Статья: Особенности коррекционной работы с аутичным ребенком
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.
Чегодаева Елена Вениаминовна, г. Никольск МБОУ «ОШИ с ОВЗ», учитель.
В нашу жизнь «эти дети приходят проверить
нас с вами на человечность»
(Р.Шнайдер – педагог и философ)
Аутизм — сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, воспитателей и родителей.
Помимо искажения психического развития у ребенка-аутиста наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Поэтому необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление. Важно в работе с детьми при аутизме реализовать принцип создания видимости времени. Качественные изменения при аутизме обусловливают нарушения в ощущении времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются. Возникает задача сделать время зримым. Переход от одного вида деятельности к другому виду может вызвать взрыв ярости из-за непонимания, что происходит.
5113020358775-82550165100Поэтапно вводятся символы, составляется расписание, выраженное символами, в результате ребенок знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы.
Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия- постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Для включения детей в общение могут быть использованы карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли.
Работа с аутичными детьми – это искусство чувствовать и реагировать. Причем чувствовать с опережением, иначе можно не успеть отреагировать. Суть этого процесса в том, чтобы улавливать и расшифровывать сигналы, которые посылает нам ребёнок из своего «аутичного» мира, и посылать в ответ сигналы из своего мира.
В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, здоровые приспосабливались к нему.
Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя события, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен, прежде всего, проявить гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное нами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.
Коррекционно-образовательная работа направлена на социализацию детей, на преодоление имеющихся у них нарушений. Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:
- коррекция эмоциональной сферы;
- формирование поведения;
- социально-бытовая адаптация;
Различают два этапа коррекционно-развивающей работы:
Первый этап направлен на развитие взаимодействия с ребенком и включает работу по установлению эмоционального контакта и развитию эмоциональной сферы, развитию речи.
Второй этап отражает работу по формированию умений и навыков самообслуживания и навыков самоорганизации.
Главное направление развития эмоциональной сферы у школьника – это появление способности управлять эмоциями. Вначале нужно ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций, затем ребенок побуждается к адекватным эмоциональным реакциям в конкретных ситуациях, ему предлагаются готовые варианты подобных реакций для использования их в своей детской жизни.
Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:
-обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;
-обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства.
Для успешной адаптации детей с аутизмом требуется проведение работы и по развитию предметно-манипулятивной деятельности. При этом обеспечивается тесная взаимосвязь таких функциональных сфер, как восприятие, имитация (подражание), общая и мелкая моторика, координация глаз и рук.
Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия. Нуждается в развитии у детей с аутизмом и способность к подражанию, которая является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка.
Неотъемлемой частью работы по развитию деятельности ребенка являются обучение владению телом, развитию общей моторики. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода.
Для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой, важным является осознание управления движениями рук и пальцев, что предполагает дополнительную работу по координации глаз и рук.
Затрудняет процесс социализации детей с аутизмом специфическое развитие речи, которое характеризуется уходом от общения, малым словарным запасом слов, эхолалией.
Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Речевое развитие включает формирование диалога. Следует помнить и об окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.
-1270036512543916601094740Добиться успехов в социальной адаптации поможет формирование у детей разнообразных форм самообслуживающего труда. Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и коррекции поведения оказывает формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы. Использование карточек (символов, жестов) как средства общения также имеет большое значение для социализации ребенка с аутизмом.
Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. В процессе занятий с детьми с аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
- необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
- по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
- учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы;
- помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
- необходимо использовать совместную деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Подобную работу выполнять в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.
Важное направление коррекционной работы – формирование игровых действий, умений, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с аутизмом строится на основе игры. Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим, создают особую «терапевтическую среду», помогают поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирует устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирует развитие его личности, способствует формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.
Важная составляющая коррекционно- воспитательной работы с аутичными детьми - эмоциональное подкрепление состояния успешности.
Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности: «Ух ты! Смотри, какой ты молодец, как здорово у тебя получилось!»
Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без определённого специального образования родителей.
Главными принципами ведения этой работы являются:
- уважительный и демократический стиль отношений педагога с семьей ребенка-аутиста;
- охват системой просвещения родителей;
- участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов школы;
- создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.
Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.
Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с ОВЗ.
Потому участие в совместных с детьми занятиях, тренингах, праздниках дает родителям возможность освободиться и от своих проблем, «вырасти» из них и перевести отношения в семье на иной уровень.
Только комплексная коррекционная работа поможет аутичному ребенку организовать его поведение, развить способности к коммуникативному взаимодействию, обучить навыкам самообслуживания, сгладить негативные проявления аутизма, усилить психическую активность ребенка, научить проводить свободное время, подготовить к дальнейшему обучению, поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе.
В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.
Для того чтобы коррекционная работа давала положительные результаты в работе с ребенком-аутистом, мы должны следовать определенным рекомендациям:
- взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- принимайте его таким, какой он есть.
-научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- придерживайтесь определенного режима дня.
- соблюдайте ежедневные ритуалы.
- вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
-все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Список литературы:
Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 1997.
Башина В.М. Аутизм в детском возрасте. — М., 1999.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие / Авторы Е.С. Иванов, Л.И. Демьянчук, Р.В. демьянчук. – СПб., изд-во «Дидактика плюс», - 2004.
Детский аутизм. Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед., психологических и медицинских учеб. заведений. Составитель Л.М. Шипицина. Издание 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». 2001.
Ковалев В.В. Синдромы раннего детского аутизма // Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). - М.: Медицина, 1979. - С. 33-41.
Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981.
Лебединская К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей
Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2. с. 89-92 .
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М., 1997.
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004