Выступление Подготовка к введению ФГОС СОО
ФГОС СОО
Нормативно – правовая базаПриказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-рЗакон об образовании в РФ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.)
Среднее общее образование может быть получено:в организациях, осуществляющих образовательную деятельность 1. в очной; 2. очно-заочной; 3. заочной форме.Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: 1. в форме семейного образования; 2. самообразования.Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения среднего общего образования составляет:два года для лиц очной формы обучения;для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования увеличивается не более, чем на один годдля обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Стандарт является основой для:разработки примерных основных образовательных программ среднего общего образования;разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
Стандарт является основой для:осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;организации деятельности работы методических служб;аттестации педагогических работников;организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;осознающий и принимающий традиции;креативный и критически мыслящий;владеющий основами научных методов познания окружающего мира;мотивированный на творчество и инновационную деятельность;готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок;уважающий мнение других людей;осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;подготовленный к осознанному выбору профессии;мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:личностным (включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению);метапредметным (включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов: на базовом углубленном уровнях.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают:возрастные особенности;индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности успешную социализацию.
Образовательная деятельность осуществляется через урочную; внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:спортивно-оздоровительное;духовно-нравственное;социальное;общеинтеллектуальное;общекультурное.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:познавательной;практической;учебно-исследовательской;социальной;художественно-творческой и т. д.
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, проводится в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам:"Русский язык и литература";"Математика: алгебра и начала анализа, геометрия";"Иностранный язык".
Основная образовательная программа должна содержать три раздела:целевой;содержательный;организационный.
Организационный раздел должен включать:учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;план внеурочной деятельности, календарный учебный график;систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план определяетколичество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося не менее 2170 (32 ч) часов ине более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;дополнительных учебных предметов;курсов по выбору;и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать:9 (10) учебных предметов (не менее одного учебного предмета из каждой предметной области) общие учебные предметы, обязательные для всех.
Обязательные предметыРусский язык и литератураИностранный языкМатематикаИстория или Россия в миреФизическая культураОБЖ
В школах могут функционировать следующие профили обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
Технологический профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияРусский язык ИнформатикаЛитература ФизикаИностранный языкИсторияФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельностиИндивидуальный проект
Естественно-научный профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияРусский язык ХимияЛитератураБиологияИнформатикаИностранный языкИсторияФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельностиИндивидуальный проект
Гуманитарный профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняИсторияРусский язык Иностранный языкЛитератураПравоМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияИностранный языкФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельностиЕстествознаниеВторой иностранный языкОбществознаниеИндивидуальный проект
Социально-экономический профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияРусский язык ГеографияЛитератураЭкономикаИностранный языкИсторияФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельностиИнформатика ЕстествознаниеИндивидуальный проект
Универсальный (вариант 1) профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияРусский язык ИсторияЛитератураИностранный языкОбществознаниеФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельности ФизикаИндивидуальный проект
Универсальный (вариант 2) профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняИностранный языкРусский язык ЛитератураМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияОбществознаниеФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельности История ЕстествознаниеИндивидуальный проект
Универсальный (вариант 3) профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияИностранный языкРусский язык ОбществознаниеЛитератураФизическая культураБиология Основы безопасности жизнедеятельности История Индивидуальный проект
Универсальный (вариант 4) профиль {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предметы углубленного уровняПредметы базового уровняМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияИностранный языкРусский язык ИсторияЛитератураФизическая культураОсновы безопасности жизнедеятельности Обществознание Биология Индивидуальный проект
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Индивидуальный учебный планиндивидуальный, логически-связный набор учебных курсов различных уровней, проектно-исследовательских работ, социальных практик и т.п., выбранных учащимся из учебного плана образовательного учреждения для освоения.
Формирование УП
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно - тематическое планирование.
Этапы перехода к ФГОС СОО1 этап – организационный (январь – август, 2017 г.)Создание Рабочей группы, реализующей программу, развитие содержания программы. Организация взаимодействия участников программы. Координация деятельности.2 этап – основной этап (сентябрь, 2017 г. – май, 2019 г.)Организация и разработка методического сопровождения введения ФГОС среднего (полного) общего образования в школе. 3 этап – заключительный этап (Июнь, 2021 г. – Июнь, 2022 г.)
1. Методическое сопровождение учебного процесса{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Мероприятие Сроки Ответственные 1Анализ и экспертиза учебников на базовом и углубленном уровнях по предметным областямФевраль-мартЗам.директора по НМР, зав.библиотекой, руководители кафедр и МО2Экспертиза УМК по областям (паспорта учебных кабинетов, планы оснащения и т.д.)Май-июньЗам.директора по НМР, зав.библиотекой, руководители кафедр и МО, заведующие кабинетами3Экспертиза фонда школьной библиотекииюньзав.библиотекой
2. Методическое сопровождение профессиональной подготовки и роста педагогов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Мероприятие Сроки Ответственные 1Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях перехода на ФГОС СООянварьЗам.директора по НМР, педагог-психолог2Формирование представления об идеологии ФГОСпостоянноДиректор, Зам.директора по НМР3Заседания ШМО и кафедр: проблемы введения и реализации ФГОС СОО в урочной и внеурочной деятельностипостоянноРуководители ШМО и кафедр, педагоги4Разработка и апробация оценки эффективности работы педагогов1 четвертьДиректор, Зам.директора по УВР, ВР, НМР
3. Методическое сопровождение профессиональной подготовки педагогов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Мероприятие Сроки Ответственные 1Внутришкольное повышение квалификации(семинары, практикумы)постоянноЗам.директора по НМР, руководители кафедр и МО2Разработка Основной образовательной программы основного среднего образованияМай-июньРабочая группа,администрация3Курсы повышения квалификации учителей по введению ФГОС СООПо плануЗам.директора по НМР, педагоги
4. Методическое сопровождение по разработке ООП СОО{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Мероприятие Сроки Ответственные 1Разработка и описание стратегии введения ФГОС СООавгустРабочая группа,администрация2Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоение учебных предметных программавгустРуководители МО и кафедр, педагоги3Разработка и описание и системы оценки достижения планируемых результатовавгустРуководители МО и кафедр, педагоги4Разработка программы развития УУДавгустРуководители МО и кафедр, педагоги5Разработка и описание программы воспитания и социализацииавгустРуководители МО и кафедр, педагоги6.Составление учебного плана с учетом требований ФГОСиюньЗам.директора по УВР, НМР, ВР7.Описание условий реализации ООПавгустЗам.директора по УВР, НМР, ВР8.Экспертиза ООПавгустЗам.директора по УВР, НМР, ВР9.Разработка программ учебных предметов и элективных курсов, внеурочной деятельностиИюнь-августРуководители МО, кафедр, педагоги
5. Методическое сопровождение инновационной деятельностью, обобщение педагогического опыта{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Мероприятие Сроки Ответственные 1Создание собственных методических разработок, дидактических материаловпостоянноРуководители ШМО, кафедр, педагоги2Участие в профессиональных конкурсахпостоянноПедагоги 3Методика обобщения передового педагогического опыта (планы по самообразованию)По плануЗам.директора по УВР, ВР, НМР, руководители ШМО, кафедр, педагоги
6. Методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Мероприятие Сроки Ответственные 1Диагностика образовательных притязаний школьников, выявление интересов и склонностейпостоянноПедагог-психолог, классные руководители2Участие в исследовательской и проектной деятельности школьниковпостоянноЗам.директора по НМР, руководители ШМО и кафедр, Педагоги 3Методика обобщения работы с одаренными детьмипостоянноЗам.директора по НМР, ВР, классные руководители
Ожидаемые результатыРазработана ООП СОО.Разработаны рабочие программы по всем предметам.Разработаны методические рекомендации по преподаванию предметов по областям. Собран банк дидактических материалов по предметным областям.Подготовлены педагоги к реализации ФГОС СОО. Разработаны рекомендации по организации методической работы в ОУ, обеспечивающей подготовку к введению ФГОС.Апробированы новые формы оценивания образовательных результатов учащихся.Внедрены современные педагогических технологий, способствующих формированию УУД.Организуются новые формы повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, творческие мастерские, опережающее моделирование уроков, презентация ППО и т. д.)Минимизированы возможные риски, возникающие в процессе реализации требований ФГОС СОО.
Реестр программ fgosreestr.ru
Этапы: Подготовка к выпуску из старшей школы и поступлению в ВУЗ второе полугодие 11 класса
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№данетЗатрудняюсь ответить1.Достаточно ли Вы информированы о ФГОС среднего общего образования? 69%18,712,32.В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?40,64019,43Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?62,515,621,84Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности учащихся?29,651,518,85Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей?81,24,615,66Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС общего образования?81,27,89,3
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№7Испытываете ли Вы затруднения в составлении рабочих программ?29,669,3118Способны ли Вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?62,514259Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения?21,859,32210Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью?40,612,529,611Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на ФГОС среднего общего образования?57,86,234,3
Творческих Вам успехов!