Внеклассное мероприятие Космическая игра- путешествие


Методическая разработка к внеклассному мероприятию
«Космическая игра – путешествие к планетам Солнечной системы»
Цели:
- овладение учащимися знаниями о развитии космонавтики в нашей стране и умениями ценить научные знания и изобретения, влияющими на жизнь человека;
-ученик, который называет планеты Солнечной системы и объясняет невозможность жизни на других планетах, кроме планеты Земля;
-на основе имеющихся знаний ставит и решает задачу бережного отношения к нашей планете, осознавая, что человек – разумное существо, способное сохранить жизнь на Земле;
-развитие творческих способностей учащихся, умений формулировать свое мнение (учитывать мнение других).
Подготовка к мероприятию:
Сбор материалов об истории освоения космоса (доклады, рефераты, рисунки, поделки, выпуск стенгазеты).
Экскурсия в музей космонавтики школы № 55 г.Омска .
Разучивание песен и стихов о космосе и космонавтике.
Исследовательская работа: «Имена космонавтов на карте города Омска».
Подготовка презентации.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, CD диски, проигрыватель.
Стенгазета «50 лет отечественной космонавтике», рисунки на космическую тематику, карты-изображения Солнечной системы, наборы предметов и раздаточного материала для конкурсов.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя. 12 апреля 1961 года весь мир облетело важное правительственное сообщение: первый в мире космонавт – гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин вывел на орбиту Земли космический корабль «Восток».
Слайд 2.
Учитель (ведущий). Прошло 50 лет с того знаменательного события,
космонавты, астронавты и космические туристы из многих стран побывали на орбите Земли, но подвиг Юрия Алексеевича Гагарина навеки вписан в историю нашего государства.
Сегодня и мы с вами отправимся в космическое путешествие, пусть это будет игра, но может быть через много лет кто-нибудь из вас тоже будет строить космические корабли, бороздить просторы вселенной, прокладывать дорогу к другим планетам.
В игре-путешествии участвуют 4 команды по 6 человек (класс делится на группы). Сегодня наши команды превращаются в космические экипажи. Мы отправляемся в путешествие к Планетам Солнечной системы. Экипажи, к старту готовы? Космонавты: Готовы!
Ведущий: За нашим путешествием наблюдает Генеральный штаб конструкторов космических кораблей (представляет жюри).
Ведущий:  Старт!
Перед путешествием нам нужно распределить обязанности для членов экипажей: командир экипажа, космонавт-биолог, космонавт-зоолог, бортинженер, исследователь, переводчик. ( Распределяются роли для каждого члена экипажа).
  Первая остановка на нашем пути – Планета Меркурий.
Самое сложное задание- командирам экипажей. Напишите названия планет на карте Солнечной системы. (Командирам раздаются карты Солнечной системы с изображением планет. Время - 2 минуты.) 
( Ребята выполняют задание). Жюри проверяют ( открывается слайд 3.)Вторая остановка на планете Плутон
Какой экипаж даст больше ответов на вопросы космической викторины?
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский) слайд 4.
Какие животные летали в космос? (Белка и Стрелка) слайд 5.
Назовите дату запуска первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 года).слайд 6.
Назовите имя генерального конструктора космических кораблей (Сергей Королев).слайд 7.
Кто и когда открыл человечеству дорогу в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 года)слайд 8.
Сколько времени длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Терешкова) слайд 9.
Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов) слайд 10.
Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход») слайд 11.
Кем впервые были проведены наблюдения за звездным небом в телескоп? (Галилео Галилей)
Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
Как называлась советская орбитальная станция, проработавшая на орбите Земли 15 лет? (Мир) слайд 12.
Назовите улицы нашего города, названные в честь российских космонавтов.(Улицы Гагарина, Романенко, Волкова, Андрианова, Комарова, Добровольского).слайд 13.
Следующая остановка на  Планете Венера .
Задание для космических биологов - на этой планете могли бы жить разумные растения. Задача : нарисовать жителей планеты. Время - 5 минут. (Ребята выполняют задание). Ведущий: А мы тем временем поиграем в игру: "Я -луноход". Игра.
Команды выстраиваются в 4 колонны. Командиры экипажей первыми добегают до стульев, берут в руки гимнастические палки, возвращаются к своему экипажу, затем бегут по два члена экипажа до стульев, держась за палку, возвращаются назад и так пока весь экипаж, держась за палку не добежит до своего стула и вернется назад. Побеждает экипаж, который быстрее всех вернется и не оторвется от гимнастической палки. За победу команде присуждаются дополнительные баллы.
  Ведущий:  Дальше наш путь лежит на Красную планету Марс.
На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной. Поэтому на соревнование приглашаются исследователи. Задание. Внимательно осмотрите за 30 секунд все предметы (предметы могут быть любые, 10-12 штук), которые вам предлагают жители Красной Планеты. А сейчас мы закроем эти предметы. Вы должны написать список этих предметов, можно не по порядку. Победит тот, кто составит наиболее полный список. (Ребята выполняют задание). Ведущий: Следующая остановка  на Планете с поясом (Сатурне), к работе приступает космический зоолог. Задача - изобразить необычное инопланетное животное с помощью пантомимы так, чтобы экипажи другого корабля догадались, что это за животное ( дополнительные баллы присуждаются команде, которая придумает кличку животному, расскажет о его повадках или образе жизни). (Выполняется задание). Ведущий: На Планете-гиганте (Юпитер) живут изобретатели. Они изобретают различные машины. Приглашаем на эту планету бортинженеров. Ваша задача – собрать из разрезанных картинок ( пазлов ) корабль, на котором вы прибыли на эту планету. Слайд 14.(Дети собирают корабли , жюри оценивает). Ведущий:  А мы пока проведем разминку с экипажами. Сейчас вы по очереди будете называть слова, имеющие непосредственное отношение к космосу. Победит тот, кто назовёт самое последнее слово . (невесомость, скафандр, искусственный спутник, космодром, космическая пища и т.д.)(Выполняется задание). Ведущий: Впереди - Планета Царя Морей (Нептун). Для контакта приглашаются переводчики. Ваша задача - с помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно:
- вы хотите заправить корабль топливом; - вы хотите залезть на высокую гору; - вы хотите поплавать в море;- вы хотите поесть фруктов; - вы хотите поиграть в футбол. (Выполняется задание, жюри оценивает оригинальность выполнения). Ведущий: Инопланетяне не понимают нашего языка.
Нужно инсценировать песню: «Заправлены в планшеты космические карты» (композитор Фельцман, слова Войновича).
(Команды исполняют под минусовку по 1 куплету песни и припев, обозначая жестами слова).
1 куплет. (1 экипаж)
 Запpавлены в планшетыКосмические каpты,И штуpман уточняетВ последний pаз маpшpут.Давайте-ка,pебята,Закуpим пеpед стаpтом,У нас еще в запасе14 минутПpипев: (2 экипаж)Я веpю, дpузья,Каpаваны pакетПомчат нас впеpедОт звезды до звезды,Hа пыльных тpопинкахДалеких планетОстанутся наши следы.
2 куплет. ( 3 экипаж)Когда-нибудь с годамиПpипомним мы с дpузьями,Как по доpогам звезднымВели мы пеpвый путь,Как пеpвыми сумелиДостичь заветной целиИ на pодную ЗемлюСо стоpоны взглянуть.Пpипев.
3 куплет. (4 экипаж)Давно нас ожидаютДалекие планеты,Холодные планеты,Безмолвные поля.Hо ни одна планетаHе ждет нас так, как эта,Планета доpогаяПо имени ЗемляПpипев.
Жюри оценивает исполнение песни.
Ведущий: слайд 15.
 Вот мы и на Земле! Всем спасибо за увлекательное путешествие.
Жюри объявляет итоги игры ; поздравление победителей, вручение призов.
Подведение итогов:
- Понравилась вам, ребята, игра-путешествие? Что нового, интересного узнали? Что вас особенно удивило и запомнилось? (ответы детей).
- Для чего люди летают в космос, запускают искусственные спутники ?
( ответы детей).
- Какую пользу всему человечеству приносит освоение космоса? (ответы детей).
- Кто из вас мечтает стать космонавтом и полететь в космос? Какие качества нужно в себе воспитывать для этого, какие науки нужно изучать, какие нужно приобрести знания? (ответы детей).