Беседа с игровыми элементами «Чудо, имя которому книга»

Тема: «Чудо, имя которому книга»
Класс: 6
Количество: 17
Форма: беседа с игровыми элементами
Цель: показать значение книг в жизни человека и общества в целом.
Задачи:
- прививать в детях интерес к чтению книг;
- развивать коммуникативные навыки, умение выразить свои мысли;
- расширять кругозор учащихся, мышление;
- воспитывать любовь к художественной литературе.
Методы: словесные, практические, наглядные
Оборудование: ИКТ, компьютер, проектор, презентация.
План:
1.Организационный момент.
2.Основная часть
3.Заключительная часть.

Ход:
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на занятие.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Гульшат Галиевна. Сначала я хотела бы с вами познакомиться. А для этого давайте поиграем, и узнаем друг друга поближе.
Я Гульшат - называю свое хорошее качество на первую букву моего имени, Г - гостеприимная. Итак, начинаем. (Дети начинают говорить свои имена и качества характера.) Спасибо большое, дети.

Мы живем в век знаний и открытий. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые ищут способ для сохранения и поиска информации, постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов.(1слайд). Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:
(2 слайд)
первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
второе: простота и удобство - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;
третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о...”.
-Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов и о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)
-Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.
Так как в настоящее время появились новые источники информации - кино, интернет, телевидение, люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого. Как вы думаете какая проблема возникает в жизни человека и в обществе в целом в связи с этим? (Дети отвечают).
Да, сегодня мы будем говорить о значении книги в жизни человека.(3 слайд)

2.Основная часть
-Книга - это еще и очень древний источник информации. Ребята, давайте вспомним кто составил первую славянскую азбуку. (Дети отвечают) История возникновения книг на Руси связана с подвигом святых Кирилла и Мефодия, которые составили славянскую азбуку.(4 слайд) А первую печатную книгу напечатал Иван Федоров. (5 слайд)
Книга - это такой предмет, который все знают с детства.
Вспомните как вы любили, когда вам на ночь читали ваши любимые сказки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови сказку». Я бросаю мячик , а вы должны поймать и назвать сказку. Спасибо!
-Давайте, поговорим о значении книги в жизни каждого из нас.
(6 слайд) «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас мы попытаемся это доказать.

Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя.

Во – вторых, Что дает нам книга? Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.

В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.( слайд 7)

Физминутка.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе зеленый цвет, красный цвет, желтый цвет, а теперь цвет, который вы любите.

-Предлагаю вам несколько испытаний, которые покажут, насколько хорошо вы знакомы с книгой. Сейчас давайте проверим, как вы знаете художественную литературу, и как вы знаете писателей и их произведения. Я раздаю вам фрагменты из очень известных художественных произведений. Ваша задача, догадаться, кто автор и назвать само произведение. Работаем в парах.

1.Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;(«Руслан и Людмила» А.С.Пушкин)

2.В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом
обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят -- Боссе, Бетан и Малыша.( «Карлсон и Малыш» Астрид Линдгрин)

3.“Эх, эх! – ей Моська отвечает: –
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
“Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!” ( «Слон и Моська» И.А.Крылов)

4. Ах, ужасно плохо! отвечала принцесса. Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!( «Принцесса на горошине»Г.Х.Андерсен)

5.Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.( «Живая шляпа» Н.Носов)

6.Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, не знают ли кого, а соседи и говорят:
Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.( «Серебряное копытце» П.П.Бажов)

7.- Человечий детеныш? Ну что же, - сказал он, - я за детеныша. Он
никому не принесет вреда. Я не мастер говорить, но говорю правду. Пусть он бегает со Стаей. Давайте примем детеныша вместе с другими. Я сам буду учить его.(«Маугли»Р.Киплинг)

8.Принцесса высказала королю свою просьбу, и тот, хотя понимал, что это безрассудный каприз, не колеблясь отдал распоряжение убить осла. Бедное животное убили, а его шкуру торжественно преподнесли онемевшей от горя принцессе. Стеная и рыдая, она бросилась в свою комнату, где ее ожидала волшебница.( «Ослиная шкура» Ш.Перро)

9.Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. ( «Парус» М.Ю.Лермонтов)

10.Он заглянул под верстак, -- никого... Он посмотрел в корзине со стружками, -- никого... Он высунул голову за дверь, -- никого на улице... "Неужели мне почудилось? -- подумал Джузеппе. -- Кто бы это мог пищать?.."
( «Золотой ключик или приключения буратино» А.Толстой)

А теперь проверим как вы справились с заданием.(Дети зачитывают и говорят ответы). Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

3.Заключительная часть.

Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Согласитесь глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого.

Итак, ребята скажите какое значение имеет книга для человека? Почему книга-это Чудо? (Ответы детей)
Я считаю, что смогла убедить вас в том, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаем мир.

Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга помогает
Учиться, работать и жить! (слайд 8)

Рефлексия:

Какие поучительные моменты вы извлекли для себя?
Полезен ли был он для вас?
Какое настроение у вас в конце нашего занятия?

Итог:
Прошу вас оценить нашу с вами работу. Для этого нужно взять листочки и карандаши, которые лежат у каждого на парте, обвести свою ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони - ответ на вопрос: «о чем вас заставило задуматься наше занятие?»

Спасибо за внимание и ваше активное участие.












Самоанализ занятия

Тема: «Чудо, имя которому книга»
Класс: 6
Количество: 17
Форма: беседа с игровыми элементами
Целью моего занятия было показать значение книг в жизни человека и общества в целом.
Исходя из этой цели перед собой поставила следующие задачи:
- прививать в детях интерес к чтению книг;
- развивать коммуникативные навыки, умение выразить свои мысли;
- расширять кругозор учащихся, мышление;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Данная тема является актуальной , т.к. в настоящее время свой досуг дети проводят за компьютером и интернетом. И меньше времени уделяет к чтению художественной, познавательной, научной и др. литературы.

Занятие провела в форме беседы с использованием игровых упражнений.
При работе я использовала словесные методы(беседа, диалог,), наглядные (презентация), практические (игровые упражнения). В ходе занятия были организованы индивидуальная, групповая, коллективные работы. Подготовленный материал соответствует возрастным особенностям.
Материал доступен для учащихся 6 класса. Тема занятия соответствует содержанию занятия. Дети внимательно слушали и активно участвовали в беседе, самостоятельно отвечали на поставленные вопросы. Материал заинтересовал детей, это было видно по активному участию и реакции детей. Ребята были заинтересованы в данной теме.
Мне удалось уложиться во времени, темп занятия нормальный. Атмосфера в классе благоприятная, дружелюбная. В ходе занятия присутствовало смена деятельности, была организована физминутка для снятия напряжения и усталости.
По итогам рефлексии дети ответили на вопрос «о чём вас заставил задуматься наше занятие?», они сделали вывод, что надо больше читать книги, а не искать информацию в интернете. А небольшая часть детей пожалели, что не знают сказки и их авторов. И я сделала вывод, что поставленную цель я достигла.














ГКООУ для детей, нуждающихся в длительном лечении,
Шафрановская санаторная школа-интернат













Воспитательное занятие на тему:
«Чудо, имя которому книга»













Провела: воспитатель первой
категории Шаяхметова Г.Г.











Кумертау 2014

15