Рабочая программа по доп.образованию Искусство декора
"искусство декора»
Педагог доп. Образования: Пономарева Л.Н.
Пояснительная записка
Современные методики внеурочной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам. Занятия , как правило, проводятся в свободное от других мероприятий время под руководством педагога-специалиста. Естественно, что каждой возрастной группе предлагается отдельная программа, в которой учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной деятельности. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. Для этих занятий совсем не обязательно приобретать какое-то специальное оборудование (мольберты, этюдники, планшеты). Вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья, а для отдельных занятий — папки большого формата. Из художественных материалов для занятий предлагаются следующие: гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти, а для некоторых занятий — восковые свечи или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки обоев. Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография). Во внеурочной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности. В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство. Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий. Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.
Учебно-тематический план
№ п/п Темы Общее количество часов В том числе
теоретические часы практические часы
1 Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме 16 1 15
2 Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого 16 1 15
3 Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов 13 1 12
4 Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения) 13 1 12
5 Мы рисуем своих друзей 15 1 14
6 Изображаем свое любимое животное 13 1 12
7 Мир вокруг нас (коллективная работа) 12 12
8 Экспозиция работ. Обсуждение выставки 10 10
Итого 108 6 102
Содержание учебных тем
1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме. Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме). Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага. Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна. 2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого. Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый. Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах). Материалы: кисти, гуашь, бумага. Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога. 3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства. Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах. Практическая работа Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений. Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне. Материалы: бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей). Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали. 4. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Рассматривание произведений графики с изображением растений. На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку. Практическая работа Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской, процарапывание заостренной палочкой). Вариант Б: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой. Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо, палочка; кисть. Зрительный ряд: веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров. 5. Мы рисуем своих друзей. Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж. Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа. Материалы: уголь, сангина, пастель. Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа. 6. Изображаем свое любимое животное. Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники. Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного. Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка. Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина. 7. Мир вокруг нас (коллективная работа). Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Практическая работа I этап — выполнение цветного подмалевка II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений. 8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки. Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности . Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.