Статья Как сделать урок эффективным (из опыта работы преподавателя химии)
Галкина Ольга Васильевна
БОУ СПО ВО «Череповецкий
строительный техникум
имени А.А. Лепехина»,
РФ, г. Череповец
Как сделать урок эффективным (из опыта работы преподавателя химии)
Как сделать урок эффективным и организовать так, чтобы все обучающиеся одновременно были вовлечены в работу на протяжении занятия?
Чтобы решить эту проблему, можно использовать адаптивную систему обучения.
«Адаптивная система обучения» - означает гибкая, приспособленная.
Она реализует личностную модель научно-воспитательного процесса. Она предлагает не только сообщения новой информации, но и обучения приёмам с/р, взаимоконтроля, самоконтроля, исследовательской деятельности, умением устанавливать причинно-следственные связи между изучением объектов, делать обобщение и выводы, быть компетентными во многих научных вопросах.
Обязательным компонент адаптивной системы обучении – взаимоконтроль и самоконтроль, поэтому на первом уроке обучающиеся знакомятся с требованиями к усвоению знаний. В дальнейшем, на протяжении всего курса обучающиеся регулярно проводят взаимоконтроль и самоконтроль с выставлением отметки. Пример 1: Работа в парах сменного состава. Каждый вариант карточек-заданий имеет своё цветовое обозначение, которому соответствует цветовой сигнал, который прилагается к данной карточке. Работа сменного состава происходит по алгоритму: 1) Получить карточку и цветовой сигнал. 2) Выполнить самостоятельно задания, указанные в карточке. 3) Когда вы будете готовы обучать товарища по своей карточке, поднимите цветовой сигнал и подберите партнёра, который поднял другой цветовой сигнал. 4) Запишите его цветовой сигнал и фамилию на его тетради. 5) Объясните партнёру вопрос по своей карточке. 6) Выслушайте объяснение по его карточке. 7) Обменяйтесь карточками. 8) Поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра. Основные элементы адаптивной системы обучения: 1) Мотивационный элемент, мотивирующие значение имеют чёткая постановка цели деятельности обучающихся, формирование положительных эмоций в общении со сверстниками; 2) Познавательно – деятельностный элемент. Преподаватель заботится о создании комфортной, доброжелательной атмосферы во время занятий. Ведущая форма занятий – групповая форма, включающая индивидуальную работу обучающихся. Пример 2: Работа в группе строится по схеме: вопрос – обсуждение в группе – отчёт представителя группы – дополнение других участников – самооценка – оценка работ каждой группы. Групповая работа чрезвычайно важна для воспитания личности обучающегося, создания мотивации всех видов, особенно социальной мотивации. В процессе групповой работы обучающийся чувствует себя раскованно, не закомплексованно, свободно. Задача преподавателя не допускать расхлябанности, разболтанности. Для реализации методических приёмом можно использовать средства, обеспечивающие организацию разноуровневую познавательную деятельность обучающихся во многих учебных темах, по их способностям. 3) Управленческо – диагностический элемент. Управление процессом обучения происходит на основе контроля результатов всех видов с/р обучающихся. Обучающиеся оснащаются: дидактическими материалами, учебниками и другими учебными пособиями, карточками с заданиями, вопросами самоконтроля, для развития монологической речи обучающихся. Задания в форме таблиц, схем, текстом с выборочным ответом, что сокращает время на восприятия смысла задания на оформления ответа. Такая система сложения позволяет своевременно корректировать учебно-позновательную деятельность. Обучающиеся обучаются не только исполнительным, но и контролирующим действиями. Всё это формирует учение учиться, помогает усвоить способы самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Так же адаптивная система обучения развивает адекватную самооценку.