Формирование жизненных компетенций обучающихся на уроках столярного дела


Рафиков Денис Иванович,учитель столярного делаМБОУ «СКШИ VIIIвида» Цель трудового обучения:    Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество Для умственно отсталых детей помимо значительного снижения интеллекта характерны нарушения: психики мышления речи эмоционально-волевой сферы моторики внимания памяти В проекте СФГОС впервые четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» «жизненной компетенции» Понятие  «компетенция»  относится к  области  умений, а не знаний. «Компетенция – это  общая способность, основанная  на  знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые  приобретены  благодаря  обучению.  Умение – это  действие в специфической  ситуации, компетенция – это характеристика, которую  можно извлечь  из наблюдений  за действиями, за умениями. Таким образом, умения  представляются  как  компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие. Ключевые компетенции Воспитание культуры труда Морально психологическая готовность к производственному труду Формирование интереса к самому процессу общения и сотрудничеству в коллективе Умение соблюдать трудовую дисциплину, правило безопасной работы Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере и включает в себя: умение планировать свою деятельность;умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;владение различными способами контроля и оценки деятельности.    Профессия столяра – одна из древнейших в мире. С незапамятных времён человек украшает своё жилище разными поделками из дерева- столы, стулья, табуреты, шкафы, кровати. Изготовить ту или иную вещь из древесины - это ещё не всё. Нужно, чтобы эта вещь была красивой, прочной, удобной. А этого могут добиться только мастера своего дела – люди, которые любят и умеют хорошо работать.Для школьников труд – это их учёба, работа в мастерских на уроках и кружках.     Практическая деятельность на этих  занятиях, будучи весьма конкретной  и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной, а  разнообразие видов труда становится  источником приобретения новых знаний и представлений.Большое внимание уделяяется обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика. Умение планировать свою деятельность развивается у наших детей на протяжение всего времени обучения. Перед началом изготовления любого нашего изделия проводится анализ и планирование его изготовления. Нашим детям сложно самостоятельно спланировать свою работу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия. Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а для слабых достаточно научить их планировать в рамках одной операции. Нашим детям необходима сильная мотивация , чтобы они захотели самостоятельно что-то делать. Владение различными способами контроля и оценки деятельности Это наиболее сложное умение для наших детей. Часто наши дети обладают завышенной самооценкой или наоборот, что у них сделано плохо. Для правильной оценки своих работ для ребят необходимо разрабатывать многоступенчатые критерии, например, проверить размеры, проверить шероховатость, сравнить с образцом методом наложения и др. Умение владеть этикой трудовых и гражданских отношений. Для развития таких умений необходимо создать условия, при которых дети должны взаимодействовать между собой. Таким условием является коллективная работа, когда членам коллектива необходимо поддерживать друг друга для достижения своей цели. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.