Игры — один из приёмов обучения, направленный на развитие речевой и творческой деятельности ученика
Игры — один из приёмов обучения,
направленный на развитие речевой и творческой деятельности ученика
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
(Сухомлинский В. А.)
В процессе обучения школьников иностранному языку каждый учитель старается сделать свой предмет более интересным и доступным. Уже к 7 классу стремление учащихся изучать иностранный язык значительно снижается. Для того, чтобы у учащихся не угасал интерес к языку, в процессе обучения используются игровая технология. Поэтому проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе присутствует всегда.
Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. По цели использования игры могут быть:
занимательные (проводятся для снятия усталости);
учебные (проводятся с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки).
Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:
Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
Способствует многократному повторению языковых единиц;
Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.
Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим требованиям:
1. Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
2. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
3. Быть принята всей группой;
4. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
5. Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
6. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
7. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Особое значение имеет «место» игры на уроке. Игра на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях – опору на родной язык.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры:
Лексические игры
Цели: - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Домино
Предлагаю лексическую игру «Домино», которая развивает логическое мышление, творчество учащихся, коммуникативные навыки, сотрудничество в парах. Темы могут быть разные: «Продукты питания», «Одежда» (8 класс), «Домашние животные» (4, 7 классы), «Овощи. Фрукты» (4,6 классы) и т.п.
Цель: активизировать и закрепить лексические единицы по данной теме.
Правила игры: работа в парах. Карточки делятся поровну. Игру начинает тот, у кого на карточке оба слова даны на немецком языке. Если с обеих сторон будет «пусто», значит карточки разложены верно, и игра заканчивается.
Игра «Zickzack-Spiel»
Игры стимулируют воображение, требуют стратегического Мышления и создать и поддерживать социальные контакты. Эти свойства делают их применение в обучении иностранным языкам особенно привлекательным. Убедитесь, рассчитанных на активное вовлечение учащихся в учебный процесс и увеличить уровень их учебной мотивации, тем более, что даже на эмоциональном уровне будет решаться. При зигзага игру Гент речь о том, какой из команд удастся пройти в первую очередь зигзагообразной линии. При этом предъявляются лексические знания на испытания. Помимо освоения базовой лексики немецкого Реакция, физическая подготовка и командный дух востребованы.
Грамматические игры
Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Wer tut mir den Gefallen?
Цель – отработка грамматического материала.
Правила игры: Обучающиеся делятся на маленькие группы от 4 до 5 человек. Каждая группа получает одну карточки, кубик, обзорный лист, песочные часы. Игроки бросая кубик выбираю от какого лица будут образовывать предложения.
Игра "New Amici"
« Учить немецкий играя» 001,б.
Цель: предоставляет учащимся возможность в игровой форме продемонстрировать свои способности в изучении немецкого языка
Правило игры заключается в следующем: команды из 2 человек соревнуются друг с другом, кто из них знает больше слов в немецком языке. Один из игроков команды – знаток, он изучает немецкий язык в школе, второй игрок - не знаток, т.е. ученик, не знающий немецкого языка вообще, в нашем случае – это школьники из Полома, которые изучают английский язык. В процессе игры не знатоки, не владеющие немецким языком, должны научиться говорить как можно больше немецких слов. Они запоминают слова и фразы немецкого языка, двигаясь от простого к самому сложному. При этом они должны быть очень внимательными, так как запоминание немецкого языка идёт через слушание, проговаривание и чтение немецких слов в русской транскрипции. Таким образом, играя, участники занимаются достаточно сложным делом, изучают иностранный язык.
Практический опыт показал, что данные игры позволили не только повысить мотивацию, но и повысили уровень знания немецкого языка. Игры наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц и грамматических структур на уроке немецкого языка может проводиться через использование на уроке различных игр. Игры можно широко использовать на уроках немецкого языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной домашней работе школьников.
Игра делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным. Без игровых моментов на уроке закрепление лексики происходит менее эффективно и требует больше умственного напряжения. Следует также отметить, что игры не могут полностью заменить систематической тренировки. В заключение хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности.
1. И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).
2. И.А.Паросова – «Игра на уроках немецкого языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 – 2003).
3. Е. Кашина – «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992)
4. Т.Г.Любимова – «Развиваем творческую активность» (Чебоксары, 1996)
Spielend Deutsch lernenУчим немецкий язык, играя