Методическая разработка рабочей программы внеурочных занятий творческого коллектива Лего — лаборатория, в рамках ФГОС
Департамент образования администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 83 города Тюмени
ПРОГРАММА
творческого коллектива
«ЛЕГО – лаборатория»
обучающиеся 7 класса
Составитель программы:
Гоняев Д.С.,
руководитель творческого коллектива
«Лего – лаборатория»,
педагог дополнительного образования
г. Тюмень, 2015
Содержание:
Пояснительная записка...3
Цели и задачи программы..5
Кадровое обеспечение5
Ожидаемые результаты..6
Тематическое планирование..7
Критерии результативности реализации программы13
Литература.17
Пояснительная записка
«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»
Д. А. Медведев.
Задача инновационного развития экономики требует соответствующего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.
Актуальность программы
Серьезной проблемой современного российского образования в целом и гимназии в частности является существенное ослабление естественно-научной и технической составляющей школьного образования. Среди молодежи популярность инженерных профессий падает с каждым годом. Усилия, которые предпринимает государство, дают неплохой результат на ступенях среднего и высшего образования. Для эффективной работы в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественно-технических дисциплин начиная со школьной скамьи. К сожалению, современное школьное образование, с перегруженными учебными программами и жесткими нормативами, не в состоянии продвигать полноценную работу по формированию инженерного мышления и развивать детское техническое творчество. В таких условиях реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества крайне затруднительно. Гораздо больше возможностей в этом направлении у дополнительного образования. Современные дети, для которых iPad, iPhone, Playstation и другие продукты IT-индустриии – реальная жизнь, с трудом проникаются интересом к центрам технического творчества дополнительного образования с оборудованием прошлого века. Необходимо создавать новые условия в своем образовательном учреждении, которое позволяет нам это сделать в рамках программы «полного дня», внедрять новые образовательные технологии. Одним из таких перспективных направление является – образовательная робототехника.
Робототехника вошла в мир в 60-е годы как одно из передовых направлений машиностроения. Ее фундаментом были механика и вычислительная техника, электроника и энергетика, измерительная техника, теория управления и многие другие научные и технические дисциплины. В начале XXI века робототехника и мехатроника пронизывают все без исключения сферы экономики. Высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этой области, необычайно востребованы. Готовить таких специалистов, с учетом постоянного роста объемов информации, необходимо со школьной скамьи.
Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося нашей гимназии.
Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования роботов с использованием материалов книги С.А. Филиппова «Робототехника для детей и родителей» и компьютеров.
Актуальность курса заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
На уроках используются конструктор “Базовый набор 8547” серии LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 с программным обеспечением ПервоРобот (CD-R диск с визуальной средой программирования NXT-G).
Используя персональный компьютер, либо нетбук или ноутбук с ПО NXT-G, LEGO-элементы из конструктора ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный LEGO-компьютер NXT и присоединяя его к модели робота, робот функционирует автономно. NXT работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа; получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, он управляет работой моторов.
Итоги изученных тем подводятся созданием учениками собственных автоматизированных моделей, с написанием программ, используемых в своих проектах, и защитой этих проектов.
Цель и задачи программы
Цель:
Научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Задачи:
Знакомство со средой программирования NXT-G;
Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
Проектирование роботов и программирование их действий;
Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
Расширение области знаний о профессиях;
Умение учеников работать в группах.
Кадровое обеспечение
Руководитель творческого коллектива Гоняев Денис Сергеевич, педагог дополнительного образования
Материально-техническое обеспечените
Кабинет ЛЕГО-лаборатории – 1
Конструкторы Lego Mindstorms NXT 2.0 – 6 шт.
Lego Wedo – 8 шт.
Ноутбук – 15 шт.
Ожидаемые результаты
самостоятельное использование современных информационных технологий для решения типовых задач в рамках своих функциональных обязанностей всеми участниками образовательного процесса.
Функционирующий Центр робототехники.
Возможность переноса учебного процесса за пределы традиционного пространства гимназии.
Осуществление внедрения современных образовательных технологий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
роль и место робототехники в жизни современного общества;
назначение, особенности проектирования и программирования роботов различных классов, включая андроидных.
правила и меры безопасности при роботе с электроинструментами;
общее устройство и принципы действия роботов;
основные характеристики основных классов роботов;
общую методику проектирования роботов различных классов;
общую методику расчета основных кинематических схем;
порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;
методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
основы популярных языков программирования;
Уметь:
работать с популярными программными пакетами технического моделирования;
самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения;
программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности;
оформлять начальную техническую документацию на готовые изделия
самостоятельно разрабатывать кинематические, логические и электрические схемы андроидных роботов;
пользоваться монтажными инструментами и электроизмерительными приборами;
вести индивидуальные и групповые исследовательские работы;
самостоятельно изготавливать андроидных роботов из готовых и самодельных узлов и деталей;
самостоятельно программировать андроидных роботов на одном из популярных языков программирования.
Тематическое планирование
68 часов (2 часа в неделю)
№
Тема
Содержание
Часы
1
Введение в робототехнику
Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и «самодельные» роботы.
1
2,3
Конструкторы компании ЛЕГО
Лекция. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов
2
4,5
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547
Лекция. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), сервомотор NXT.
2
6,7,8
Конструирование первого робота
Практика. Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции.
3
9,10
Изучение среды управления и программирования
Лекция. Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления.
Собираем робота "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна".Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок.
2
11,
12, 13,
14
Программирование робота
Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков
4
15, 16, 17,
18
Конструируем более сложного робота
Создаём и тестируем "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]".У этого робота ещё нет датчиков, но уже можно писать средние по сложности программы для управления двумя серводвигателями.
4
19, 20,21,22
Программирование более сложного робота
Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа).Собираем и программируем "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"На предыдущем уроке мы собрали "Трёхколёсного" робота. Мы его оставили в ящике, на этом уроке достаём и вносим небольшие изменения в конструкцию. Получаем уже более серьёзная модель, использующую датчик касания. Соответственно, мы продолжаем эксперименты по программированию робота. Пишем программу средней сложности, которая должна позволить роботу реагировать на событие нажатия датчика.Задача примерно такая: допустим, робот ехал и упёрся в стену. Ему необходимо отъехать немножко назад, повернуть налево и затем продолжить движение прямо. Необходимо зациклить эту программу. Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.
4
23,
24
Собираем гусеничного робота по инструкции
Создаём и тестируем "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]".Задача: необходимо научиться собирать робота на гусеницах. Поэтому тренируемся, пробуем собрать по инструкции. Если всё получилось, то управляем роботом с сотового телефона или с компьютера. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции. На следующем уроке попробуем разобрать и заново собрать робота.
2
25,
26,27,28
Конструируем гусеничного бота
На предыдущем уроке мы собирали гусеничного бота. Нужно ещё раз посмотреть на свои модели, запомнить конструкцию. Далее разобрать и попытаться собрать свою собственную модель. Она должна быть устойчива, не должно быть выступающих частей. Гусеницы должны быть оптимально натянуты. Далее тестируем своё гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука.
4
29,
30,31,32
Тестирование
Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов от 10 до 20. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик.
4
33,
34
Собираем по инструкции робота-сумоиста
Нам необходимо ознакомиться с конструкцией самого простого робота сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука.
2
35,
36
Соревнование "роботов сумоистов"
Собираем по памяти на время робота-сумоиста. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Устраиваем соревнования. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота.
2
37,
38
Анализ конструкции победителей
Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Свободное время. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов.
2
39,
40
Конструируем робота к международным соревнованиям WRO (1)
Задача учеников самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания олимпиады. Все задания расклываем по частям, например, нужно передвигаться из точки А в точку Б - это будет первая задача, нужно определять цвет каждой ячейки - это вторая задача, в зависимости от цвета ячейки нужно выкладвать определённое количество шариков в ячейку - это третья задача.
6
41,
42
43,
44
45,
46
Разработка проектов по группам.
Цель: Сформировать задачу на разработку проекта группе учеников.На уроке мы делим всех учеников на группы по 2-3 человека. Шаг 1. Каждая группа сама придумывает себе проект автоматизированного устройства/установки или робота. Задача учителя направить учеников на максимально подробное описание будущих моделей, распределить обязанности по сборке, отладке, программированию будущей модели. Ученики обязаны описать данные решения в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях.Шаг 2. При готовности описательной части проекта приступить к созданию действующей модели.
Шаг 2. При готовности описательной части проекта создам действующую модели. Если есть вопросы и проблемы - направляем учеников на поиск самостоятельного решения проблем, выработку коллективных и индивидуальных решений.Шаг 3. Уточняем параметры проекта. Дополняем его схемами, условными чертежами, добавляем описательную часть. Обновляем параметры объектов.Шаг 4. При готовности модели начинаем программирование запланированных ранее функций.
Цель: Научиться презентавать (представлять) свою деятельность.Продолжаем сборку и программиирование моделей.Шаг 5. Оформляем проект: Окончательно определяемся с названием проекта, разрабатываем презентацию для защиты проекта. Печатаем необходимое название, ФИО авторов, дополнительный материал.Шаг 6. Определяемся с речью для защиты проекта. Записываем, сохраняем, репитируем.
Цель: Научиться публично представлять свои изобретения.Место: Актовый зал гимназии, либо лаборатория робототехники.Публичная ЗАЩИТА проектов с приглашением представителей администрации гимназии, представителей Управляющего совета, педагогов дополнительного образования технической направленности организаций дополнительного оборазования города, учеников гимназии и других школ города.
8
47,
48
49,
50
51,
52
53,
54,
55 ,56
Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор.
Сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор:
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - автомобиль с возможностью удалённого управления и запрограммирования его для движения по цветным линиям на полу!
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 4-х колёсный робот с интеллектуальной программой, принимающей решение куда ехать при наличии препятствия.
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 4-х колёсный робот с программой, использующей датчик касания в качестве инструмента для определения препятствий.
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - робот, программа которого настроена на его движение по чёрной линии.
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - простейший робот, стреляющий в разные стороны шариками.Цель: Закрепить навыки конструирования по готовым инструкциям. Изучить программы.Ученикам необходимо собрать модели по инструкции. Загрузить имеющуюся программу. Изучить работу программы, особенности движения, работы с датчиком и т.д. модели робота. Сделать соответствующие выводы.
4
57,
58
Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота
Цель: собрать по инструкции робота, изучить его возможности и программу.Необходимо выбрать одного из 9 имеющиеся конструкции МУЛЬТИБОТА по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].Собираем робота по инструкции, загружаем программу, изучаем его поведение: запкскаем, наблюдаем, тестируем. Меняем программу, добиваемся изменения принципа работы робота. Меняем его конструкцию.
2
59,
60
Конструируем колёсного или гусеничного робота.
Цель: придумать и собрать робота. Самостоятельно запрограмиировать робота.Придумываем конструкцию, которую мы бы хотели собрать. Назовём конструкци роботом. Пусть робот перемещается на 4-х колёсах или гусеницах. Пусть он может короткое время (минимум 1 минуту) передвигаться самостоятельно.Начинаем сборку модели. Обсуждаем подробности конструкции и параметры программы.
4
61,
62
63,
64
Контрольное тестирование
Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов 20 штук. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик. Проводим анализ полученных результатов. Сравниваем их с теми, что были получены в начале обучения по предмету "робототехника". Проводим "отсев" двоечников, выбираем учеников, способных изучать робототехнику на повышенном уровне. Формируем из них группу для обучения на второй год.
2
65,
66
Собираем робота-богомола
Собираем и программируем робота-богомола МАНТИ. Урок 1.Инструкция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
67,
58
69,
70
Собираем робота высокой сложности
Собираем робота АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX) урок 1.Инструкция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для конструктора 8547.
4
71,
72
73,
74
Программирование робота высоко сложности
Программируем робота АЛЬФАРЕКСА, готовимся к показательным выступлениям.
2
75,
76
Показательное выступление
Показательный урок: демонстрируем робота, запускаем программу, показываем возможности движения, соревнуемся на скорость перемещения. Команда-победитель получает призы.
2
77,
78
Свободное моделирование.
Собираем любую по желанию модель.
2
79,
80
Свободное моделирование. Резервный урок.
Собираем любую по желанию модель. Резервный урок.
2
ИТОГО:
80
Критерии результативности реализации программы:
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающимися к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающихся с другими учениками на уровне класса, гимназии, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие гимназиста с социальными субъектами за пределами гимназии, в открытой общественной среде.
На выходе из программы обучающийся должен иметь:
наличие интереса к трудовой деятельности;
стремление к творческому самовыражению через работу с конструктором LEGO NXT Mindstorms 9797;
навыки владения основными принципами механики;
навыки владения основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Mindstorms Eduсation NXT 2.0;
навыки работы по алгоритму.
Характеристика знаний, умений, которые должны получить обучающиеся, определяется в соответствии с теоретическими и практическим пунктами программы.
В конце учебного курса обучающиеся должны знать правила техники безопасности; правила работы с конструктором LEGO NXT Mindstorms 9797, принципы работы датчиков: касания, освещённости, расстояния, знать блоки компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок переключателей.
Учащиеся должны уметь создавать роботов посредством конструктора LEGO NXT Mindstorms 9797, проводить эксперименты на определение прочности конструкции, устойчивости модели; эксперименты с блоком и рычагом, ременной передачей; эксперименты с шасси; преобразование энергии ветра, а также писать программы: «движение «вперёд-назад», «движение с ускорением», «робот-волчок», «восьмёрка», «змейка», «поворот на месте», «спираль», «парковка», «выход из лабиринта», «движение по линии»; изготавливать модели роботов согласно алгоритму действий, создавать эскизы своих собственных моделей и воплощать замысел.
Основным способом проверки результатов обучающихся является изготовление модели робота посредством конструктора LEGO NXT Mindstorms 9797 во время проведения творческих мастерских, также используется тестовая форма, мини-опросы во время занятий-практикумов, игровые формы контроля, участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Отдельно промежуточные тематические контрольные и зачетные занятия не выносятся, так как в этом нет необходимости: оценка и корректировка ЗУН обучающихся происходит во время изготовления роботов и проведения экспериментов.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
1 уровень – репродуктивный с помощью педагога;
2 уровень – репродуктивный без помощи педагога;
3 уровень – продуктивный;
4 уровень – творческий.
Промежуточный контроль:
Тестовый контроль.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Игровые формы контроля.
Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Итоговый контроль:
Сумма показателей за все время обучения.
Выполнение комплексной работы по предложенной модели.
Творческая работа по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Результатом обучения будет являться изменение в познавательных интересах обучающихся и профессиональных направлениях, в психических механизмах (мышление, воображение), в практических умениях и навыках, в проявлении стремления к техническому творчеству и овладение приемами создания роботов посредством конструктора LEGO NXT Mindstorms 9797.
Литература для учителя
Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие, - М.: ИНТ, 1998, 46 с.
Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий;
Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;
Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.;
Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, 59 стр.
Литература для учащихся
Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
В. Гоушка. Дайте мне точку опоры. – Прага: Альбатрос, 1971. – 191 с.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Заголовок 1Заголовок 215