Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Лесная школа».
Самоанализ
открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Лесная школа».
В ходе проведения непосредственной образовательной деятельности решались следующие цели:
коррекционно-образовательные: продолжать совершенствовать умение правильно и четко произносить звуки т, ть;
совершенствовать умение интонационно выделять звук в слове;
дифференцировать понятия «согласный – гласный» звуки;
закреплять умение определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова);
коррекционно – развивающие: развивать слуховое восприятие и внимание, фонематические процессы;
память, мышление, связную речь, артикуляционную, общую и мелкую моторику, правильное дыхание;
коррекционно- воспитательные:
воспитывать положительное отношение к речевой деятельности, самостоятельность при выполнении заданий, умение выслушивать высказывания своих товарищей;
воспитывать эмоциональную адекватность (умение выражать радость)
словарная работа: обогащение словарного запаса детей словами со звуками т и ть.
Деятельность несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом индивидуальных и психофизических особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с воспитателем, сверстниками, формирование позитивной установки к деятельности;
познавательное развитие (закрепление усвоенного материала);
речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения, повторение чистоговорок, отгадывание загадок и др.);
художественно-эстетическое развитие (слушание аудиозаписи «Шум леса», «Голоса птиц»);
физическое развитие (физминутка, дыхательная гимнастика).
Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте).
Цели деятельности реализовывались через следующие методы:
игровые: сюрпризный момент – приглашение в «Лесную школу», корзинка с играми (игра с зонтиком,, дидактические игры «поймай звук», «Найди место звука в слове».словесные: вопросы, художественное слово (загадки, стишки, чистоговорки);
практические: работа с карточками «Разноцветные дорожки», работа со схемами слов и фишками, работа с полосками бумаги);
наглядные: показ предметных картинок, буквы Т.
Содержание непосредственно образовательной деятельности соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.
Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к ней, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание ребёнка к изучаемому звуку и букве, которой он обозначается. Интонационное выделение звуков, которое является базой осуществления любого звукового анализа. Особое внимание уделяла артикуляции и характеристике звука (тайна звука Т).
В процессе этой работы у детей постепенно создаются чёткие речедвигательные образы звуков, в результате чего им легче дифференцировать звуки: гласные - согласные, твёрдые - мягкие , звонкие -глухие.
Форма проведения деятельности - игровая. Известно, что слабая познавательная активность, недоразвитие познавательной деятельности в целом характерно для детей с ЗПР. В связи с этим старалась активизировать познавательный интерес как средство развития мотивационного компонента деятельности за счёт использования игровых и занимательных моментов.
В ходе деятельности были реализованы межпредметные связи: связь со всеми разделами адаптированной программы: развитие речи и ознакомление с окружающим, прослеживалась воспитательная направленность.
Деятельность проходила со сменой видов деятельности (за столами, у доски, на ковре), дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и интересом их выполняли.
Считаю, что цели непосредственной деятельности полностью реализованы. Ребёнок заинтересован, активен. Адекватность ответов свидетельствует о хорошем усвоении материала.
На основе собственного сенсорного опыта:
выделяет существенные признаки двух групп звуков русского языка гласных и согласных;
различает звуки по твёрдости – мягкости;
способен определить звонкий или глухой;
овладели умением обозначения звуков звуковыми символами (фишками).
У детей постепенно формируются и общеучебные умения и навыки:
действовать в соответствии с учебной инструкции, в соответствии с образцом;
анализировать, сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы,
первоначальные навыки самостоятельной работы, самоконтроля, что способствует успешной подготовки ребёнка к дальнейшему школьному обучению
Таким образом, намеченный план выполнен полностью, цели реализованы в полном объеме.