неживая природа.
Почему оливу называют деревом мира? Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Обладают ли кузнечики слухом? Почему некоторые животные выглядят как растения? Почему комар считается злейшим врагом человека?
Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.
17 Строение растений. Практическая работа «Ознакомление со строением растений»
Зачем деревьям кора? Железное дерево. Почему крапива жжется? Есть ли растения-хищники? (росянка, мухоловка) Как растет банановое дерево? Растения - путешественники? Что такое эвкалипт? Нужен ли водорослям крепкий стебель. 18 Клетка – часть живой природы. 19 Практическая работа «Наблюдение клетки растений с помощью микроскопа» 20 Практическая работа «Подготовка семян к посеву» 21 Приспособление организмов к условиям существования. Мимикрия. Раздел 4. Юные химики (4 часа)
22 Химические элементы. Чистые вещества и смеси.
Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
23 Практическая работа «Способы разделения смесей» 24 Практическая работа «Определение растворимости веществ в воде»
25 Практическая работа «Выращивание кристаллов» Раздел 5. Юные астрономы (6 часов)
26 Представление о Вселенной. Небесные тела.
Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
27 Солнце и солнечная система. 28 Земля – планета Солнечной системы. 29 Луна. 30 Звезды и созвездия. 31 Практическая работа «Определение сторон горизонта по Солнцу»
Раздел 6. Юные экологи (2 часа)
32 Охрана воздуха от загрязнения. Охрана воды. Охрана почв. Охрана природы родного края.
Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
33 Лекарственные растения их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Заключение (1 ч)
34 Что мы узнали и чему научились за год.
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«ПОЧЕМУЧКА»
В результате изучения данного курса в 3-ем классе обучающиеся получат возможность формирования:
личностных результатов – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в 3-ем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
Формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УУД:
Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
Соблюдение нормы этики и этикета;
Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидным признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Учиться аргументировать, доказывать;
Учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Выделять свойства предметов;
Обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
Сопоставлять части и целое для предметов и действий;
Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
Приводить примеры истинных и ложных высказываний;
Приводить примеры отрицаний;
Проводить аналогию между разными предметами;
Выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.