План-конспект по строевой подготовке


План-конспект по строевой подготовке ВКСПК «Витязь»
Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует командир. Исполнительная команда должна подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях. Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление с приемом; разучивание приема; тренировка. Для ознакомления с приемом командир должен: назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется; подать команду, по которой выполняется прием; показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения. На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.
В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться: в целом, если прием несложный; по разделениям, если прием сложный; с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются. Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя свои действия. При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.
Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, нужно осмыслить изучаемые прием или действие.
Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия.
После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа. Первый этап заключается в расчленении приема или действия на элементы и в выполнении приема или действия по частям. Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем - в единое целое. Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выполнение приема путеммногократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко. Порядок проведения занятий. Командир обязан стремиться к тому, чтобы каждое занятие по строевой подготовке максимально повышало выучку личного состава. Это достигается при условии, если занятие будет проводиться с полной нагрузкой, а прием или действие отрабатываться практически при строжайшем соблюдении требований Строевого устава. Одиночная подготовка является наиболее сложной частью строевого обучения. Обучение одиночной подготовке, как правило, осуществляет непосредственно командир отделения. Он лично проводит занятия с отделением и отвечает за индивидуальную подготовку каждого солдата. Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении - на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата.
Обучение солдат строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть оружие, чтобы оно не было заряжено, и проверить исправность крепления ремня.
Каждое занятие по одиночной строевой подготовке проводится в следующей методической последовательности: проверка и тренировка в выполнении ранее изученных приемов; показ с кратким разъяснением нового строевого приема и разучивание этого приема по разделениям или с помощью подготовительных упражнений (если прием сложный); выполнение приема в замедленном темпе с доведением его в процессе обучения до уставного темпа; тренировка обучаемых до правильного и четкого выполнения разученного приема с использованием одностороннего и двустороннего способа обучения; организация состязания на лучшее выполнение строевого приема и проведение разбора занятия. Односторонний способ обучения заключается в одновременном обучении всех военнослужащих одним и тем же приемам (действиям) под руководством командира (руководителя). Для обучения и тренировки в выполнении приемов отделение размыкается по периметру строевой площадки на интервалы (дистанции) в несколько шагов.
Двусторонний способ обучения заключается в том, что изучение и тренировка в выполнении приемов проводится попарно (в каждой паре один из обучаемых должен быть более подготовленным).
В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность и четкость выполнения строевых приемов и действий. Хорошая одиночная строевая подготовка обеспечивает успех обучения солдат действиям в составе подразделения и части.
Вариант проведения занятия в роте по одиночной строевой подготовке. Перед выходом на занятие командир роты, приняв рапорт от командира первого взвода о готовности личного состава, выводит подразделение к месту занятий. Рота выходит в походном строю с песней или под барабан. Прибыв к месту занятий, командир роты выстраивает роту в развернутый двухшереножный строй. Затем объявляет тему, цель занятия и учебные вопросы, указывает каждому взводу место для занятия и приказывает командирам взводов развести взвода по местам занятий. При выходе взводов в указанные места каждый командир взвода указывает место для занятия каждому отделению. Командиры отделений разводят отделения по местам. Когда все подразделения займут свои учебные места, командир роты подает команду «К проведению занятия - ПРИСТУПИТЬ».
Командиры отделений, выйдя на середину строя, начинают занятие с повторения ранее изученных приемов, а затем приступают к изучению нового приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема (действия) командир отделения начинает с показа его в целом, а затем по элементам в медленном и в уставном темпе.
Закончив показ и установив, что обучаемые поняли прием, командир отделения приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию командира взвода отделение приступает к тренировке попарно и самостоятельно.
Для проведения тренировки по команде командир отделения становится в центре строевой площадки, а по ее периметру с интервалом четыре шага выстраивает солдат отделения. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь рядом с ним, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав отделения в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается. При проведении попарной тренировки солдаты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки. Командир взвода, следя за действиями командиров отделений и обучаемых солдат, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных солдатами ошибок. Слабо подготовленных солдат он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.
Командир роты, переходя от взвода к взводу, контролирует ход занятия, правильность обучения и дает рекомендации командирам взводов и отделений, как лучше устранить ошибки, допускаемые солдатами. При необходимости оказывает помощь одному из командиров взводов (отделений) в проведении занятий.
При переходе тренировки под барабан командир роты становится в центре плаца, вызывает к себе барабанщика и, подавая ему команды, руководит тренировкой. В этом случае командиры взводов и отделений следят за действиями обучаемых и устраняют допущенные ими ошибки по ходу тренировки.
В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату, что и к какому сроку доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию. Командир взвода при проведении разбора отмечает лучшее отделение и наиболее отличившихся солдат, подводит итоги соревнования.
Командир роты проводит разбор со всем личным составом и отдельно с офицерами и сержантами. На общем разборе он указывает степень отработки изучаемого приема (действия) во взводах, подводит итоги соревнования и дает указания по совершенствованию выполнения этого приема в повседневной жизни. При проведении разбора с офицерами и сержантами командир роты отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении, и дает указания по подготовке к следующему занятию.