Исследование по теме: Изучение личности в системе межличностных отношений
МБОУ Черновская средняя общеобразовательная школа
Исследование по теме:
«Изучение личности в системе межличностных отношений».
Выполнила:
Комакова И.В. учитель начальных классов
Черновское
2016
Цели и задачи исследования
Целью этой работы является изучение личности в системе межличностных отношений.
Основным задачами практической работы являются:
- углубление и закрепление теоретических знаний и навыков по психологии, полученных в университете, практическое применение этих знаний;
- осуществление текущего и перспективного планирования и проектирования деятельности по диагностике личности;
- овладение методами психологического изучения личности (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности и др.) с целью диагностики личностных особенностей;
- приобретения практических умений и навыков самостоятельной обработки результатов психологических исследований, составления психологической характеристики.
Объектом являются психические процессы, свойства и состояния младшего школьника
Предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности
Цель, задачи
Цель исследования – выявить психологические особенности личности младших школьников
Задачи исследования:
1. Выявить личностные особенности, характерные для детей младшего школьного возраста.
Описание выборки
Выборку данного исследования составил младший школьник ученик 4 класса МБОУ Черновской СОШ села Черновское Большеболдинского района Нижегородской области Щукин Артём
Описание методик
В своём исследовании я использовала следующие методики:
1. Методика «Кинетический рисунок семьи».
2. Тест тревожности (В. Амена, Д. Дорки, Р. Тэммла).
3. Тест «Семейная социограмма».
4. Наблюдение за детьми и родителями.
5. Методика «Лесенка» В.Г.Щур
6. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой
7. Личностный опросник Кеттлела для младших школьников
8. Метод наблюдения
9. Методика «10 слов»
10. Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти»
11. Методики Ю.А.Афонькиной, Г.А Урунтаевой. Методики изучения непроизвольной и произвольной зрительной памяти
12. Методика “Выделение существенного”
13. Методика “Сравнение понятий”
14. Методика “Обобщение понятий”
15. Методика “Классификация понятий”.
16. Методика Шульте
17. Методика «Да и нет».
18. Методика для определения уровня развития мышления
19. Тест Айзенка на изучение темперамента.
20. Опросник Леонгарда-Шмишека для изучения акцентуаций характера.
21. Ориентационная анкета Б. Баса.
Общие данные: Щукин Артём, родился 08.01.2003 возраст во время исследования- 10 лет, ученик 4 класса МБОУ Черновской СОШ
Физическое развитие: Физическое развитие в норме, не имеет серьезных проблем со здоровьем, рост – средний, активно занимается спортом, очень любит уроки физкультуры.
Характеристика условий семейного воспитания:
Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец – механизатор, мать – учитель, старший брат – ученик 7 класса.
Моральный климат в семье Артёма благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее и среде образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, средства на содержание семьи зарабатываются совместно. По словам Артёма, его отец – человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать - добрая и понимающая, отношения с братом хорошие.
В семье Артёма четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Артёма тоже есть свои обязанности по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности. С уроками, домашними заданиями Артём справляется сам, обращаясь за помощью к родителям лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека.
В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на коньках зимой, походы летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.
4. Успеваемость:
Успеваемость у Артема хорошая. Он учится на «4» и «5».
Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, но не выскочка. Артём обладает высокими интеллектуальными способностями, хотя много читать не любит, по его выражению "знания сами откуда-то берутся".
Внешкольные занятия
Артём занимается футболом, а зимой хоккеем. Спорт – его главное увлечение, он посвящает ему очень много времени.
Принимает активное участие в субботниках, генеральных уборках класса. Активно участвует в классных и школьных концертных программах. Нередко он является ведущим на классных и школьных мероприятиях
Занимается в спортивных кружках и кружках с художественной направленностью.
Особенности межличностных отношений со сверстниками:
У Артёма много интересов и увлечений. У него много друзей, одноклассники относятся к нему уважительно.
Исследование социально-психологического паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у испытуемого мальчика
Для выделения благополучной и неблагополучной семьи я использовала две группы показателей «объективные» и «субъективные». Объективная картина благополучия-неблагополучия семьи выяснялась по данным социально-педагогического паспорта каждого ребенка. «Субъективные показатели» - на основе анализа результатов методики «Кинетический рисунок семьи».
Результаты исследования социально-педагогического статуса ребёнка
Статус семьи
Полная
Обеспеченные
Высокий уровень участия в воспитании детей
Артём относится к детям «дети из благополучной семьи» (полные, обеспеченные, с высоким уровнем участия родителей в воспитании). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что ребёнок из благополучной семьи более подготовлен к школе, нежели его сверстники из неблагополучных семей.
Для выявления особенностей восприятия ребенком собственной семьи я провела проективную методику «Кинетический рисунок семьи».
При анализе рисунков детей выделяется показатель «благоприятная семейная ситуация». Чем выше результат (количество набранных баллов), тем более позитивное отношение ребенка к собственной семье, выше удовлетворенность семейными отношениями. Именно этот показатель стал для меня основным в определении субъективного образа семьи ребенком. Кроме этого, данная методика позволяет оценить такие показатели, как конфликтность, тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации, враждебность.
Мне было важно получить не только внешнюю, социально оцениваемую картину благополучия семейной ситуации. Исследования показывают, что не менее важным является субъективный образ, восприятие своей семьи самим ребенком. Так как довольно часто при внешнем благополучии встречаются конфликтные, негативные внутренние переживания ребенком собственного положения в семье.
По данным исследования можно сделать вывод о том, что семья показала низкий уровень конфликтности.
Исследование тревожности
Исследование включало следующие методы:
1. Тест тревожности (В. Амена, Д. Дорки, Р. Тэммла).
2. Тест «Семейная социограмма».
3. Наблюдение за детьми и родителями.
Тест по методике В. Амена, Д. Дорки, Р. Тэммла.
Цель: определить уровень тревожности
Результаты теста на определение уровня тревожности (от 0 до 20%).
Тест В. Амена, Д. Дорки
Артём - 8%
У Артёма - низкий уровень тревожности
Результаты теста «Семейная социограмма» показали, что семья относится к числу благополучных. Артём помещал «себя» в центре, а вокруг на приблизительно одинаковом расстоянии располагались «родители»; Соблюдались пропорции в изображении фигур.
Семейная социограмма
48%
Метод наблюдения
После наблюдения за Артёмом, я выделила все признаки гармоничной семьи, где адекватно реагируют на все изменения внешних условий. В семье родители и дети общаются между собой, умея выслушивать друг друга, между всеми членами разделены обязанности и ответственности.
Наблюдение
60%
По данным исследования можно сделать вывод о том, что семья показала низкий уровень конфликтности, где присутствуют признаки гармоничной семьи. Семья относится к числу благополучных.
Определение особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Методика «Лесенка» В.Г.Щур
В результате исследования выявлено: - отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная (поместил себя на 4-ую из 6 ступенек. - отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: Артём считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. Ребенок считает, что мама поставит его на самый верх лесенки, а сам себя ставит немного ниже на третью ступеньку сверху. Это может говорить о том, что Артём ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых.- прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, что свидетельствует о том, что он способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
Исследование уровня школьной мотивации.
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой
В результате исследования выявлено:
На основании данных проведенной диагностики выявлен средний уровень школьной мотивации у Артёма, о чем свидетельствует охотное посещение школы, на уроках занимается ответственно, с желанием, не испытывает трудностей в обучении: справляется с учебной деятельностью, не имеет проблем во взаимоотношениях с учителем.
Личностный опросник Кеттлела для младших школьников
В результате исследования выявлено:- высокий уровень выраженности Экстраверсии (9 баллов), что характеризует ребенка как эмоционального, открытого, общительного, участливого ребенка.- средний уровень по шкале Эмоциональная возбудимость (6 баллов) - характеризует Артёма как нетерпеливого, легко возбудимого, с повышенной двигательной активностью.- средний уровень Самоконтроля (6 баллов), что является признаком умения контролировать свое поведение.
Диагностика сформированности познавательных интересов
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов я использовала метод наблюдения, индивидуальные беседы с учеником, с учителем работающим в данном классе.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели уровня сформированности познавательных интересов
Ф.И
когнитивный
эмоционально-волевой
действенно-практический
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Щукин Артём
-
++
-
++
-
++
-
В результате было установлено, что испытуемый имеют средний уровень сформированности познавательных интересов, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Мальчик испытывая трудности в решении задачи, не утрачивает эмоционального отношения к ним, а обращается за помощью к учителю, задаёт вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у Артёма средний уровень познавательных интересов, что говорит о необходимости их дальнейшего развития.
Выявление особенностей развития памяти
В ходе исследования, использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Методика «10 слов», предназначенная для диагностики кратковременной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста.
2. Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти», предназначенная для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти у учащихся младшего школьного возраста.
Методика. Оценка объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов»
Таблица 2.
Результаты исследования по методике ««10 слов».
№
Ф.И.О.
Кол-во единиц
Общий результат (балл)
Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти
17
Щукин А. А.
5
8
Высокий
Ответы на задания по методике «10 слов», позволили отнести испытуемого к соответствующим уровням объёма кратковременной слуховой памяти. Из таблицы видно, что Артём имеет высокий уровень объёма кратковременной слуховой памяти.
Уровень развития кратковременной памяти
Методика «Оперативная память»
Результат использования методики «Оперативная память»,
диагностирующей уровень развития кратковременной памяти показал, что у испытуемого такое свойство памяти, как кратковременная, развита хорошо.
Уровень развития кратковременной памяти детей
Таблица 3.
Имя
Число правильно найденных сумм
Уровень развития
Щукин Артём
10
Высокий
Из таблицы 6 видно, что Артём имеет высокий уровень развития такого свойства памяти.
Методика «Диагностика опосредованной слуховой памяти».
Результаты исследования по методике «Диагностика опосредованной слуховой памяти».
Таблица 4.
№
Ф.И.О.
Общий результат (балл)
Уровень развития опосредованной слуховой памяти
1
Щукин А.
10
Очень высокий
Как видно из таблицы: ученик имеет высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти.
Изучение зрительной памяти ученика.
Для изучения произвольной и непроизвольной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста я использовала методики Ю.А.Афонькиной, Г.А Урунтаевой. Я использовала методики, направленные на изучение непроизвольной и произвольной зрительной памяти, применяемые чаще всего к детям старшего дошкольного возраста и к детям младшего школьного возраста.
Методика: Изучение зрительной непроизвольной памяти.
Используется набор картинок размером 7х10см
Зонт, утка, слон, гриб, кот, ворона, цветок, груша, капуста, стрекоза.
Таблица 5. Результаты изучения зрительной непроизвольной памяти
№ п/п
Испытуемый
Возраст ребёнка
Количество ответов
зрительная непроизвольная память
1
Щукин Артём
8
8 (80%)
В ходе исследования было установлено, что ребёнок имеет высокий уровень развития зрительной непроизвольной памяти.
Методика: Изучение зрительной произвольной памяти.
Используется набор картинок размером 7х10см
Сова, собака, сорока, домик, лук, мяч, коза, улитка, заяц, свинья.
Таблица 6. Результаты изучения зрительной произвольной памяти.
№ п/п
Испытуемый
Возраст ребёнка
Количество ответов
зрительная произвольная память
1
Щукин Артём
8
7 (70%)
В ходе тестирования было установлено, что у Артёма средний уровень развития зрительной произвольной памяти
Исследование логического мышления
Методика “Выделение существенного”
Средний уровень
Данные исследования показывают, что Артём умеет выделять существенные признаки. Но в ответах были ошибки.
Методика “Сравнение понятий”
Средний уровень
Проанализировав, я выявила, что учащийся умеет сравнивать предметы. Для мышления младших школьников характерна такая особенность – однолинейное сравнение; ученики устанавливают либо только сходство, либо только различие. Так, проверяя работы тестируемого, я заметила эту особенность. Учащийся с небольшим затруднением выполнил это задание. Находя сходства между тетрадью и книгой, чаще всего указывалось 1-2 признака, а в различии он указал лишь 1 – это то, что книгу читают, а в тетради пишут. Более удачно выполнил задание на сравнение лошади и коровы. Учащийся указал по 3-4 признака сходства и 2-3 признака различия.
Методика “Обобщение понятий”
Высокий уровень
Тестирование показывает, что учащийся владеет операцией обобщения.
Методика “Классификация понятий”.
Высокий уровень
Это исследование показало, что ребёнок со средним уровнем развития логического мышления. Он владеет операциями выделения существенного, сравнения, обобщения, классификации на среднем уровне.
К среднему уровню я отнесла следующие комбинации: Комбинации овладения операциями мышления для среднего уровня
1.Ф.И. учащихся
2.Прием выделения существенного
3.Прием сравнения
4.Прием обобщения
5.Прием классификации
6.Уровень развития логического мышления
1. Щукин Артём
2.Средний
3.Средний
4.Высокий
5.Высокий
6.Средний
Диагностика устойчивости внимания
Методика Шульте
Щукин Артём
Средний уровень
В результате исследования выявлено:
Устойчивость внимания находится на среднем уровне.
Определение уровня внимания
Методика «Да и нет».
Методика «Да и нет» была предназначена для исследования произвольного внимания.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет».
Средний уровень внимания характерен для Артёма.
Определение уровня мышления
Методика для определения уровня развития мышления.
Таблица 7.
Имя
Число правильно найденных сумм
Уровень развития
Щукин Артём
14
Средний
Из таблицы видно, что мальчик имеет средний уровень развития мышления
Для определения темперамента я провела ряд наблюдений, включая опросник Айзенка
Тест «Опросник Айзенка».
Тест направлен на исследование трёх индивидуальных качеств ребёнка – интравертность – экстравертность, нейротизм и лживость.
Итак, по результатам проведенной диагностики Артём – сангвиник.
Очень живой, непоседливый. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Быстро привыкает к новой обстановке, новым
требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.
Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.
Сангвиника характеризует обилие и живость движений
Ф.И.детей
Сангвинник
Флегматик
Холерик
Меланхолик
1. Щукин Артём
+
Дополнительное исследование по шкале оценки темперамента детей я определила, что:
Артём – «легкий» или гибкий ребенок:
Регулярность биологических функций.
Позитивный подход к новым стимулам.
Легко адаптируется к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия)
Исследование особенности характера
Цель: выявить типы акцентуаций характера.
В рамках исследования я изучала особенности характера, в том числе выявляла акцентуации характера с помощью теста-опросника (Леонгарда-Шмишека).
Акцентуации характера:
Артём 12 12 8 10 18 12 12 18 15 10
Возбудимый тип
Результаты исследования показали, что у Артёма выражена настойчивость в достижении намеченной цели, смелость, решительность, целеустремлённость, твердая жизненная позиция, склонен к сильной привязанности к друзьям, переживает чужие проблемы.
Для определения личностной направленности использовала ориентационная анкета Б. Баса.
С помощью методики выявляла, на что направлена личность ребёнка.
С помощью методики выявляются следующие направленности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д).
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Артёму присущи заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Характеристика личности учащегося 4 класса
МБОУ Черновской Средней общеобразовательной школы
Щукина Артёма
Щукин Артём – ученик 4 класса, ему 10 лет. Физически развит, не имеет серьезных проблем со здоровьем, рост – средний, активно занимается спортом. Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец – механизатор, мать – учитель, старший брат – ученик 7 класса.
Моральный климат в семье Артёма благополучный, доброжелательный. По данным исследования семья показала низкий уровень конфликтности. Семья относится к числу благополучных.
Родители имеют высшее и среде образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, средства на содержание семьи зарабатываются совместно. По словам Артёма, его отец – человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать - добрая и понимающая, отношения с братом ранее нельзя было назвать идеальными, были ссоры из-за компьютера, громкой музыки, но в последнее время наладились, что, вероятно связано с тем, что брат повзрослел.
В семье Артёма четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Артёма тоже есть свои обязанности по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности. С уроками, домашними заданиями Артём справляется сам, обращаясь за помощью к родителям лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека. В семье принята особая система поощрений за успехи в учебной деятельности. Если по результатам четверти имеется прогресс (более высокие оценки по сравнению с прошлой четвертью), Артём получает небольшое материальное вознаграждение. С педагогической точки зрения, возможно, это и не самый лучший вид мотивации, но он весьма результативен и устраивает всех.
В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на коньках зимой, походы летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.
Такое благотворное влияние семьи не могло не сказаться на формировании характера Артёма. Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка. Артём обладает высокими интеллектуальными способностями, хотя много читать не любит, по его выражению "знания сами откуда-то берутся".
Он занимается футболом, а зимой хоккеем. Спорт – его главное увлечение, он посвящает ему очень много времени. Артём принимает активное участие в субботниках, генеральных уборках класса. Активно участвует в классных и школьных концертных программах. Нередко он является ведущим на классных и школьных мероприятиях
Занимается в спортивных кружках и кружках с художественной направленностью.
У Артёма адекватная самооценка, у него много интересов и увлечений. У него много друзей, одноклассники относятся к нему уважительно. В результате исследования так же выявлено: отношение ребенка к себе - положительное. Артём ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых,он способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
Выявлен у Артёма средний уровень школьной мотивации, о чем свидетельствует охотное посещение школы, на уроках занимается ответственно, с желанием, не испытывает трудностей в обучении: справляется с учебной деятельностью, не имеет проблем во взаимоотношениях с учителем.
Личностный опросник Кеттлела для младших школьников характеризует Артёма, как эмоционального, открытого, общительного, участливого ребенка.с повышенной двигательной активностью.
Проведенное тестирование познавательных процессов Артёма показало, что он обладает хорошим уровнем концентрации и объема внимания. Преобладающий тип внимания - произвольный. Показатели распределения и переключения внимания – средние.
У Артёма очень хорошо развита образная и двигательная память, он без труда запоминает большой объем материала и точно его воспроизводит, по прошествии времени точность воспроизведения уменьшается, что говорит о преобладании кратковременного типа памяти.
Преобладающий тип мышления – словесно-логический. Среди особенностей его мышления можно выделить последовательность, проявляющуюся в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов; гибкость – умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения.
У Артёма средний уровень развития зрительной произвольной памяти, средним уровнем развития логического мышления. Он владеет операциями выделения существенного, сравнения, обобщения, классификации на среднем уровне. Мальчик имеет средний уровень развития мышления.
У Артёма большой словарный запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и последовательная, практически без пауз.
Итак, по результатам проведенной диагностики Артём – сангвиник. Он – «легкий» или гибкий ребенок, легко адаптируется к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия).
Очень живой, непоседливый. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Волевые качества Артёма развиты. Он энергичен и настойчив.
Артёму присущи заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.
Сангвиника характеризует обилие и живость движений умеренной подвижности, позитивном настрое, открытости, общительности. Артём эмоционально устойчив, он экстраверт. Среди главных черт характера Артёма можно выделить общительность, чуткость, инициативность, искренность, чувство собственного достоинства, аккуратность. Помимо этого, у него отличное чувство юмора, перед которым трудно устоять даже самому угрюмому человеку.
У Артёма хорошо развиты способности к различным видам деятельности, немалую роль в их развитии сыграло семейное воспитание: с детства с ним много занимались родители, внимательно следили за его интересами и склонностями. Несомненно, у Артёма есть спортивные склонности. Пожалуй, спорт увлечение Артёма, в котором он проявляет себя самым достойным образом – постоянно стремится к совершенству, критически оценивает свои достижения, трудолюбив и настойчив. Помимо этого Артём увлекается компьютером, неплохо поёт.
В учебе не прилагает никаких сверхусилий, она явно занимает не первое место в его жизни, но благодаря своим коммуникативным навыкам и широкому кругозору, легко справляется с любыми учебными задачами. У Артёма успеваемость хорошая по всем предметам, за исключением рисования. В учебе у него все под контролем, он стремится избегать неудач и отрицательных оценок, по его словам это связано, в основном, с тем, что он не хочет огорчать родителей.
Артём активно участвует в общественной деятельности, с радостью выполняет поручения, связанные с его интересами: участвует в школьных соревнованиях и концертах.
В классе Артём не является общепризнанным лидером, но его мнение авторитетно для товарищей, он пользуется уважением. У него хорошие отношения с учителем. Среди одноклассников у него много друзей, их связывают общие интересы и деятельность. У Артёма очень выражена потребность в общении, в одобрении его действий коллективом, поэтому он стремится быть общественно полезным, значимым, интересным для окружения, быть в центре событий, происходящих в жизни коллектива.
В целом можно отметить, что формирование личности Артёма идет весьма успешно. Он не испытывает серьезных проблем в учебной жизни, прекрасно общается со сверстниками и родителями, всесторонне развит как в физическом, так и в духовном плане. В педагогическом плане Тёма не требует к себе большого внимания и особого подхода. При положительной мотивации и заинтересованности его в предмете, он может показывать высокие достижения в учебной деятельности, для этого педагогу необходимо каким-либо образом заинтересовать его в изучении данной дисциплины, почаще давать ему возможность высказать свою точку зрения, ведь для него это очень важно, обязательно отмечать его достижения перед коллективом учащихся.
Рекомендации учителю:
Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальных для учеников условий обучения. В отношении живого, общительного, энергичного сангвиника Артёма – нужно опираться на характерные для него качества, пытаясь помочь ему самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.
Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом.
Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих. Одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.
Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устаёт от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново.
Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.
Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.
Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.
Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно
Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.
Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.
По отношению к школьникам-сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания
Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения прививать ребёнку правила поведения школьной жизни. Стимулировать учебно-познавательную деятельность через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.
.dpґ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¤
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·н•ђЗаголовок 1Заголовок 2ЗђЗаголовок 415