Авторская программа Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
МДК 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
Раздел 1 Основы педагогической деятельности Тема 1.1
Введение. Содержание учебного материала 4 2
Предмет педагогической науки, её место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи её развития на современном этапе. Тема 1.2
Специфика педагогической деятельности. Содержание учебного материала 6 2
Сущность и специфика педагогической деятельности.
Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.
Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
Основные виды профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности, виды. Практические занятия. Диагностика исследования основных видов профессиональной деятельности педагога. 4 Самостоятельная работа. Методы изучения гуманистической природы и творческого характера труда учителя. 2 Тема 1.3
Педагогическая культура учителя-воспитателя. Содержание учебного материала 8 2
Характеристика понятия «профессиональная компетентность», её структура.
Понятие «педагогическое мастерство». Структурные компоненты педагогического мастерства.
Общая характеристика педагогического общения. Функции педагогического общения. Условия эффективности педагогического общения.
Общая и профессиональная культура педагога.
Профессиональные и личностные качества современного учителя.
Практические занятия.
Ролевая игра: «Я - учитель» 10 Самостоятельная работа. Качества идеального педагога. 2 Тема 1.4
Современная школа: новые формы образования и обучения свете реализации ФГОС Содержание учебного материала 8 1
Современная система образования в России: принципы образования, ведущие тенденции её развития. Характеристика школ разного типа.
Характеристика учебной деятельности, её структура.
Концептуальные основы ФГОС
Структура и содержание образовательной программы по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» в свете реализации ФГОС.
Оценка результатов обучения школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Практические занятия. Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании творческих дисциплин.
10 Самостоятельная работа. Методы изучения характеристики учебной деятельности, её структура.
2 Тема 1.5
Основы организации учебной деятельности свете реализации ФГОС Содержание учебного материала 8 1
Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная в свете реализации ФГОС.
Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды уроков по ФГОС.
Основные требования к современному уроку изобразительного искусства. Планирование и подготовка к уроку в условиях ФГОС.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС. Самооценка урока.
Внеурочные формы учебной работы с различными группами обучающихся, их значение в познавательной деятельности.
Мотивы учения обучающихся, их влияние на результаты обучения. Пути и методы их формирования.
Контроль за усвоением знаний в условиях ФГОС.
Практические занятия. Разработка внеурочной формы учебной работы с различными группами обучающихся, их значение в познавательной деятельности. 10 Самостоятельная работа. Методы изучения контроля за усвоением знаний в условиях ФГОС. 2 Тема 1.6
Методы обучения и
педагогические технологии на уроках искусства в школе. Содержание учебного материала 12 1
Классификация современных методов обучения.
Характеристика словесных методов обучения.
Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
Психолого-педагогические основы проблемного обучения.
Методы программированного обучения.
Методы интерактивного обучения.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников: формы, методы и особенности реализации.
Современные технологии обучения.
Практические занятия. Разработка обучающих целей урока изобразительного искусства. 10 Самостоятельная работа.
Новые педагогические технологии. 2 Раздел 2 Воспитательная деятельность и процесс развития личности школьника Тема 2.1
Основы воспитательной деятельности Содержание учебного материала 8 2
Характеристика процесса воспитания. Принципы воспитания и их реализация в воспитательной деятельности.
Характеристика стилей воспитательной деятельности.
Современные методы воспитания.
Формирование личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и современной педагогике и психологии. Практические занятия. Возможности использования педагогических идей А.С.Макаренко в современных условиях. 4 Тема 2.2
Психологические особенности развития личности Возрастная периодизация развития личности Содержание учебного материала 10 2
Процесс развития личности. Факторы развития личности, их учёт в организации воспитательно-образовательного процесса.
Возрастная периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении личности.
Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Психологические особенности развития в подростковом возрасте.
Психологические особенности развития в юношеском возрасте.
Практические занятия. Диагностика исследования психологических особенностей развития личности школьника. 4 Самостоятельная работа. Методы изучения психологических особенностей развития в младшем школьном возрасте;
в подростковом возрасте; и в юношеском возрасте. 4 Тема 2.3
Взаимосвязь творчества и индивидуальности в профессиональной педагогической деятельности
Содержание учебного материала 8 2
Личностно-ориентированный подход в современном образовании.
Характеристика творческих способностей, творческой деятельности. Развитие творческих способностей у детей.
Способности, их соотношение с задатками. Виды способностей человека. Уровни развития способностей.
Понятие одаренности. Методы работы с одаренными детьми.
Практические занятия. Апробация методов работы с одарёнными детьми. 6 Самостоятельная работа. Методы изучения творческих способностей, творческой деятельности школьника. 4 Тема 2.4. Психолого-педагогические основы в образовательном процессе Содержание учебного материала 14 2
Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психологического исследования.
Психолого-педагогические основы восприятия информации. Организация образовательного процесса с учетом знаний о закономерностях восприятия.
Психолого-педагогические основы проблемы внимания и внимательности. Использование знаний об индивидуальных особенностях внимания в ходе образовательного процесса.
Психолого-педагогические аспекты изучения памяти. Возможности учета и развития памяти в образовательном процессе.
Психолого-педагогические основы изучения мышления. Использование знаний об индивидуальных особенностях мышления в ходе образовательного процесса.
Понятия о языке и речи. Виды и функции речи. Роль речи в познавательной деятельности.
Понятие эмоций и чувств, их функции, классификация. Роль чувств и эмоций в творческой деятельности.
Понятие воли в психологии. Виды и структура волевого акта. Самоконтроль в учебной деятельности, условия его формирования в процессе творческой деятельности.
Практические занятия. Диагностика исследования психолого-педагогических основ: восприятия информации, внимания и внимательности, памяти, мышления, речи, эмоций и чувств, самоконтроля в учебной деятельности и в процессе творческой деятельности. 10 Самостоятельная работа. Методы изучения психолого-педагогических основ в образовательном процессе. 4 Тема 2.5
Художественное развития личности школьника Содержание учебного материала 2
Личность, индивид, индивидуальность. Структура личности. Условия формирования личности обучающихся.
Потребности и мотивы личности. Учебная мотивация, ее особенности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
Темперамент, его физиологические основы и психологические характеристики. Учет индивидуально-типологических особенностей школьников в педагогическом процессе.
Характер: понятие, черты характера. Акцентуации характера. Волевые черты характера, условия их формирования у детей.
8 Практические занятия. Диагностика исследования личности школьника. 8 Самостоятельная работа. Методы изучения личности школьника. 2 Тема 2.6
Межличностные отношения в детском коллективе. Содержание учебного материала 2
Педагогические конфликты в детском коллективе. Технологии разрешения педагогических конфликтов. 6 Практические занятия. Апробация методики изучения детского коллектива. 8 Самостоятельная работа. Методы изучения детского коллектива. 4 Всего 212