Задания для основного этапа занятия на тему Вскармливание новорожденных. Основные проблемы при грудном вскармливании
Задания для основного этапа занятия
Задание 1
Ребёнок родился от первой физиологической беременности, первых срочных родов, закричал сразу. При осмотре на пятой минуте жизни у новорождённого кожные покровы розовые, сердцебиение 140 в минуту, при проверке пяточного рефлекса – гримаса; тонус мышц умеренно снижен
Оцените состояние ребёнка по шкале Апгар, обоснуйте своё решение
2) Объясните родильнице значение раннего прикладывания к груди матери
3) Проведите первое прикладывание к груди матери. Назовите признаки готовности сосать грудь
Задание 2
Ребёнок родился от второй беременности, первых срочных родов, закричал после тактильной стимуляции. При осмотре на первой минуте жизни у новорождённого цианоз носогубного треугольника, сердцебиение 98 в минуту, при отсасывании слизи изо рта и носа – кашель, чихание, движения конечностей активные, при проверке пяточного рефлекса – гримаса
1) Оцените состояние ребёнка по шкале Апгар и обоснуйте своё заключение
2) Выберите вид вскармливания. В какие сроки необходимо приложить новорождённого к груди матери?
3) Назовите признаки правильного прикладывания ребёнка к груди
Задание 3
Ребёнок родился на 40-й недели беременности, закричал сразу. При осмотре на первой минуте жизни у новорождённого кожные покровы розовые, чистые; сердцебиение – 140 в мин, при отсасывании слизи изо рта и носа – гримаса; тонус мышц умеренно снижен.
Родильнице 19 лет, ВИЧ-инфицирована, роды первые, срочные, прошли без осложнений
Оцените состояние ребёнка по шкале Апгар. Здоров ли ребёнок?
2)Выберите вид и способ вскармливания новорождённого. Каков режим кормления?
3) Перечислите абсолютные противопоказания кормления ребёнка грудью со стороны матери
Задание 4
Новорождённый трёх дней, родился с массой 3500 г, вскармливание естественное, находится в палате «мать и дитя».
1)Каким должен быть режим питания?
2) Рассчитать необходимое количество пищи в сутки для этого возраста
3) В каком положении мать должна кормить ребёнка? Помогите матери при положении сидя
Задание 5
Вы медсестра палаты интенсивной терапии
Ребёнку 2 дня. Раздельное пребывание матери и ребёнка в родильном доме, так как ребёнок родился с родовой травмой. Масса при рождении 4500 г. Не сосёт, не глотает
Выберите вид и способ кормления. Каким должен быть режим кормления?
Рассчитайте необходимый суточный и разовый объём пищи
Целесообразно ли назначение питьевого режима?
Задание 6
Вы медсестра палаты интенсивной терапии
Новорождённый извлечён путём кесарева сечения, проводимого под общим наркозом, в удовлетворительном состоянии с массой 3600, оценка по шкале Апгар 8 баллов
Когда целесообразно осуществить первое прикладывание к груди? Где должны находиться мать и ребёнок?
2) Какой способ вскармливания желателен в данном случае? Какое положение матери и ребёнка?
Обучите мать рациональному положению
3)Когда можно провести прикладывание к груди при проведении операции под эпидуральной анестезией?
Задание №7
Вы участковая медсестра
Новорождённому 10 дней. Масса 3600 г. Самочувствие удовлетворительное. Вскармливание естественное. Мать жалуется на беспокойство ребёнка и малое количество молока при сцеживании, кормит его 7 раз в сутки
Ваш совет матери, как следует кормить ребёнка
Каковы достоверные признаки гипогалактии?
Проведите беседу «Профилактика гипогалактии»
Задание №8
Вы фельдшер ФАПа Получили результат тестирования на наследственную патологию. У ребёнка выявлена наследственная энзимопатия – фенилкетонурия
Каковы ваши рекомендации по вскармливанию ребёнка?
Каков режим вскармливания?
Обучите мать кормлению этого ребёнка
Задание №9
Вы фельдшер ФАПа проводите патронаж новорождённых. В семье близнецы, детям 7 дней. Родились в срок, с массой 3100 г и 2900 г, выписаны на 5-й день. Оба ребёнка здоровы
У матери лактация достаточная
1) Каковы ваши рекомендации по сохранению грудного вскармливания?
2) Какие рекомендуются положения ребёнка при кормлении грудью нескольких детей? Обучите мать этим положениям
3) Проведите беседу о том, почему важно не отрывать ребёнка от груди
Эталоны ответов на задания по основному этапу занятия
Задание №1
1)Здоровый новорождённый. Оценка состояния по шкале Апгар 9 баллов ( 1 балл снят за снижение тонуса мышц)
2)Активное сосание стимулирует сосок матери, вызывает выброс окситоцина, отвечающего как за появление молока, так и за сокращение матки; ребёнок получает молозиво (очень ценное для ребёнка в первые дни жизни); устанавливается психологическая связь матери и ребёнка (контакт кожа к коже)
3) Признаки готовности сосать: младенец оглядывается по сторонам, делает первые поисковые движения, открывает рот
Задание №2
Здоровый новорождённый. Оценка по шкале Апгар 8 баллов ( снят 1 балл за акроцианоз и 1 балл за число сердцебиений)
Вскармливание грудное, в течение первых 30 минут жизни
3. Признаки правильного прикладывания к груди: рот широко открыт, губы вывернуты наружу, ребёнок захватывает большую часть ареолы, подбородок касается груди
Задание №3
Оценка по шкале Апгар 9 баллов (снят 1 балл за тонус мышц)
Установить ВИЧ-статус в первые дни невозможно, так как в крови ребёнка будут материнские антитела
Вскармливание искусственное, из рожка. Режим кормления – через 3 часа, в первый день по 10мл адаптированной молочной смеси
Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери: ВИЧ- инфицирование, активный туберкулёз, психические расстройства, особоопасные инфекции, состояние выраженной декомпенсации при хронических соматических заболеваниях
Задание №4
Вскармливание «по требованию», включая ночные кормления
Количество молока за сутки 240 мл (по формуле Финкельштейна 80мл х 3)
Положение может быть любое
Задание №5
Вскармливание грудное. Кормить через 3 час, через зонд, сцеженным молоком
Суточный объём пищи 160 мл (80 х 2), разовый 20 мл (10мл х 2)
Назначение допаивания не целесообразно
Задание №6
Первое прикладывание к груди через 4 – 6 часов, после того, как мать выйдет из наркоза
Мать – в послеоперационной палате, ребёнок – в детской палате. На второй день при удовлетворительном состоянии матери и ребёнка можно перевезти в палату совместного пребывания матери и ребёнка
Вскармливание естественное, в первый день из чашечки или шприца, в последующие дни кормление исключительно грудное рекомендуется положение «лёжа» (на подушке или кровати)
При проведении операции под эпидуральной анестезией кормить можно в родзале
Задание №7
1.Советы:
- кормить «по требованию»;
- обязательны ночные кормления;
- отрегулировать режим дня, включая обязательный дневной отдых, создать спокойную обстановку в семье;
- отрегулировать питание кормящей женщины
2. Достоверные признаки гипогалактии: плохая прибавка массы тела, мочеиспускания 6 и менее за сутки, моча
концентрированная
3. Объём пища за сутки 800 мл (80мл х 10, по формуле Филькинштейна)
Задание №8
Отменить кормление грудным молоком и начать кормить смесями, не содержащими фенилаланин ( Лофеналак,
Аналог ХР, Афеналин, Апонти-ФКУ) по рекомендации педиатра
Кормить ребёнка через 3 часа, с ночным перерывом (6 часов, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа)
Задание №9
Кормить «по требованию», с обязательным ночным кормлением. Не допускать стрессовых ситуаций.
Обеспечить кормящую женщину отдыхом и достаточным питанием
Рекомендуется положение «из-под руки» при одновременном кормлении двух детей.
Важно не отрывать ребёнка от груди потому, что молоко не одинаково по составу в различных отделах молочной железы
Переднее молоко появляется в начале кормления, имеет голубоватый цвет и сладковатый вкус, богато белком,
лактозой, витаминами, минеральными солями и водой
Заднее молоко выделяется в конце кормления, содержит много жира, действует как регулятор насыщения
15