Студенческая конференция Управленческая деятельность учителя


Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лебедянский педагогический колледж»
(ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»)
Конференция
Тема: Управленческая деятельность учителя
Преподаватель:
Л.В. Малыхина
Лебедянь, 2014
Цель: обобщить знания по пройденной теме;
закрепить знания по теме в области профессиональной деятельности;
дать представление о практическом применении полученных знаний;
развивать умение студентов анализировать свою деятельность;
углубить представление студентов об управленческой деятельности.
Оборудование: компьютер с системой мультимедиа; доклады студентов; выставка докладов и рефератов студентов по менеджменту; выставка литературы по менеджменту
0245110Преподаватель: Сегодня мы открываем I студенческую научно-практическую конференцию по менеджменту. Тема конференции: «Управленческая деятельность учителя».
Сущность управленческой деятельности учителя, ее проблемы и перспективы – основная цель нашей конференции.
Будущие учителя, студенты выпускных групп нашего колледжа, поделятся своими успехами и проблемами, с которыми сталкиваются на практике. Изучив основы менеджмента, мы изучаем педагогический менеджмент.
В контексте реформирования управления сферой образования большое значение придается объекту управления, его компонентам, переосмыслению процессов воспитания, обучения и развития. Особенно актуально стоит проблема управления образовательным процессом на рядовом уроке обычным рядовым преподавателем.
В настоящее время в педагогической науке и практике еще не сложилось однозначное понимание феномена управленческой деятельности учителя.
Практическое отсутствие иностранных и ограниченность отечественных исследований, свидетельствуют о том, что мы находимся на начальном этапе решения данной проблемы.
В чем же состоит сущность управления и значимость, необходимость этого процесса в современной школе? – об этом расскажет студентка 321 группы Дрепина Ирина.
444500103505
Управление учебно-познавательной деятельности – потребность современной школы
Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем предмет, способным объяснить новый материал и организовать свой труд, но и умеющем грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Мы подразумеваем под управленческой деятельностью учителя, непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управленческого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.
Основа управленческой деятельности – это выполнение учителем четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование
КонтрольОрганизация
Мотивация
Цикл – это совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе обучения цикл управления обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.
Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать слаженную работу всего педагогического коллектива, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация всего образовательного процесса.
Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность.
Учебный план школы – научно обоснованная программа развития образовательного процесса. Планирование в школе имеет свою специфику. Учебный план составляется на основе закона «Об образовании», в учебный план входят региональный и федеральный компоненты.
Необходимо осуществлять тщательное планирование, ведь именно от него зависит развитие образовательного процесса в школе.
Организация педагогического процесса представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих настрой на учебную деятельность школьников. Только при соответствующей организации процесса обучения становятся возможными эффективное взаимодействие учителя и учащихся в процессе совместного труда, прочное усвоение знаний. Организация учебной деятельности в школе предопределяется характером микроклимата в классе и уровнем подготовленности учащихся к труду. Основная цель организации учеников на работу – настрой учащихся на учебную деятельность, на работу. Именно с организации начинается эмоциональный контакт детей с учителем, который очень важен и необходим на каждом уроке.
Давно известно, что оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач и целей можно с помощью различных методов и средств. Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорил о мотивации обучения, а с позиции ученика следует вести речь о мотивации учения. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки.
В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы, а их много, всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а со многими. Работа учителя по управлению процессом обучения тесно связана с взаимоотношениями между ним и детьми, а также педагогическим коллективом. Там, где существуют общность интересов, повышение уровня знаний учащихся становится общим делом. Стремление к знаниям можно добиться только при тесном личном контакте и взаимопонимании между учителем-руководителем и школьником, а для этого необходимо знать, что движет человеком в данный момент.
Контроль – это заключительная функция цикла управления. Контроль заключается в наблюдении за ходом усвоения необходимых знаний, умений и навыков. Иначе контроль можно назвать анализом достигнутых результатов. Он необходим для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Контроль также помогает выявить истинный уровень знаний учащихся, он необходим как на каждом уроке, так и после изучения большой темы, раздела.
Управлять педагогическим процессом можно и не всякому учителю под силу, это целый раздел в науке «педагогика». Но главное в любом управлении – избегать формальности в подготовке учителя к уроку. Формальное отношение учителя к процессу обучения недопустимо в современных условиях развития школы.
Преподаватель: Формальное отношение к своей деятельности – это проблема, затрагивающая современное общество. Формальное присутствие на работе, формальное отношение к труду – это остаточные явления прошлого века, связанные с российской историей. Они присутствуют и в сфере образования, что не допустимо в условиях информатизации и модернизации, постоянного развития страны.
0654050Проблему формализма управления в педагогических системах затрагивает в своем выступлении студентка 323 группы Майданова Наталья.
Формализм управления в педагогических системах
(вставить доклад Майдановой Н.)
Не подлежит сомнению, что всякое совершенствование, любое нововведение не терпят косности и шаблона, т. к. нельзя приспосабливать живой развивающийся организм к устоявшимся привычным формам. Наоборот, формы должны приводиться в соответствии с изменяющимися целями и задачами. Образовательный процесс должен реально, а не формально способствовать высокому качеству обучения и воспитания уч-ся, их всестороннему, гармоничному и свободному развитию. Подобное возможно только как следствие эффективного труда каждого преподавателя, следствие научного, оптимального управления этим трудом. Однако, как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в первую очередь формальных характеристик. Вслед за этим обычно следуют изменения по существу: конкретизируются цели и содержание деятельности. Всякая деятельность при определенных обстоятельствах может носить как формальный, так и неформальный характер. Внешне, по форме она может быть правильной, а по своей сути, по содержанию быть в то же время шаблонизированной, не творческой, не удовлетворяющей основным принципам и показателям эффективности научной организации взаимодействия в системе: руководитель средней школы — педагог, педагог - уч-ся.
Итак, при всяких инновационных изменениях существует, особенно на первом этапе, опасность формализма, как следствие субъективизма менеджера образовательного процесса в целом. Проблема формализма возникла не вчера. Вся история становления современной школы - это история борьбы с рутиной, с отжившими формами и методами, утверждение новых, передовых, прогрессивных педагогических идей.
Что же такое формализм? Формализм - это предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Например, в области человеческих отношений формализм проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета. В сфере социального управления - в бюрократизме. Однако здесь необходимо развести такие понятия, как «формализм», «формальность», «формализация». Если первое- это явление негативное, то второе и третье являются весьма важными и
необходимыми атрибутами реальной жизни. В целом, встречающийся еще на практике формализм в пед. системах и в управлении ими является следствием либо низкой компетентности, либо низкого профессионального мастерства отдельных преподавателей.
Многообразны проявления формализма в управлении. Исследование показало, что это и оценка деятельности учебного заведения по какому- либо признаку, например, по количеству проведенных мероприятий, бесед, собраний, в основе которых лежит пересказ прописных истин, не дающих ответы на волнующие уч-ся вопросы. Множество планов, перегрузка планов мероприятий, шаблонные характеристики классов в планах воспитательной работы классных руководителей - все это формализм. Он также проявляется в требовании от преподавателя графиков самообразования, конспектов, тезисов и т.д. Все эти проявления формализма ограничивают творческий поиск преподавателя, не способствуют реальной модернизации учебного процесса и управления им в целом.
Изучение проблемы с позиции системного подхода, показало, что формальное отношение к организации образовательного процесса и контролю над ним выражается в 2-х видах: во-первых, в форме субъективного опыта, кот. проявляется в предпочтении, отдаваемым преподавателем устаревшим на данный момент знаниям и прошлому опыту в противовес духу и требованиям сегодняшнего дня. Формализм субъективного опыта является следствием пртиворечия между новым содержанием деятельности преподавателя и уч-ся и некоторыми устаревшими, шаблонными формами и методами контроля за этой деятельностью/Главная причина этого вида формализма-отсутствие моральных и материальных стимулов у преподавателя для качественного труда. Во- вторых формальное отношение выражается в формализме определенного действия. Этот вид формализма тесно связан с первым, он возникает в том случае, если преподаватель или рукрводитель на отдельном этапе деятельности считает приемлемыми нецелесообразные требования. Это можно объяснить престижными соображениями, стремлением не иметь замечаний в свой адрес, стремлением «порадовать» проверяющего, а иногда скрыть свою некомпетентность и неопытность. Формализм - злейший враг творческого труда, он губит общественную активность людей. В целом формализм в управлении образовательным процессом, к сожалению, наблюдается на всех уровнях взаимодействия субъектов деятельности.
Подведя итоги всему сказанному, необходимо отметить, что основные проблемы управления образовательным процессом в уч. заведениях решают, прежде всего, через повышение компетентности и профессионального мастерства преподавателя.
Преподаватель: Избежать формализма в управлении образовательным процессом позволит четкое представление о решении поставленных целей. А для этого необходимо четко представлять процесс управления. А процесс управления – это осуществление учителем цикла менеджмента.
Планирование

КонтрольОрганизация
Мотивация
Таким образом – одним из ответственных моментов в деятельности учителя является планирование.
Теоретические аспекты этого вопроса нам раскроет Орехова Елена – студентка 321 группы.
977900119380
Планирование деятельности преподавателя и учащихся на занятиях
При формулировке цели косвенно отражается структура и тип намеченного занятия: то ли это занятие по приобретению новых знаний и умений, то ли по совершенствованию, развитию и закреплению знаний, умений, а также выработке определенных устойчивых навыков. Цель всякого учебного занятия отражает и то, как преподаватель видит его конечный результат, каковы должны быть результаты в итоге изучения определенной темы или, например, какое интеллектуальное (физическое) развитие должны получить учащиеся на этом занятии.
Серьезные недостатки в организации образовательного процесса обусловлены в первую очередь теми затруднениями, которые испытывает преподаватель в правильной постановке главной дидактической цели намеченного учебного занятия. Отдельные преподаватели испытывают серьезные затруднения в правильном выборе конкретных целей, и ставит их в виде общих формулировок.
Боле важно не просто рассказать учащимся о чем-либо, не просто «дать понятие», а научить анализировать, определять, вычислять, измерять, решать, изготовлять и тому подобное. Таким образом, главная дидактическая цель должна отражать наряду с тем, какие теоретические знания получат, также и то, какие умения будут у них сформированы и какие навыки развиты, т.е. в зависимости от выбранного вида и типа учебного занятия.
Цель может отражать примерно следующее, какое понятие (правило, закон, действие) должны усвоить (и на каком уровне) учащиеся в ходе проведенного занятия, как будет раскрыто содержание определенного понятия и его основных признаков; что будет показано; что учащиеся должны будут научиться находить и т.д.
Для правильной постановки главной дидактической цели преподаватели могут опереться на тот перечень знаний и умений, который сформулирован по каждой теме в соответствующей данному учебному предмету программе.
Дискуссионным является также вопрос о правомерности требовать от преподавателя предусматривать три цели учебного занятия при его планировании: обучающую, воспитательную, развивающую.
Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала. Планирование не всегда может и не всегда должно выражаться в письменной форме. Ведь всякий план – это принятое решение, зафиксированное не только на бумаге, а и в памяти исполнителя. Постоянное планирование всех учебных занятий, с записью этих планов на бумаге, каждым преподавателем вызывает определенные сомнения. Ведь в среднем около 700-1000 листов за учебный год. Способствует ли планирование на бумаге делу совершенствования образовательного процесса? Стоит ли выдавать за план урока конспект содержания учебного материала иногда переписанного из учебника или методического пособия?
Исходя из требований программы и календарного тематического плана по данному учебному предмету, преподаватель, как показывает практика, не испытывает затруднений при формировании темы планируемого занятия и даты его проведения.
Планирование применения наглядных пособий и аудиовизуальных средств, их оптимальное соотношение и логическая взаимосвязь предопределяют выполнение таких дидактических принципов, как принцип доступности и наглядности. Это является немаловажным фактором, влияющим на эффективность обучения в целом.
Время
урока Действия учителя Действия учащихся
сильные средние слабые
1 2 3 4 5
0-7 Речевая зарядка
(цель: активизировать воспроизведение уже известных слов по теме с использованием открыток) Рассказ о героических поступках в годы войны Задают общие вопросы Отвечают на вопросы
7-8 Сообщение темы, цели и задач урока. Записывают все
8-18 Введение новых слов в ситуациях. Задают специальные вопросы. Отвечают на вопросы. Переводят значение нового слова
18-30 Проверка домашнего задания с творческим применением новых слов. Монологическая речь с этапом развития собственного мнения. Чтение, диалоги, речь с элементами монологической речи. Диалогическая речь, общие вопросы.
30-40 Аудирование текста, запись на магнитофоне «Они никогда не вернутся». На доске записаны три пословицы. Выбирают, какая пословица соответствует тексту, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя и учащихся. Отвечают на вопросы.
40-43 Предлагает рассказать о трудовых делах учащихся, региона. Спрашивают о героических делах школе. Дополняют вопросы по данной теме. Отвечают на вопросы, задают общие вопросы.
43-45 Подведение итогов урока, домашнее задание. Выставление оценок и запись дифференцированного домашнего задания.
Анализ плана урока в 11 классе
Тема урока: О тех, кто не вернулся, о ваших сверстниках
Тему урока соответствует плану: оптимально поставлена главная дидактическая цель – развитие навыков устной речи. Очень хорошо просматривается ориентир на воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к своей Родине, к своему народу.
Тип урока – комбинированный. Выбраны целесообразные методы обучения, причем осуществляются дифференцированный подход в обучении, что должно обеспечить оптимальные результаты обучения на данном уроке. Целесообразно и удачно выбрано оснащение урока.
На уроке планируется осуществление связи обучения с жизнью школы, района, региона.
На уроке планируется использовать разнообразные формы работы, планируется и правильное чередование видов деятельности, учитываются возможности разных групп учащихся.
Преподавателем планируется активизация деятельности всех учащихся в течение всего урока.
Обсуждаемые на уроке вопросы имеют четко выраженную конкретную смысловую и дидактическую направленность.
В конце урока планируется подведение итогов, обоснование выставленных оценок, и логическим завершением дифференцированной работы на уроке является дифференцированное домашнее задание.
Общий объем плана урока в зависимости от опытности преподавателя может составлять от 1 до 2-х страниц. Оптимально – два стандартных листа; один – структура урока с учетом последовательности основных действий преподавателя и учащихся, второй – основное содержание учебного материала, краткий конспект актуальных узловых вопросов этого материала – базовых понятий, подлежащих долговременному запоминанию.
Существуют также неформально составленные планы учебных занятий, они обязательно предусматривают следующие основные положения:
Опытному преподавателю оформить структуру предстоящего занятия с учетом реального времени, а также его действий и учащихся не представляет большого труда, т.к. он, как правило, обладает «чувством времени».
Проверка степени реализации намеченного плана осуществляется по окончании проведенных занятий.
Рассмотрим пример планирования урока – внеклассного занятия,
тема: «О тех, кто не вернулся, о ваших сверстниках». (11 класс).
В результате исследования проблемы путей рационализации планирования учебных занятий, можно сделать вывод, что формализм в этой деятельности будет преодолён только тогда, когда вместо формального переписывания текста методических пособий по своему учебному предмету преподаватель будет планировать фактически как свою учебно-воспитательную деятельность, так и учебно-познавательную деятельность обучаемых или учащихся с учетом реального времени, имеющегося в его расположении, учитывая специфику определенного предмета, вырабатывают единый, унифицированный подход к планированию учебных занятий в средней школе, т.е. планированию деятельности преподавателями и учащимися на этих занятиях в единстве со стоящими перед ними конкретными и реальными целями и задачами.
Преподаватель: О том, как это осуществляется на практике, поведает нам студентка 322 группы Заичкина Екатерина.
Научно-практические аспекты планирования учителя-практиканта
Непосредственная подготовка студентов к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к данному уроку, который они проводят. Подготовка должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая, его мы мысленно соотносим характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями. Но мы не всегда знаем уровень подготовленности учащихся, что вызывает у нас немало трудностей.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку студентов включает в себя следующие конструктивные действия:
1) выбор рациональной структуры урока, и определение его композиционного строения;
2) четкое планирование материала урока, которое включает в свою очередь, такие действия, как: отбор необходимого материала на одно занятие. Выделение в нем главного, существенного; расположение теоретического материала от более легкого и простого, к более сложному материалу и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии, расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся. Но, не учитывая, возможностей учащихся мы располагаем, материал неверно, т.е. у нас нет четких границ между легкими и сложными упражнениями, поэтому на уроке мы путаемся сами и запутываем учащихся, что приводит к неусвоению данного материала.
3) планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характерной деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе. Но бывают случаи, когда нам трудно распределить время на компоненты урока. На опрос домашнего задания мы тратим больше времени, чем на изучение и закрепление нового материала, поэтому новый материал может быть раскрыт не полностью или вовсе не затронут, что приводит к отставанию уроков от тематического плана.
4) планирование своей работы на занятии предполагает рациональное разделение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменений в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затрачивать больше времени, чем предполагалось). Часто на практике бывают случаи, когда мы не продумываем непредвиденные ситуации, мы не готовы к тому, что учащиеся могут прийти с невыученным домашним заданием или им покажется сложным для усвоения новый материал. В эти моменты мы теряемся и не знаем как себя повести дальше. Теряется большое количество времени и урок можно считать неудавшимся.
Сам этап планирования урока включает в себе 3 взаимосвязанных стадии: определение целей и задач урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебной ситуации.
На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, воспитательных, развивающих целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.
Не все студенты могут сформулировать цели, чтобы они связаны между собой, порой указаны только образовательные цели, но этого не достаточно, чтобы построить хороший и полный урок.
Цели должны обозначаться предельно конкретно, в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей.
На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера. Здесь приходится проделывать немалую работу, чтобы выбрать нужный материал и преподнести его учащимся в заимствованной для них форме. Бывают случаи, когда мы пользуемся на уроке только учебником. Такой урок не интересен для учащихся, но им кажется скучным, и они отвлекаются на посторонние вещи и не слушают на уроке.
На третьей стадии доопределяется структура урока, и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание наши своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения. На уроке необходимо быть открытым для учеников, речь и выражение лица должны располагать их к себе. Многие из нас не понимают всей важности эмоционального контакта с учащимися. Они не заинтересованы в успехе своего урока.
Преподаватель: Управление образовательным процессам со стороны обеспечивает гарантированный уровень образованности ученика, т.е. достижение планируемой цели. Но необходимо уже при планировании, а в последующем и при организации учебной деятельности основываться на научные принципы.
Об этом нам расскажет студентка 321 группы Разимова Фарида.88900320040
Организация деятельности преподавателя и учащихся на принципах научной организации труда (НОТ)
Одним из эффективных способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования научно-практических конференций по научной организации труда, является внедрение научной организации труда в деятельность преподавателей и обучаемых. Из вышеуказанных исследований видно, что сущность научной организации труда – это минимум затрат сил, средств, времени и энергии и максимум результата, который необходимо достичь быстро, легко, экономично. Путь к минимуму затрат сил лежит через максимум мысли и творчества.
Задача средних школ – всемерно способствовать развитию личности, учить ее рациональным приемом овладения научной информацией, самостоятельно приобретать знания – постоянно обсуждается в научно-педагогической литературе. Учащийся, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает только то, что говорит ему преподаватель, мало будет, на что способен в будущей самостоятельной жизни.
Задача средней школы – научить подрастающее поколение учиться самостоятельно, овладеть знаниями – требует рациональной организации труда под руководством умелой управленческой деятельности преподавателя.
Основными задачами научной организации труда в школе являются:
1. Совершенствование методов и приемов обучения и воспитания (деятельности преподавателя).
2.Совершенствование методов и приемов учения (деятельности учащихся).
3. Исключение нерационального расхода времени и особенно его потерь.
4. Воспитание учащихся на примере четкой научной организации деятельности всех звеньев учебно-воспитательного учреждения.
Сущность научной организации труда в педагогической деятельности заключается в следующем:
1. В реальном повышении квалификации и педагогического мастерства всех преподавателей.
2. В совершенствовании методов и приемов их труда.
3. В планировании их работы с учетом фактора времени.
4. В организации рабочего места с учётом научных рекомендаций.
5. В оптимальном режиме труда и отдыха, учащихся на уроке, их чередовании и дозировке с учетом научных рекомендаций.
6. Во внедрении технических средств в образовательный процесс и в управлении им.
В целом научная организация труда является следствием отдельных качеств и степени организованности личности каждого отдельно взятого преподавателя учебного заведения. Научная организация учащихся вырабатывается, прежде всего, при наличии примера научной организации труда преподавателей средней школы. Только сумма научной организации труда (как сумма, последовательность действий, приемов) позволяет максимально экономить время, силу и энергию коллектива: преподавателя и класса.
Система научной организации труда предусматривает индивидуальный подход к членам педколлектива и учащихся, всемерное развитие их инициативы и активности, формирования у них навыка самоуправления.
Выделяют следующие принципы научной организации труда:
Принцип оптимальности – условие необходимости и доступности.
Нарушение этого принципа приводит чаще всего к перегруженности планов мелкими, незначительными делами и мероприятиями, к излишней регламентации деятельности исполнителей, к мелочной их опеке со стороны руководства учителя, что подчас глушит их инициативу и творчество.
2. Принцип гуманизации – это устранение всех отрицательных явлений, создающих учащимся дискомфортные условия.
3. Принцип экономии времени, средств и энергии служит основой научной организации труда. Одновременно это положение является и главной задачей всякой научной организации труда учителя.
4. Принцип единства теории и практики педагогического менеджмента характеризует одно из важнейших условий эффективности внедрения научной организации труда в практику.
5. Принцип коллективности в реализации основных идей и положений научной организации труда также является непременным условием эффективности этой деятельности. Научная организация труда является итогом только коллективной деятельности учителя и учащихся.
6. Принцип плановости. Планирование является в то же время одной из важнейших функций педагогического менеджмента.
7. Принцип систематического контроля.
Контроль текущий и итоговый, научный анализ и оценка эффективности деятельности исполнителей – необходимое условие научной организации труда.
В целом научная организация труда – это правильное использование времени, умение ценить каждую минуту и использовать ее с наибольшим результатом, распределять во времени все этапы работы. Научная организация труда – это хорошая организованность, преодоление разгильдяйства и расхлябанности, это и повышение трудовой дисциплины, чувства ответственности у всех учащихся.
Преподаватель: Таким образом, научная организация труда является объективной основой организации деятельности менеджера образовательного процесса.
Принцип НОТ способствует совершенствованию процесса образования. НОТ повышает уровень проведения уроков учителем, а для этого необходимо совершенствовать свои знания, заниматься самообразованием и самоанализом.
Об этом доклад студентки 321 группы Ярных Ирины.
5334000
Научно-практические аспекты организационной деятельности учителя-практиканта
Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, которая связывается с освоением способов мышления.
Большое внимание на уроках открытия новых знаний уделяется организации работы, через использование учебного диалога, участию в организации темы и цели урока.
Может ли учитель-практикант организовать общение-диалог с учащимися? На этот вопрос нет однородного ответа, но скорее всего общение-диалог студент-практикант организовать не сможет. По каким причинам попробуем выяснить:
1. Студент не работает с одним классом постоянно. Вследствие этого общения-диалога создать на уроке очень затруднительно.
2. Волнение. Очень часто перед проведением пробного урока учитель-практикант, а особенно начинающий, настолько сильно волнуется, что не может вспомнить свое имя, отчество.
3.Забывчивость. Вероятно, также из-за волнения, а может вследствие и других причин, например, слабая подготовка к уроку, учитель-практикант начинает свой урок с совсем другой структурной части, пропуская организацию учащихся на работу.
4. Неиспользование цифровых технологий.
Студенты нашего педколледжа имеют замечательную возможность использования современных технологий в подготовке к уроку. К сожалению, не все школы оснащены достойным оборудованием. С их помощью учитель-практикант мог бы не только организовать учащихся на работу, но и использовать данное оборудование на других этапах урока, например, при проверке домашнего задания или на этапе закрепления изученного материала, осуществив при этом индивидуальный и личностно ориентированный подход в обучении.
У учителя, работающего в данном классе постоянно, есть большее преимущество перед студентом-практикантом. Сначала учитель посредством диалога помогает сформулировать тему или вопрос для использования, тем самым вызывает интерес у учащихся, а затем в диалоге организует открытие, учениками нового знания, добиваясь понимания нового материала, т.к. нельзя не понять то, что сам открыл.
Организация учащихся на работу – часть урока по своей продолжительности занимает 1-2 минуты. В школьной практике иначе называют организационным моментом. Войдя в класс, учитель за весьма короткое время должен выяснить многое. Все ли учащиеся явились на занятия, у всех на столах имеется все необходимое к уроку: учебники, учебные пособия, тетради, письменные принадлежности, словари, выяснить, кто из учащихся пришел в классе после длительного перерыва из-за болезни, в каком санитарном состоянии находился класс.
Может ли студент-практикант осуществить все эти задачи? На этот вопрос, также как и на предыдущий нет однозначного ответа. Но в большинстве случаев выполнение этих задач для наших студентов практически невозможно. Для этого также имеется ряд причин. Они во многом сходны с предшествующим вопросом.
1. Незнание особенностей класса. Современные дети очень разные. Каждый индивидуален. Незнание особенностей каждого ребенка затрудняет процесс общения.
2. Студент-практикант не является авторитетом для учеников, как учитель.
3. Безразличие. Многие студенты, придя проводить пробный урок, зациклены на том, чтобы просто провести этот урок и уйти домой. Нередко можно услышать фразу: «45 минут позора и я свободен». Конечно, с таким настроем и речи не может быть, чтобы продуктивно организовать учащихся на работу.
Но не только студенты-практиканты «забывают» об организации учащихся на работу. В школьной практике можно встретить случаи, когда учитель начинает урок сразу же с выполнения какого-либо задания.
Однако такой подход к организации в самом начале урока может серьезно помешать, учителю осуществить соответствующую психолого-педагогическую подготовку учащихся к восприятию и закреплению учебного материала на всем протяжении урока, поэтому учителю нельзя упускать из поля зрения таких моментов в работе как организация внимания класса, постановка учебных целей.
Весьма полезно в начале урока сообщить учащимся о том, чем они будут заниматься в течение 45 минут, какие навыки должны получить учащиеся в ходе работы над учебной темой, с какими трудностями в работе они встретятся. Войдя в класс, учитель должен сразу же почувствовать настроение каждого учащегося, отметить про себя изменения в настроении отдельных учеников, чтобы знать к кому с какой меркой подходить на данном уроке, иначе педагог начнет работать вслепую.
Но такое мастерство в организации учащихся на работу приходит только с опытом. Чтобы добиться мастерства в педагогическом труде, нужно уже сейчас добросовестно относиться к пробным урокам.
Преподаватель: Одним из компонентов управленческой деятельности учителя – является мотивация (схема).
Мотивы – являются основой учебной деятельности школьников. Управленческая деятельность учителя – это умелая манипуляция мотивами учебной деятельности.
Тема выступления студента 322 группы Стрельникова Павла.
53340061595
Мотивация процесса обучения
Мотив – это источник действия побуждения к нему.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных материалов переплетаются вешние и внутренние мотивы.
К внутренним мотивам относятся: собственное развитие в процессе обучения, познание нового. Такие мотивы как понимание необходимости учения, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц является вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя уже их нельзя отнести полностью к внутренней форме учебной мотивации. Еще более насыщенны внешними мотивами такие мотивы как:
- учеба ради лидерства и престижа;
- учеба как вынужденное поведение;
- стремление оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. (Одной из основных задач учителя является повышение в сфере мотивации учащихся удельного веса мотивации учения.)
Выделяют 2 основные группы мотивов:
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1. мотивы, связанные с самим процессом учения (познание нового);
2. мотивы, связанные с самим процессом учения (ребенка увлекает сам процесс решения задач).
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1. широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования);
2. узко-личностные мотивы (мотивы благополучия, престижная мотивация);
3. отрицательные мотивы (стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников – мотивация неприятностей).
Для ребенка, пришедшего в школу наиболее значимыми являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжить учиться). Ребенок осознает социальную значимость учения и это создает личностную готовность к учению в школе, т.к. младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем, большое значение в учебном процессе приобретает постановка ближних и дальних целей. Учителю необходимо формировать ответственное отношение к учению, которое должно проявиться в умении школьника сознательно подчинить свои действия более важным целям и задачам.
Из узко-личностных мотивов могут быть мотивы благополучия и престижа. Большое место в учении занимает отметка. Учителю необходимо следить затем, какой смысл для каждого ребенка имеет полученная отметка. Развитие учебно-познавательной мотивации зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок приходит в школу.

Интерес к содержанию
учебной деятельности

интерес к оценке

интерес к организации
учебной деятельности
Формирование мотивов учения подростков непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей познавательная. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы. Познавательные потребности различаются и по содержанию, и по направленности (у одних изменчивая ситуативная, у других широкий круг учебных предметов, у 3 стержневые доминирующие интересы).
Большое эмоциональное удовлетворение подростки получают от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить делать выводы, совершенствовать открытие. Наряду с познавательной деятельностью, большое значение имеет значимость знаний, для подростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для развития личности и для жизни. Учитель должен формировать убежденность подростка в необходимости быть образованными, культурным человеком.
Поэтому необходимо мотивировать учебную деятельность.
Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации.
Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
одобрять учеников при возникновении у них трудностей;
поддерживать положительную обратную связь;
заботиться о разнообразии методов обучения;
приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
формировать чувство долга и ответственности;
учитель предъявляет требования, прежде всего к себе.
Вывод: Многочисленные исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделана физкультпауза (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала.
Дети отличаются любопытством. Они проявляют особый интерес к новым неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносят известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается насыщение любопытства. Ученики отвлекаются от того, что происходит на уроках, начинают вертеться, ёрзать, заниматься посторонними делами – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.
Подобное происходит и в том случае, когда ученикам не за что «зацепиться» в своем прошлом.
Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются необычными задачами. Они с удовольствием разгадывают викторины, загадки, кроссворды и т.п. К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся вплести их в канву урока, считайте, что вам уже удалось побудить у них желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.
Рассмотренные примеры мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации заключаются в том, чтобы укрепить уверенность учеников в их собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т.е. оценку реальных результатов и тех результатов, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.
Обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более стресса блокирует мысленную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познать его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учению наиболее распространенная. Помня это, учитель никогда не будет доводить напряжение в учебе до критического уровня. Его постоянной заботой будет создание ситуаций для поддержания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, педагогам.
Мотивации способствует оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддержать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения. Под формами общения здесь понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях.
Практикуйте работу:
- со всем классом: беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;
- с малой группой: 3-7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом.
Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников. Для этого он использует наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки.
Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Преподаватель: Удается ли студентам увлечь учебной работой школьников? Могут ли заинтересовать маленьких учащихся? Почему самым лучшим ответом на эти вопросы будет мнение самих детей?
(Видео. Интервью со школьниками 3 «Б» класса школы-лицея №1 г. Лебедяни).
А как сами студенты оценивают свою мотивационную деятельность, нам расскажет Завадская Елена, студентка 321 группы.
0153035
Научно-практические аспекты процесса мотивации учителя-практиканта
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя. Практика обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков, мы накапливаем большой педагогический опыт во время практики.
В настоящее время мотивационная сторона учения школьника в практике обучения, на наш взгляд, наименее управляема.
Как уже отмечалось, управляют мотивами совместно учителя и ученики. А учитель-практикант не всегда способен мотивировать труд учащихся. А для этого он использует различные методы и приемы для полноценной мотивации на уроках.
Один из важных методов, это поощрение, одобрение, подарки.
Поощрение – положительная оценка действия воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. В начальных классах это действие основано на возбуждении положительных эмоций. Именно по этому учитель-практикант на своих уроках, когда использует поощрение, он вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками.
В 1 классах подарки для учащихся имеют важную роль. Учителя-практиканты вначале урока говорят учащимся, что к нм в гости пришел сказочный герой, который в конце урока самым активным учащимся подарит подарки. Дети стремятся активно работать на уроке, чтобы получить долгожданный подарок.
Но есть учителя-практиканты, которые вовсе не обращают внимания. Они не хвалят самых активных во время урока, они не награждают подарками учеников, выполнивших правильно задание. Этим самым учитель-практикант не дает никакого стимула для дальнейшей работы, Но также подарки для учащихся тоже должны быть со смыслом. Например: раскраски, которые позволяют улучшить мелкую моторику пальцев, календари, закладки для учебников и другие предметы.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод мотивации требует тщательной дозировки и известной осторожности.
Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения.
Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Учителя-практиканты не всегда на уроках справляются словесно, некоторые считают, что легче применить силу, чем ещё раз объяснить учащимся. Есть предмет «указка» и слово «угол», с помощью которой припугивает учащихся. Это ни в коем случае нельзя делать с учащимися на уроках, потому что это не педагогично.
Учитель-практикант на своих уроках использует так же сравнение и демонстрацию. Он может это осуществить с помощью нескольких выполненных работ, тем самым показать лучшую работу и направить остальных учащихся стремиться к этому (лучшему) уровню.
А есть учителя-практиканты, которые сравнивают работы, называя просто фамилию и имя учащегося. Тем самым учащиеся не видят лучшей работы, они продолжают развиваться на том же уровне. Не смотря на это, так же важную роль на уроках играет наглядность. Особенно в начальных классах у учащихся хорошо развито образно-наглядное мышление. На каждый урок учитель-практикант должен готовить яркую, правильно оформленную наглядность.
Но наши многоуважаемые учителя-практиканты приходят на урок вовсе не подготовленные. То это из-за лени, то из-за не умения рисовать или красиво писать. Приносят неправильно выполненные пособия. Если пособия выдал лаборант, или методист, и оно находится не в очень хорошем состоянии, то желательно это пособие подклеить или что-то исправить.
Так же пособия должны быть правильно развешены на уроке. Если все пособия будут правильно выполнены и развешены, то урок пройдет полноценно.
Игровая деятельность – это не маловажная часть урока. Все уроки в начальных классах построены на игровой деятельности. Для этого надо использовать занимательный материал и другую дополнительную литературу. А как показывает практика, мало таких учителей-практикантов, которые ищут дополнительную информацию. И это очень видно на уроках. А также важна смена вида деятельности, т.е. это физкультминутки, которые обязательно должны присутствовать на уроке. В 1 классе учитель-практикант сам показывает физкультминутку, а учащиеся повторяют. А во 2-х, 3-х классах учащиеся сами выполняют физкультминутки.
Учителя-практиканты не все обращают внимание на физкультминутки. Некоторые вовсе их опускают. Или имеют в своей памяти одну физкультминутку и постоянно выполняют её. Для детей эта физкультминутка начинает надоедать, нужно разнообразие.
А для этого учитель-практикант должен быть эмоциональным, творческим, подготовленным и иметь огромное желание.
Но не надо увлекаться игрой и игнорировать воспитательную беседу.
Воспитательная беседа – это форма организации и осуществление конкретной деятельности воспитанников. Она способствует выполнению поставленной цели и задачи на уроке. Потому что девизом у каждого учителя-практиканта является «Учеба – это труд».
Преподаватель: Мы установим, что представленные методы и формы мотивации – побуждают, заставляют ученика учиться, действовать, совершать поступки.
Но важную роль играют хорошо подготовленные учителя-практиканты, а не безответственные. Так что учитель-практикант, зная все законы мотивации, имеет ключ к решению большинства школьных практических проблем.
Учитель мотивирует учебную деятельность школьников. Создает необходимые предпосылки для осознанного осмысления процесса обучения. Осознанное понимание значимости знаний студентов, а, следовательно, и значимости применения полученных знаний на практике – это основная цель нашего общества.
Общество развивается, повышается спрос на образованных знающих и умеющих специалистов. Повышается качество жизни. Чтобы остаться на плаву в современном мире, школьник должен осознанно повышать уровень своих знаний, а цель современного учителя правильно организовать и направить процесс усвоения знаний в нужном направлении. Об этом наш следующий доклад. Тема выступления студентки 323 группы Островерх Сюзанны.
88900190500
Повышение качества жизни – мотивационно-стимулирующий аспект деятельности учащихся
Понятие качество жизни вошло в лексикон стран Запада в конце 1950-х, в нашей стране в 1990-е годы. Оно определялось как система духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических ценностей (А.И.Субетто).
В нашем понимании уровень жизни – это степень развития бытовых условий, удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. А понятие «качество жизни» включает такие аспекты, как биологический (генотип, здоровье), социальный (безопасность, гармония, защищенность), быт (жилье, экономические возможности), экологический (состояние биосферы) и личностно ориентированный образовательный подход (саморазвитие, самореализация, креативность).
Поиски нового качества жизни учеными разных сфер Знаний как отражения глубинных эволюционных процессов развития человека ведут к изменению оценок его свойств и качеств, а также и результатов его решений и деятельности, уровня понимания глобальных последствий взаимодействия с природой и биосферой. В связи с этим встает одна из актуальных задач изменения приоритетов интеллектуального и духовного начал в жизни каждого человека, гармонизация познавательной активности, сознания человека в контексте повышения качества жизни.
Если раньше задача преподавателя состояла в том, чтобы передать информацию, то теперь на 1-ый план выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью учащихся, формирования их познавательной активности.
В самой системе развития образовании изменялись структурные составляющие: цели, нормативы, критерии, организационные формы, мотивационно-стимулирующие аспекты.
Система образования переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах.
Сам процесс подготовки субъектов образования в контексте становления нового качества жизни основан на следующих преобразованиях: изучении отдельных учебных предметов переводится на интегрированную междисциплинарную основу; центр тяжести переносится на решение познавательных задач и разрешение проблем; отменяется обучение пассивных слушателей; контроль за учебным процессом со стороны преподавателя подкрепляется самоконтролем обучающихся.
В соответствии с этими требованиями можно наметить следующие формы и методы реализации новых подходов в учебно-воспитательном процессе: использование исследовательского метода; проблемное изложение изучаемого материала, диалоговый характер обучения, совместный поиск решения познавательных задач педагогом и учащимися, тесная связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом учащихся. Это требует от педагога включения обучаемых в целенаправленную деятельность по овладению систематизированными ЗУН.
Первостепенной целью должно быть развитие у учащихся понятия о самопознании как реальном пути становления нового качества жизни. Это творческий процесс, направленный на формирование и накопление Знаний о самом себе; в этом сложном и длительном процессе учащиеся овладевают механизмами саморегуляции, самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и формирования объективной самооценки таких методов, как самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самоизучение.
От учащихся требуются: самостоятельность в поиске знаний, заинтересованность в успешном разрешении изучаемой проблемы, организовать свою учебную деятельность; объективная оценка знаний своих индивидуальных качеств, психологических особенностей. Эффективность обучения зависит, прежде всего, от того, насколько учащиеся будут подготовлены к самостоятельному открытию знаний усвоению норм и ценностей.
Проблема формирования жизнеспособной личности активными средствами, применяемыми в образовательном процессе, требует психолого-педагогического осмысления. Воспитание растущего человека должно быть так организовано, чтобы сформированные качества помогли ему найти в дальнейшем свое место в жизни, чтобы все то, чему учили его в школе, стало полезным и востребованным.
Качество образования плюс благоприятная атмосфера жизни школьников, студентов, курсантов и других обучаемых обусловливают успех будущей профессиональной карьеры учащихся, что способствует их жизненному благополучию.
Преподаватель: Каждый учащийся современной школы должен сам оценивать тот уровень знаний, который имеет в результате учебно-познавательной деятельности – но это в идеале.
На самом же деле остро стоит вопрос, как осуществить учителем контроль знаний школьников, как оценить их деятельность.
В этом поможет учителю знание правовых аспектов.
О них мы у4знаем из выступления студентки 322 группы Жариковой Ольги.
358140306705
Правовые аспекты, регулирующие контроль и оценку знаний
Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах, воздействиях) обеспечивает такую обратную связь. Он является одним из важнейших источников информации, необходимой для оценки функционирования системы управления.
В условиях повышения самостоятельности, делегирования многих прав и полномочий самой школы, а значит, и повышения её ответственности контрольная функция управления учителем занимает особое место.
При переходе в режим самоуправления оценка деятельности учителя становится предметом ежедневной заботы самого учителя, частью его профессиональной деятельности.
Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно заметна связь с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию.
Правовую сторону контроля в системе управленческой деятельности учителя регламентируют методические рекомендации Министерства образования по осуществлению контроля и оцениванию результатов обучения в начальной школе. Они включают в себя несколько наиболее важных аспектов.
Осуществление учителем управленческой деятельности по контролю и оцениванию позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Ставит задачу: проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету; развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пут их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют функции:
- социальная;
- образовательная;
- воспитательная;
- эмоциональная;
- информационная;
- функция управления.
Виды контроля результатов обучения:
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Методы и формы организации контроля:
- устный опрос (диалог, монолог);
- письменный опрос (самостоятельная, контрольная работа, текстовые задания, графические работы).
Оценка – определение качества доступных школьниками результатов обучения.
Параметры оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младших школьников;
- степень развития основных качеств умственной деятельности;
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьников и учебной сферы.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Вводится четырехбальная система цифровых отметок.
Оценочное суждение позволяет учителю раскрыть перед учеником динамику результата его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Таким образом, деятельность учителя по контролю знаний должна соответствовать методическим рекомендациям Министерства образования по осуществлению контроля и оцениванию результатов обучения в начальной школе.
Преподаватель: О том, как этот процесс осуществляется нашими студентами на практике, поведает нам студентка 321 группы Смирнова Светлана.
024130
Научно-практические аспекты контроля учителя-практиканта
Контроль или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.
Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения.
Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.
Придя на педагогическую практику, студент-практикант сталкивается с различными трудностями, как при организации учебного процесса, так и на этапе контроля. В основном наблюдаются затруднения при выборе видов и форм контроля. Многие студенты не могут применить их в педагогической практике.
У многих студентов-практикантов возникают проблемы при проведении индивидуального контроля, где одной из ошибок является незнание уровня подготовленности учащихся по данному предмету, а так же недостаточные знания психологии детей.
Во избежание таких ошибок студентам необходимо получить подробную информацию о данном классе у ведущего учителя, а также проконсультированные об уровне подготовленности учащихся, о психических особенностей детей.
В таком случае начинающие педагоги должны быть внимательны к учащимся, как во время уроков, так и после занятий, где уместно использовать наиболее доступный из методов контроля – наблюдение.
Хочу привести пример из личного опыта.
Уже как месяц я работаю в школе (веду русский язык и литературу). Как и всем начинающим учителям, мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.
В восьмом классе по русскому языку я провела контрольный диктант. Данный вид контроля является тематическим, т.к. по программе проводится после изучения раздела «Двусоставные предложения». В данный раздел вошли следующие темы: «Подлежащее», «Сказуемое», "Тире между подлежащим и сказуемым», «Синтаксический разбор двусоставного предложения».
К диктанту предлагались дополнительные задания:
1) Выполнение синтаксического разбора предложения;
2) Разбор слова по составу.
Подводя итоги контрольного диктанта. Выяснить, что большинство учащихся сделали ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, а также у некоторых ребят возникли затруднения при синтаксическом разборе.
Проанализировав результат своей работы, я пришла к выводу, что мне нужно пересмотреть методы и формы работы. А также для выявления знаний на этапе контроля, использовать различные способы опроса: индивидуальный, групповой, фронтальный».
Преподаватель: Что думают будущие специалисты управления образовательным процессом о своей деятельности мы услышали. Давайте узнаем мнение опытных коллег о деятельности наших студентов на практике. (Интервью с учителем начальных классов школы-гимназии № 1 г. Лебедяни с Заруцкой Ольгой Викторовной).
Преподаватель: Таким образом, управленческая деятельность учителя – это сложный многогранный процесс, необходимый в современном обществе. Чтобы не отстать от жизни, от потока современной информации и уровня модернизации технологических процессов нашего общества. Необходимо постоянно совершенствовать знания и умения. Повышения качества жизни общества требует от учащихся знаний, необходимых для дальнейшего развития. В этом поможет учебно-познавательная деятельность учителя. А для этого учитель должен совершенствовать себя, заниматься самообразованием, повышать свой уровень знаний, а, следовательно, повышать свою компетентность.
355600136525
Мы провели анкетирование учителей начальных классов. Анализируя информацию, мы получили следующие результаты.
Из всех практикантов дающих уроки:
На первых курсах:
На «5» - 32% студентов
На «4» - 41% студентов
На «3» 14% студентов
На «2» - не обладают минимумом профессиональных навыков.
На выпускных курсах:
На «5» - 52%
На «4» - 40,5%
На «3» - 7,5%
Таким образом, можно говорить о сформированности профессиональных компетенций, на выпускных курсах колледжа, т.е. можно говорить, что на государственные экзамены наши студенты приходят уже компетентными учителями. О компетентности учителя – мы будем говорить на следующей конференции.
Спасибо за внимание.