Конспект урока по русскому языку «Правила переноса слов.» (3 класс)
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна
Класс: 3 "а"
Дата: 5.10.15
Предмет: русский язык.
Тема: «Правила переноса слов.»Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления
Цель урока: Создать условия для закрепления на практике умения применять изученное правило на письме, осознанно переносить слова с одной строки на другую;
Задачи
Образовательные: сформировать представление о правиле переноса слов, способах переноса; переноса слова по слогам;
Развивающие: способствовать развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда; любви к родному языку.
Дидактические средства:
для учителя – учебник Русский язык (3 класс), карточки со словами, , памятка «Как перенести слово», алгоритм.
для обучающегося – тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник Русский язык (3 класс).
Характеристика этапов урока
№ Название этапа, цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма
работы Результат
1 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
(3 мин.) Приветствие
ОргмоментДыхательная гимнастика
Психологический настрой на учебную деятельность. Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна и урок русского языка проведу у вас я.
Давайте немного подышим. Сделаем вдох, немного подержим воздух, выдох. (3 раза).Ребята, какое у вас сегодня настроение? Покажите знаком (показываю палец вверх/вниз), какое у вас настроение?А какое настроение поможет нам хорошо учиться?Надеюсь, что на протяжении урока и в его конце, у вас оно будет хорошее.
Но параллельно на уроке мы устроим с вами соревнование. Я подготовила для вас золотые монетки. Вы можете получить их за правильные и полные ответы, за оказание помощи однокласснику, а так же хорошое поведение на уроке. Те, кто получит больше всего монеток, получит самую хорошую оценку. Итак, начнем. Приветствуют.Проверяют готовку к уроку.
ПоказываютНастраиваются на учебную деятельность. Фронтальная Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция(Л) смыслоопределение(Л) смыслообразование2 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы
(15 мин.)
Запись даты
Словарная работа.
(Индивидуально)
Проверка.
(фронтально). Оценивание с комментированием.
Фронтальная работа по карточкам (индивидуально).
Откроем тетради, запишем число.
Какая сегодня дата?
Сегодня к нам урок пришел необычный гость. Это Мудрая Сова. Тему нашего урока она спрятала. И чтобы узнать ее, мы должны выполнить ее 2 задания. Итак, задание 1. Внимательно посмотрите на доску. (На доске висят картинки с изображением овощей: огурец, помидор, морковь, картошка, лук, кукуруза, перец, капуста, чеснок, тыква.). Ваша задача сейчас, с красной строки, через запятую записать то, что изображено на картинках, при этом работая по следующему алгоритму (висит на доске): 1. Поставь ударение. 2. Выдели орфограмму.3. Объясни орфограмму.
Но выделять мы будем определенную орфограмму, а именно: Непроверяемая безударная гласная в корне слова. 2 ученика выйдут к доске. На выполнение работы даю вам 5 минут.
Проверим, как написали учащиеся у доски.
Хорошо, с первым заданием Мудрой Совы мы справились и и откроем первую часть названия нашей темы (Правила пере)
Выполним второе задание. Переверните карточки, которые вы получили. Мудрая Сова составила предложения и в них подчеркнула главные члены предложения. Мы должны найти ошибки в предложениях, если они есть. Ошибки могут быть как и грамматические, так и в выборе главных членов предложения. Будьте внимательны.
Для начал вспомним, как найти главные члены предложения?
Какими частями речи они обычно выражены?
Начнем. Читаем по предложению:
Друзья пошли в школу.Грибы растут в лису.
Мошина далеко уехала.
Одноклассники не выполнили домашнее задание.
5 октября
огурец, помидор, морковь, картошка, лук, кукуруза, перец, капуста, чеснок, тыква.).
Найти, о ком говорится в предложении и действие которое выполняется.
Существительное и глагол
Верно
Правильно: в лесу. Проверочное слово лес. Глагол – растут. Правильно: Машина. Словарное слово.
В предложении говорится о одноклассниках, поэтому слово «одноклассники» является главным членом предложения. Фронтальная, индивидуальная. Формирование УУД:
(Р) учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность(8 мин.) Определение темы и цели урока
9 правил орфографии
Итак, задание Мудрой Совы мы выполнили. Теперь я открою оставшийся текст. (носа слов).Так о чем же мы будем сегодня говорить на уроке?
А чему научимся на уроке?
Давайте вспомним 9 правил орфографии. (стр. 39)
И последнее правило, с которым сегодня знакомимся. О правилах переноса слов.Тому, как правильно переносить слова.
1.Прописная буква в именах собственных.
2.Проверяемые безударные гласные в корне слова.
3.Проверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне слова.
4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
5. Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, цщ.
6.Непроизносимые согласные.
7. Удвоенные согласные.
8. Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.
Правила переноса слов. Фронтальная Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
Динамическая пауза 4 Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.Способствовать использование алгоритма самостоятельно осуществлять самопроверку.
( 10 мин.)
Работа по рубрике «Узелки на память»
Работа с памяткой
Выполнение упражнения №87, с пояснением, по памятке.(Фронтально)
Выполнение упражнения №88, с пояснением, по памятке.(Самостоятельно; фронтально.)
Выполнение упражнения №88, с пояснением, по памятке.(Самостоятельно; фронтально.)
Перед выполнением упражнений, давай обратимся к рубрике «Узелки на память». Прочитаем .А как же определить количество слогов в слове?
А какие правила переноса вы еще знаете?Обратимся к памятке.
Памятка. Как разделить слово для переноса.1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам.
2. Одну букву нельзя оставлять или переносить на новую строку.
3. Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
4. Буквы Ь и Ъ нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.
5. Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский.
Теперь, когда мы с вами вспомни правила, выполним упражнение № 87. К доске (имя ученика). Остальные записали номер упражнения. Прочитаем задание. Не забываем, что работаем по алгоритму: 1. Поставь ударение.
2. Определи количество гласных в слове.
3. Раздели слово на слоги.
Выполним упражнение № 88.
Прочитаем задание. Для начала выясним, какое слово в каждом ряду лишнее и почему.
Теперь самостоятельно запишите каждое слово, разделяя слова для переноса. Работаем по алгоритму. Произнесите так, как вы разделили.
И выполним последнее упражнение на сегодня. Но сделаем только первую часть. Прочитаем. Выполняем самостоятельно. Первые 3 ученика, которые выполнят работу, подходят ко мне с тетрадями. Не забывает про алгоритм и памятку. Проверим. Переносить слово со строки на строку можно, разделив его на слоги. Стра – ни – ца.Сколько гласных в слове, столько и слогов.
Квар – тủ – ре, егὀ, даю, возь - мỷ, при – шью.
1 ряд: Пассажир, т.к. все остальное – транспорт.
2 ряд: Гвоздь, т.к. все остальное – инструменты.
3 ряд: Мальчик, т.к. все остальные – профессии.
4 ряд: Ванна, т.к. остальное – водные объекты.
Ав – то – мо –биль, трол – лей – бус, трам –вай, пас – са – жир.
То- пор, мо –ло –ток, дрель, па –яль –ник, гвоздь.
Учи – тель, жур – на –лист, маль – чик, ис – то- рик.
Оке – ан, ре- ка, мо- ре, озе –ро, ван – на.
Даль – не – го Вос – то – ка, друзь –ям, спо - кой – но, угос- ти- ли. Фронтальная Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
(Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
8 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками
( 5 мин.) Подведение итогов
Рефлексия.
Оценивание с комментированием.
Д.з. Какова была тема нашего урока?
Вспомним правила переноса слов.
-А сейчас оценим нашу работу. Вы получили шкалу. На ней вам нужно поставить крестик напротив той оценки, с помощью которой вы можете оценить себя на сегодняшнем уроке.
Сегодня я поставлю "5" (Имя) за...; "4" за...
Запишем домашнее задание:
Стр. 57, упр. №88 (отв. на вопр.)
Спасибо за урок!Правила переноса слов.
1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам.
2. Одну букву нельзя оставлять или переносить на новую строку.
3. Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
4. Буквы Ь и Ъ нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.
5. Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский.
Фронтальная – рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
-123825-200025
50802980055
-197485-133350