Программа элективного курса по биологии Основы цитологии и гистологии. 10 класс
МОУ «КАМЕНСКАЯ ОСШ № 3»
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВКОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА)
Выполнила:
учитель биологии
1 кв. категории
Яцкова Е.А.
Пояснительная записка к элективному курсу
Элективный курс «Основы цитологии и гистологии» предназначен для профильных естественно-научных классов, но может быть использован учителем для поддержания и углубления базовых знаний по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии и гистологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Элективный курс рассчитан на 34 часа. К нему разработан подробный тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Цель программы: Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: Формировать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь;
Продолжить формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; нравственное и гигиеническое воспитание по профилактике вредных привычек (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон).
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться трудно, а порой даже невозможно;
Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клеток и тканей), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотических и эукариотических клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму, митохондрии и хлоропласты, рибосомы т др.;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
Определение и классификацию тканей;
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и определять их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Определять тип ткани по фотографии;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с современной биологической и медицинской литературой;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Методические рекомендации
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Компьютер.
4. Препараты по цитологии и гистологии.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия – строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.Органическая химия – принципы организации органических веществ, углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.Физика – свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.
Курс «Основы цитологии и гистологии» отличается от базового курса практической направленностью и значимостью для учащихся. Позволяет обеспечить современный подход к изучению биологии.
Содержание программы курса
Общее количество часов – 34
ЧАСТЬ I. Общая гистология (18 часов)
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Биохимия клетки.
Лабораторная работа. Устройство микроскопа.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
Контроль знаний: тест, задачи.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (3 ч)
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Контроль знаний: тест, задачи.
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (4 ч).
Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Митохондрии и хлоропласты. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
Семинар.
Рибосомы. Синтез белка. Типы и структуры рибосом про - и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Контроль знаний: тест или учебный реферат.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч).
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.
Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Контроль знаний: тест, задачи.
Тема 6. Эволюция клетки (1ч).
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар (1 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.
Итоговая контрольная работа по части I (1 ч).
Часть II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов (16 ч).
Тема 7. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 8. Эпителиальные ткани (3 ч).
Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных, ратений. Одни функции – разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное.
Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 9. Мышечные ткани (2 ч).
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).
Практическая работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 10. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (2 ч).
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфа).
Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет – понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД – чума XX века – смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Тестовая проверочная работа.
Тема 11. Нервная ткань (2 ч).
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.
Тема 12. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез (2 ч).
Понятие о зародышевых листках. Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез позвоночных животных и растений.
Обобщающий семинар (1 ч). Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию
Итоговая контрольная работа по части II (1 ч).
Подведение итогов курса. Отчет и самооценка учащихся (1 ч).
Календарно-тематический план
№
тем
№
уро
ков
Дата
Содержание
Кол- во часов
Формы проведения
Образователь- ный продукт
I.
Введение в биологию клетки
(2ч)
1.
Задачи курса «Основы цитологии и гистологии». Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.
1
Лекция
Конспект-лекция
2.
Биохимия клетки
1
Комбинирован ный урок. Лаборатор. работа
Рисунок клетки
Отчет с выводами
II.
Общий план строения клеток живых организмов
(2ч)
3.
Строение прокарио-тической и эукариотической клетки
1
Самостоя-тельная работа учащихся
Сравнительная таблица
4.
Строение растительной и животной клетки
1
Комбинирован ный урок
Лаборатор. работа
Рисунки,
отчет с выводами
III.
Основные компоненты и органоиды клеток
(3ч)
5.
Цитоплазма и органоиды клетки
1
Урок-лекция
Табл. «Строение и функции клеточных структур»
6.
Немембранные органоиды клетки
1
Урок-лекция
Конспект-лекция
7.
Современная модель строения клеточной мембраны. Мембранные органоиды.
1
Урок-практикум
Лаборат. работа
Схема строения плазматической мембраны. Отчет с выводами
IV.
Метаболизм–преобразование веществ и энергии
(4ч)
8.
Типы обмена веществ в клетке.
1
Урок-семинар
Конспект
9.
Сравнительный анализ процессов (фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания)
1
Модульный урок
Конспект, задачи на взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания в растительной клетке
10.
Биосинтез белка. Транскрипция. Регуляция транскрипции у прокариот и эуариот.
1
Комбиниро-ванный урок
Задачи на построение и-РНК по ДНК, ДНК по и-РНК (обратная транскрипция у ретровирусов)
11.
Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция трансляции
1
Модульный урок.
Контроль: тест, решение задач
Опорная схема.
Задачи на передачу генетической информации по цепи ДНК-РНК-белок.
V.
Ядерный аппарат и репродукция клеток
(4ч)
12.
Строение и фнкции ядра эукариотической клетки и нуклеоида прокариот
1
Комбиниро ванный урок
Составление схем и таблиц
13.
Жизненный цикл клетки. Репликация ДНК
1
Урок-практикум
Построение фрагментов ДНК.
Решение задач на определение массы и длины ДНК
14.
Деление клетки. Митоз, мейоз, сравнительный анализ, жизненные циклы.
1
Урок-лекция
Построение схем поведения хромосом при митозе и мейоз, коньюгации и кроссинговере
15.
Теория стволовых клеток. Канцерогенез.
1
Лекция, сообщения учащихся
Конспект
VI.
Эволюция клетки
(1ч).
16.
Теории эволюции про- и эукариотических коеток. Происхождение многоклеточных организмов
1
Урок-лекция
Конспект
17.
Обобщающий семинар. Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого
(1 ч).
Урок-семинар
План-конспект
18
Итоговая контрольная работа по части I
1
Тест. Решение задач.
Оценка знаний и умений учащихся
VII.
Понятие о тканях многоклеточных организмов
(2ч)
19
Определение ткани. Классификация тканей.
1
Комбинирован ный урок
Опорная схема
20
Происхождение тканей в эволюции и развитие в онтогенезе.
1
Урок-лекция
Конспект
VIII
Эпителиальные ткани
(3ч)
21
Покровные ткани животных и растений
1
Лекция, сообщения учащихся
Конспект, схема
22
Кишечный эпителий. Типы пищеварения у животных.
1
Лекция, сообщения учащихся
Конспект
23
Практическая работа. Изучение типов эпителия.
1
Работа с микроскопами.
Отчет с выводами
IX.
Мышечные ткани
(2ч)
24
Типы мышечных тканей у животных. Микростроение мышечного волокна.
1
Урок-лекция
План-конспект
25
Практическая работа. Изучение микропрепаратов мышечной ткани
1
Работа с микроскопами
Отчет с выводами
X.
Ткани внутренней среды (соединительная ткань)
(2 ч)
26
Твердые и рыхлые соединительные ткани.
1
Урок-лекция
План - схема
27
Жидкие соединительные ткани (кровь, лимфа) – питание и защита.
1
Сообщения учащихся, тест
Конспект, схема
XI.
Нервная ткань.
(2ч)
28
Нервная система - центр управления. Эволюция нервной системы.
1
Комбинирован ный урок.
Опорная схема
29
Структурные элементы нервной ткани.
1
Урок-лекция. Тест
Рисунки
XII.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
(2 ч)
30
Зародышевые листки. Дифференциация клеток.
1
Урок-лекция
Составление схем и рисунков.
31
Закладка органов у растений.
1
Урок-семинар
Отчет с выводами.
32
Обобщающий семинар. Ткань – совокупность клеток, выполняющих одну функцию
(1ч)
Урок-семинар
Отчет с выводами.
33
Итоговая контрольная работа по части II
(1 ч)
Тест.
Оценка знаний и умений учащихся.
34
Подведение итогов курса.
1
Устный отчет.
Самооценка учащихся.
Литература для учителя:
Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных – СПб: Лань, 1999.
Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки.-М.: МИРОС, 1998.
Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. – М.: Мир, 1982.
Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г
Гриценко В.В. Гены и хромосомы. –М.:Изд-во МГУ, 1999.
Дмитриева Т.А. и др. Биология: Дидактические материалы: 8-11.- М.: Дрофа, 2002.
Донецкая Э.Г. Общая биология.- М.:Терра, 2001.
Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.
Ройт А. Иммунология – М.: Мир,2000.
Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.: Мир, 1984.
Уилсон Д., Хант Т. Молекулярная биология клетки: Сборник задач. – М.: МИР, 1994.
Чуб В.В. Цитология, или Трактат о делении клеток. – М.: Изд-во МГУ, 1996.
Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
Литература для учащихся:
Беркинблит М.Б. и др. Почти 200 задая по генетике. – М.: МИРОС, 1992.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник. – М.: АСТ-Прессшкола, 2002.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998.
Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.: Мир, 1987.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология. Словарь понятий и
Либерман Е.А. Живая клетка. – М.: Наука, 1982.
Маркосян А.А. Физиология. – М.: Медицина, 2004.
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь – М..: Мир,2000.
Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. – М.: Мир, 1999.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15