Учебно-методический комплекс на темуВскармливание новорожденных. Основные проблемы при грудном вскармливании


Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«Керченский медицинский колледж имени Г.К.Петровой




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
к практическому занятию №3
Семестр III
ПМ.01 Диагностическая деятельность
МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин
Раздел 1.3 Пропедевтика в педиатрии

Тема: «Вскармливание новорождённых. Основные проблемы при грудном вскармливании»

Специальность 31.02.01 Лечебное дело



Подготовила:
преподаватель педиатрии
высшей категории
Ефанова С.А



Рассмотрен
на заседании ПЦК педиатрии, акушерства и гинекологии
Протокол №6
От «_9_»_февраля_2016
Председатель Плотникова В.Н.

_____________________________





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия № 3
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 («лечебное дело»)
ПМ .01 Диагностическая деятельность
МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин
Раздел 3 Пропедевтика в педиатрии

Тема: «Вскармливание новорождённых. Основные проблемы при вскармливании грудью»
Продолжительность занятия: 270 (6ч.)
Формы и методы проведения: практическое занятие.




Цели занятия:
Учебные:
Знать:
- виды и методы вскармливания новорождённых;
- физиологию грудного вскармливания;
- значение раннего прикладывания к груди;
- правила успешного грудного вскармливания;
- проблемы при грудном вскармливании
Уметь:
- провести первое прикладывание новорождённого к груди;
- обучить мать правилам прикладывания к груди;
- обучить мать различным положениям при кормлении грудью;
- осуществить наблюдение за кормлением грудью;
- выявить проблемы при грудном вскармливании, уметь их
предупредить и устранить;
- обучить мать сцеживанию грудного молока;
- уметь провести кормление из рожка, чашечки;
- уметь обработать молокоотсос, соски, бутылочки, чашки
- уметь рассчитать необходимое количество молока разовое и
суточное;
- провести контрольное кормление
Воспитательные: развивать у обучающихся чувство ответственности за здоровье ребёнка путём предупреждения развития патологических состояний и внедрения знаний о преимуществах грудного вскармливания и наблюдением за новорождённым
Деонтологические: постоянно развивать у обучающихся умение общения с матерью, развивать доверительные отношения
Методические цели. Использование интерактивных методов обучения. Формировать у обучающихся умение взаимодействовать в группе, увидеть и сформировать проблему, найти пути её решения, самостоятельно работать с информацией
Добиваться создания комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе обучающегося, уделять внимание к каждому высказыванию, положительно реагировать на желание обучающегося высказать своё мнение, тактично реагировать на допущенные ошибки
Оснащение занятия:
МЕТОДИЧЕСКОЕ
МАТЕРИАЛЬНОЕ

-Учебно-методическая разработка
-биксы, лотки;
- стерильные салфетки
- пеленки, детское бельё;
- молокоотсос;
- силиконовые прокладки на
соски;
- фантомы, муляжи
- стерильная посуда для сбора
молока;
- посуда для стерилизации сосок,
бутылочек;
- 3% раствор соды для кипячения
сосок, бутылок
- адаптированные молочные смеси
для новорождённых;
- горизонтальные весы;
- дезинфицирующий раствор, ветошь;
- мультимедийная система

- Инструкция к практическому занятию для обучающихся


- Материалы контроля исходного уровня знаний (тесты, немые графы, вопросы для устного опроса) Эталоны ответов


Материалы основного этапа занятия:
- алгоритмы по диагностике и
выполнению навыков;
- инструкции;
- ситуационные задачи;
- видеофильмы, презентации


- Материалы контроля конечного
уровня знаний


- Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе


- Рекомендации ВОЗ об успешном грудном вскармливании;
- «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» Москва, 2010 г


Клинический протокол МЗ РФ «Оказание медицинской помощи при одноплодных родах в затылочном предлежании (без осложнений) и в послеродовом периоде» 2014 г






МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Обеспечивающие дисциплины

Дисциплина
Знать
Уметь

Анатомия и физиология




Пропедевтика в педиатрии


Акушерство

Сестринское дело


Строение молочной железы
Значение гормонов пролактина и окситоцина в лактации
Анатомо-физиологические особенности новорождённого
Послеродовый период

Санитарно- гигиенический режим родовспомогательных учреждений






Уметь оценить состояние новорождённого
Уметь осуществить уход за молочной железой


Обеспечиваемые дисциплины

Хирургия





Стоматология
Клинику мастита





Клинику врождённых уродств челюстно-лицевой системы
Уметь диагностировать мастит и провести дифференциальную диагностику с лактостазом

Осуществить уход за больными













ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

І. Подготовительный этап __5_ мин.
Проведение организационных мероприятий
Постановка учебных целей
3. Актуализация темы, мотивация учебной деятельности обучающихся:

В декларации прав новорождённого, принятой на Конгрессе Всемирной Ассоциации перинатальной медицины (Барселона, сентябрь 2001 г) указано, что каждый новорождённый имеет право на правильное питание, которое будет гарантировать ему достаточное развитие. Грудное вскармливание обеспечивает не только рост и развитие ребёнка, но и высокое качество жизни, как в раннем детском возрасте, так и в последующие годы. Основой правильного грудного вскармливания является проведение раннего прикладывания к груди матери в родильном зале
ВОЗ и ЮНЕСКО, изучив проблемы вскармливания детей, сформулировали и начали претворять в жизнь десять принципов грудного вскармливания младенцев
Согласно этим принципам медперсонал, который имеет отношение к матери и новорождённым, обязан информировать матерей о преимуществах грудного вскармливания и обучить навыкам его проведения
В Российской Федерации неоднократно обновлялись эти рекомендации. В 2010 году разработана «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни», которая была утверждена XVI Съездом педиатров России. Необходимость в этом была вызвана тем, что в России на искусственном вскармливании с рождения находится 2,5 % детей, в возрасте 1 месяц – 11,6% детей, в возрасте 2 мес. – 18,5%, в возрасте 3 мес. – 28,2 % детей, в 6 месяцев – 46,1%. Ответственность за правильное питание новорождённых несёт акушерско-педиатрическая служба (женская консультация, детская больница, ФАП).
Отсюда и вытекает необходимость глубоких знаний и умений фельдшера, акушерки и медицинской сестры по организации питания детей до года, особенно новорождённых













Фельдшер должен обладать общими компетенциями:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК. 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных
групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья
ребёнка.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию












№ этапа
Название этапа и учебно-целевые вопросы
Уровень усвоения
Осваиваемые компетенции
Методы и формы контроля и обучения
Материалы контроля и обучения
Время в мин

1
2
3
4
5
6
7

II
Контроль исходного уровня знаний




40
минут

1.
Информация «Новости медицины»
2

Индивидуаль-ный устный опрос



2.
Виды вскармливания детей до года
2

Фронтальный устный опрос
Вопросы для фронтального опроса. Рисунок


3.
Физиология грудного вскармливания.
2

Тестовый опрос
Тесты разного уровня сложности


4.
Факторы, усиливающие и тормозящие лактацию
2

Тестовый опрос
Тесты разного уровня сложности


5.
Значение раннего прикладывания к груди
2

Тестовый опрос
Тесты разного уровня сложности


6.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди
2

Заполнение «немого» графа
«Немой» граф


7.
Преимущества естественного вскармливания
2

Заполнение «немого» графа
«Немой» граф


8.
Виды вскармливания
новорождённых
2

Заполнение «немого» графа
«Немая» графологическая структура


III
Основной этап:
Формирование профессиональных умений и навыков




190
ми-
нут

1.
Оценка общего состояния новорождённого и выбор вида и способа вскармлива-ния доношенного новорождённого
3
ОК.1
ОК.2.
ОК.6
ОК.7
ПК.2
Работа малыми группами
Задача №1 - 3


2.
Проведение первого прикладывания к груди
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
ОК.7
Работа по принципу «Делай как я»
Инструкция «Первое кормление грудью»
Видеоряд


3.
Проведение беседы с родильницей о значении раннего прикладывания к груди
3
ОК.4
ОК.5
Самостоятельное общение акушерки с пациентом
Конспект беседы
Контроль самостоятельной внеаудиторной работы


4.
Подготовка матери и ребёнка к кормлению грудью, выбор положения при кормлении
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
ОК.7
ПК.2
Работа малыми группами
Решение ситуационных задач
Алгоритм №2 «Подготовка матери и ребёнка к кормлению грудью»
Слайд-шоу «Позы при кормлении грудью»
Задача №4 - 9


5.
Расчёт суточного объёма молока. Кратность кормления
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
ОК.7
ПК.2
Решение ситуационных задач
Инструкция “Кратность кормления и суточный объём пищи»
Ситуационные задачи



6.
Наблюдение и оценка кормления грудью
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
ОК.7
ПК.2
Работа по принципу «найди ошибку»
Алгоритм №3 «Оценка кормления грудью»
Видеофильм


7.
Проведение беседы «Особенности режима и питания кормящей матери»
3
ОК.4
ОК.5
Самостоятель-ное общение фельдшера ФАПа с кормя-щей матерью и её семьёй
Конспект беседы
Контроль самостоятельной внеаудиторной работы


8.
Кормление новорождённого из рожка, чашки
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
ПК.2
Работа малыми группами и по принципу «найди ошибку»
Алгоритмы №4, 5


9.
Проведение сцеживания грудного молока
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
ОК.7
ПК.2
Работа малыми группами
Инструкция «Ручное сцеживание молока
Видеофильм «Ручное сцежива-ние молока»
Видеофильм «Виды молокоотсосов»


10
Проведение контрольного кормления
3
ОК.6
ОК.2
ОК.1
Работа малыми группами
Алгоритм «Проведение контрольного кормления»


11
Проведение беседы
«Профилактика гипогалактии»

3
ОК.4
ОК.5
Самостоятельное общение фельдшера (медсестры) с кормящей матерью
Конспект беседы
Контроль самостоятельной внеаудиторной работы


12
Хранение сцеженного молока. Обработка посуды
3
ОК .1
ОК.2
Изучение инструкции
Инструкция «Хранение сцеженного молока. Обработка посуды»






13
Демонстрация и дегустация напитков для стимуляции лактации
3
ОК.11
Рецепты приготовления напитков
Контроль самостоятельной внеаудиторной работы


III
Заключительный этап:
1. Контроль и коррекция уровня профессиональных навыков и умений




35 минут


- Решение производственных ситуаций с выполнением навыка
3

Производственные ситуации №1- 5



2. Подведение итогов занятия:










Задание на дом: «Наблюдение и уход за новорождёнными в родильном отделении. Профилактические мероприятия»
Н.Г.Соколова «Сестринский уход за здоровым новорождённым» 2014 Стр 47 -53
А.М. Запруднев, К.И.Григорьев «Педиатрия с детскими инфекциями» 2014 стр109 – 111, 117 – 124


Внеаудиторная самостоятельная работа:
1)подготовить беседу «Профилактика гнойно-септических заболеваний у детей»
2) подготовить краткие сообщения о фенилкетонурии, муковисцидозе, врождённом гипотиреозе, адреногенитальном синдроме, галактоземии (повторение материала по генетике)
3) изучить приказ МЗ и соцразвития №185 от 22.03.2006 «О массовом обследовании новорождённых детей на наследственные заболевания»
4) подготовить алгоритмы «Утренний туалет», «Обработка пуповины, пупочной ранки», «Введение вакцины против вирусного гепатита В», «Введение БЦЖ - М вакцины
Преподаватель Ефанова С.А.







Перечень видеофильмов для занятия №3
«Первое прикладывание к груди и тест на мокрые пелёнки» - 3 мин 54 сек
«Правила прикладывания к груди» - 4 мин 25 сек
«Как правильно сцеживать грудное молоко» - 4 мин 36 сек
«Ручное сцеживание молока» - 3 мин 56 сек
«Как правильно прикладывать ребёнка к груди» - 4 мин 21 сек
«Позы для кормления грудью новорождённого - 5мин 08 сек
«Трудности при грудном вскармливании» - 7 мин 37 сек
Видеоряд «Первое прикладывание к груди» (cлайды из презентации
«Естественное вскармливание»)
«Ручной молокоотсос» -1 мин 58 сек
«Электрический молокоотсос» - 2 мин 11 сек фирма Медила»
«Электрический молокоотсос (фирма «Ревив» ) – 5 мин 11 сек





15