Буклет для родителей Как преодолеть трудности речевого развития детей дошкольного возраста
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
Замена звука на более простой по артикуляции
Нестабильное использование звука в речи
Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
4. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. Мышечное напряжение у заикающегося, приводит к утрате контроля над органами речи.
5. В последнее время всё чаще встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
6829425topИсправление речи требует систематических продолжительных занятий.
Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка.
ГБОУ Школа №1935
«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ речевого развития
дошкольников»
Материал подготовила учитель-логопед:
Куляк С. С.
Когда необходимо обращаться к логопеду
1-3 года
1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).
В таком случае, уже в год необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.
2. Если у ребенка 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
3. Если ребенок не говорит простые звуки, заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).
4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.
5. Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов, что заикание не закрепится, не усугубится.
6. Если ребенок 1,5-2 лет не понимает простых инструкций (показать в книге кошку, принести мяч);
7. Если двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины), т. е. заметно значительное отставание в общем развитии ребенка. В последних случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.
8. Особенно внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями. Негативные факторы протекания беременности и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.
4-5 лет
1. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.
2. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»
3. Если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);
4. Если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);
5. Если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).
6. Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить.
5-7 лет
1. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.
К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
2. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
3. Если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.
Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.
У детей испытывающих трудности в речевом развитии могут быть следующие виды нарушений:
1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в:
Не различении на слух звуков в своей и чужой речи;
Нарушении действий по звуковому анализу и синтезу слова.
2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или её недостаточная сформированность. Ребенок не может правильно выполнять движения языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако существует термин возрастная дислалия, так в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма, а после 4 – 4,5 лет уже нарушение.