Буклет по методике критического мышления на уроках гуманитарных дисциплин

В заключение учащимся предлагается проанализировать возможные варианты воздействия «холодной войны» на послевоенную мировую историю.
Стадия рефлексии.
Учащимся предлагает проанализировать свою деятельность на уроке.
Сегодня на уроке я научился.
Сегодня на уроке мне понравилось.
Сегодня на уроке мне не понравилось.

Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Права и обязанности учащихся при использовании стратегии критического мышления
Имею право
Обязан

Самостоятельно мыслить
Пополнять объем знаний

Поспорить с учителем
Систематический посещать занятия

Оспорить общепринятую точку зрения
Стермиться к положительной оценки

Право на работу в обучении
Быть активным на уроке

Пользоваться инфомационным полем
Уважать мнение других

Обращаться за помошью в группе
Аргументированно отстаивать свою точку зрения

Учавствовать в дискуссии
Слушать и ценить мнение других

Поменять решение
Не подвергать критике личность говорящего

Ошибаться и не быть за это осмеянным
Быть подготовленным к уроку




JазаKстан РеспубликасыныS білім ж‰не Cылым министрлігі
Павлодар технологиялыK колледжі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский технологический колледж


«Методические рекомендации по использованию методики критического мышления на уроках»

Преподаватель: Байтлесова Д.Т.






г. Павлодар
2015 г.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи: Критическое мышление:
- Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- Облегает понимание различных «взглядов на мир»;
- Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Как лучше организовать урок.
В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
План урока:
Актуализация темы по итогам второй мировой войны с использованием карты в ходе беседы.
Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?
Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?
Как изменилось соотношение сил на международной арене в результате войны?
Вызов.
В течение четырёх десятилетий между двумя сверхдержавами существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодной войны».
Как вы понимаете данный термин?
Формулировка проблемы:
Холодная война – случайность или закономерность? Кто виновен в развязывании холодной войны? Существовали ли возможности избежать холодной войны? Учащиеся выдвигают свои гипотезы (США, СССР, обе сверхдержавы).



Фаза осмысления.
В ходе групповой работы с историческими источниками, используя графический прием «Дерево предсказаний», необходимо найти аргументы в подтверждение выдвинутых гипотез.
После обсуждения учащиеся приводят аргументы в пользу той или иной гипотезы. Все аргументы оформляются в виде кластера.




























Рисунок 1Рисунок 2