Классное собрание «Жизненное пространство десятиклассника»
I. Классное собрание:
«Жизненное пространство десятиклассника»
II. Актуальность проблемы
Необходимость искать новые формы и методы работы с десятиклассниками возникла из–за того, что это сборный класс (17 десятиклассников: 6 учеников из 9б, 9 – из 9а, двое – из других школ района). Коллектива пока нет: образовались изолированные друг от друга группы, замкнутость на себя, поэтому возникли проблемы в общении.
Чтобы определить направление воспитательной работы в 10 классе, необходимо было выяснить общий уровень воспитанности учащихся. Найти то, что мешает быть успешными в учебной и общественной деятельности.
Мною проведена предпроектная деятельность, направленная на анализ ситуации в классе:
1. Анализ и самоанализ уровня воспитанности учащихся 10 класса;
2. Анкетирование:
Нужна ли вам школьная газета?
Какие темы вы хотели бы освещать?
3. Определение мотивов участия ребят в социально – значимом проекте.
Результаты анализа уровня воспитанности показали:
высокий потенциал и недобросовестное отношение к учению;
низкую степень заинтересованности учащихся в жизнедеятельности школы; слабая общественная активность;
недостаточный уровень развития социокультурных и коммуникативных компетенций.
Результаты анкетирования:
Газета нужна!
Учащиеся желают высказывать через школьный печатный орган свои желания и требования, делиться успехами и искать помощи в преодолении неудач.
В газете хотелось бы найти сведения:
1. О жизни в других школах района;
2. Как быть здоровым и красивым;
3. Направления современной моды;
4. Пути повышения качества знаний;
Через газету поздравлять друзей и учителей, публиковать свои стихи, рассказывать о себе, найти новых друзей.
Мотивация:
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
Самореализация личностного потенциала.
Профессиональное ориентирование.
Самовыражение и самоопределение.
Возможность общения, взаимодействие с единомышленниками.
Организация свободного времени.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия.
Анализ этой ситуации показал необходимость нетрадиционных форм и методов работы.
III. Цель собрания:
Обозначить границы внеурочной деятельности десятиклассников.
IV. Задачи:
Составить эскиз газеты и определить функционал каждого;
Организовать «психологические игры», цель которых: научиться видеть и понимать друг друга, видеть и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя.
V.Почему именно газета? Инициатором выступил классный руководитель.
А. С. Макаренко рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать школьников. Я, как классный руководитель, глубоко убеждена, что выпуск общешкольной газеты способствует не только мотивации учебной деятельности, формированию коллектива, но и всестороннему развитию и социальной зрелости старшеклассников, поэтому воспитательную работу решила проводить в рамках данного проекта и привлекать учеников к составлению и осуществлению плана деятельности.
Организована предпроектная деятельность, с результатами которой инициативная группа вышла на собрание.
Данное собрание провоцирует ребят на активное включение в обсуждение классного дела:
Презентация газеты инициативной группой;
Составление эскиза газеты;
Рисование портрета главного редактора из своих одноклассников;
Определение функционала корреспондентов и каждого десятиклассника в этом проекте;
Добровольно – принудительное общение друг с другом в психологических играх;
Необходимость слушать, анализировать и высказывать своё мнение.
Оборудование: компьютер, электронная презентация, проектор, инструкции психологических игр.
VI. Структура собрания:
Презентация проекта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Представление гл. редактора (психологическая игра «Мнение») и корреспондентов – их видение проекта и своей роли в его решении.
Игровой тренинг для подростков
«Интервью»
«Роль пространства при вербальном общении»
«Согласованность мыслей»
Решение собрания:
Формат газеты – какой ей быть!
Утверждение функционала каждого.
Rf.
VII. Ожидаемые результаты:
Включённость всех в данный проект и как результат – диалог, доверие и доброжелательность между одноклассниками.
VIII. Приложения
Психологическая игра «Мнение» - составление портрета главного редактора.
У человека все по очереди называют одно лучшее качество. Далее используют метафоры, т. е. мнение оформляют метафорично: «колючий ёжик», «вечный двигатель», «головоломка» и т.д..
В сумме получится привлекательная характеристика.
Психологическая игра «Интервью»
У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. При этом задают вопросы:
Любишь ли ты стихи?
Твой любимый цвет?
Твоё любимое изречение?
Любишь ли ты видеть сны?
Если бы тебе предложили роль в фильме («Овод», «Три мушкетёра» и т. д.), кого бы ты захотел сыграть? (Артистические данные значения не имеют).
Есть ли у тебя хобби?
Любимое имя?
Чего ты больше всего боишься?
Что больше всего ценишь в людях?
Каждому задают не более 5-7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать по 3-4 человека. В первые занятия следует дать участникам установку: отвечать с любой степенью откровенности. Можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно вообще «в маске» - отвечать, «будто не по себя, а про другого». Это обязательное условие, которое поможет вам снять психологический барьер у ряда подростков. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» отпадёт само собой.
Необходимо, чтобы все участники прошли «интервьюирование».
Можно проводить усложнённый вариант интервьюирования. Участники игры задают вопросы в «ролях»: от имени детсадовских работников, космонавтов, марсиан, Красной Шапочки, Чебурашки, директора данной школы, родителей интервьюируемого и т. д. Для старших подростков это эффективный приём для вовлечения в игровое состояние.
Можно проводить «ролевое интервьюирование» на каждом занятии по 2-3 минуты в качестве разминки.
Психологическая игра «Роль пространства при вербальном общении»
Выбирается пара, которая будет перед группой вести диалог на любую интересную ей тему. Однако в течение диалога изменяется взаимоположение участников:
а). пара садится на пол спина к спине;
б). один партнёр сидит, другой стоит около него (один стоит на полу, другой на стуле);
в). пара садится вплотную друг к другу;
г). Пара расходится в противоположные углы комнаты.
После выполнения упражнения участники описывают свои ощущения, особое внимание обращается на то, как смена поз, расстояние, обращённость друг на друга взглядами влияли на состояние и содержание диалога.
IV. Психологическая игра«Согласованность мыслей»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выходят два партнёра. Их задача: медленно удаляясь в стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться. И так три раза.
На сцене два партнёра. Первый стоит в 2-3-х метрах от второго, спиной к нему, так что второй глядит ему в затылок. Задача второго партнёра: глядя пристально на первого, в неизвестное для зрителя время дать мысленный приказ – оглянуться.
Первый знает о второго, но не знает, когда последует мысленный приказ. Задача второго – быть свободным и готовым всем существом почувствовать своего партнёра.
Вариант: чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнёр в этот момент шевелит пальцем (упражнение удаётся в большинстве случаев).
Ф.И.О. участника
Макаренко Любовь Николаевна
Образование
Высшее
(Красноярский педагогический институт, 1980г.)
Место работы (полный адрес и название учебного заведения)
Средняя общеобразовательная школа
·с. Новокамала Рыбинского района Красноярского края
Должность
Учитель
Педагогический стаж, опыт классного руководителя
27 лет, 22 года – классный руководитель
Контактные телефоны:
Рабочий/
Домашний/мобильный
8-391-65-65-294
8-391-65-65-213 / +79504209676
ПРИЛОЖЕНИЕ I
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ
учащихся 10 класса
2007-2008 учебный год
№
Список
учащихся
Долг и
ответственность
Бережливость
Дисциплинированность
Ответственное отношение к учению
Отношение к труду
Коллективизм и товарищество
Доброта и отзывчивость
Честность и правдивость
Простота и скромность
Общественная активность
Культурный уровень
Общее количество баллов
Средний балл
Уровень воспитанности
1.
Балыменко Юрий
3
4
4
2
4
5
4
4
3
4
3
40
3,6
С
2.
Бодренко Мария
4
5
4
2
4
4
4
4
4
4
3
42
3,8
С
3.
Гладких Наталья
5
5
5
4
4
5
4
4
4
5
4
49
4,5
В
4.
Друзина Зинаида
4
5
4
3
4
4
4
4
4
3
3
42
3,8
С
5.
Кривцова Анастасия
4
5
5
3
4
4
4
4
4
3
3
43
3,9
Х
6.
Луговкина Яна
3
3
4
3
3
2
4
3
2
2
2
31
2,8
Н
7.
Матухно Кристина
4
5
4
4
4
5
4
4
5
4
4
47
4,3
Х
8.
Орлова Анна
5
5
4
3
4
5
4
4
5
5
4
48
4,4
Х
9.
Осипович Валентин
3
3
3
2
4
2
3
3
4
2
3
32
2,9
С
10.
Плотонова Ольга
4
5
4
3
4
4
4
4
4
4
3
43
3,9
Х
11.
Придеина Виктория
4
5
4
3
4
5
5
4
5
5
4
48
4,4
Х
12.
Савицкий Максим
3
4
4
2
4
2
2
3
3
2
2
31
2,8
Н
13.
Саленко Алексей
3
3
2
2
3
3
3
3
2
3
2
29
2,6
Н
14.
Сапп Юлия
4
5
3
3
4
4
4
4
3
3
2
39
3,5
С
15.
Ситникова Оксана
4
5
4
3
4
5
4
4
4
4
3
44
4,0
Х
16.
Худоба Максим
4
4
4
2
4
4
4
4
5
3
3
41
3,7
С
17.
Эллер Людмила
5
5
5
5
5
4
3
4
4
4
4
48
4,4
Х
ИТОГО
3,8
4,4
4,1
2,9
3,9
3,9
3,8
3,8
3,8
3,5
3,0
697
3,7
С
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Методика
определения мотивов участия ребят в социально – значимом проекте
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
10
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Ключ (баллы подсчитываются по столбикам):
1. Приобретение полезных социальных и практических навыков.
2. Общественное признание, чувство социальной значимости.
3. Самореализация личностного потенциала.
4. Профессиональное ориентирование.
5. Самовыражение и самоопределение.
6. Возможность общения, взаимодействие с единомышленниками.
7. Организация свободного времени.
Способность выразить гражданскую позицию.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия.
Выполнение общественного и религиозного долга.
Оцените в баллах от 1 до 9 соответствие мотивам вашего выбора:
Иметь возможность для развития полезных умений и навыков.
Быть причастным к полезному делу.
Принести пользу людям.
Получение представлений о различных видах профессиональной деятельности.
Хотел проявить себя и понять, на что он способен.
Возможность участвовать в совместной деятельности.
Возможность организовать личное время с пользой для себя и людей.
Возможность проявить личную позицию.
Приобретение опыта взаимодействия с другими людьми.
Выполнить свой общественный или религиозный долг.
Получить опыт практической деятельности.
Заниматься социально-значимой деятельностью.
Иметь возможность развиваться как личность.
Попробовать себя в профессиональной деятельности.
Найти свою дорогу в жизни.
Общение с единомышленниками.
Возможность направить свою энергию в полезное русло.
Способность сделать гражданский выбор.
Приобретение организационных навыков.
Следование должному.
Приобретение опыта социально-значимой деятельности.
Быть способным выполнить общественное поручение.
Проявить себя с пользой для общества и самого себя.
Получить подготовку, необходимую для моего дальнейшего профессионального развития.
Заявить о моих убеждениях.
Возможность найти друзей и единомышленников.
Найти занятие по душе.
Ответственность за происходящее в социуме.
Опыт самостоятельной деятельности.
Следование личным и общественным обязательствам.
Освоить полезные навыки.
Решать социально-значимые проблемы.
Послужить людям данными мне возможностями.
Получить первичный профессиональный опыт.
Проявить себя с наилучшей стороны.
Возможность находиться в коллективе.
Полезное времяпрепровождение.
Отстаивание собственное мнение.
Навыки руководства другими людьми.
Чувство долга.
Приобрести полезные в жизни навыки и умения.
Реализовать социальную ответственность.
Из чувства любви к людям.
Получить профессиональные навыки в различных социально значимых видах деятельности.
Лучше понять собственные интересы и потребности.
Испытать чувства сплочённости и единства с другими людьми.
Возможность отвлечься от дурных мыслей и настроения.
Форма участия в общественной жизни.
Развитие личной ответственности.
Понимание личной ответственности.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
№
п/п
ФИО
№
мотива
Мотив
1.
Балыменко
Юрий Васильевич
1/41
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
2.
Бодренко
Мария Александровна
3/43
Самореализация личностного потенциала.
.
3.
Гладких
Наталья Сергеевна
1/39
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
4.
Друзина
Зинаида Александровна
6,7/
43
Возможность общения,
организация свободного времени.
5.
Кривцова
Анастасия Сергеевна
4/28
Профессиональное ориентирование.
6.
Матухно
Кристина Валерьевна
3/38
Самореализация личностного потенциала.
7.
Орлова
Анна Андреевна
9/31
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия.
8.
Осипович
Валентин Андреевич
8/20
Способность выразить гражданскую позицию.
9.
Плотонова
Ольга Александровна
2/42
Общественное признание, чувство социальной значимости.
10.
Придеина
Виктория Андреевна
3/33
Самореализация личностного потенциала.
11.
Савицкий
Максим Сергеевич
5/25
Самовыражение и самоопределение.
12.
Саленко
Алексей Викторович
5/28
Самовыражение и самоопределение.
13.
Сапп
Юлия Леонидовна
-
___________________________________
14.
Ситникова
Оксана Владимировна
4/43
Профессиональное ориентирование.
15.
Худоба
Максим Иванович
1/44
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
16.
Эллер
Людмила Владимировна
1/32
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
17.
Луговкина
Яна Валерьевна
6/31
Возможность общения, взаимодействие с единомышленниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ III.
Решение собрания:
Утвердить формат газеты «Школьница»
Главный редактор должен:
1. Активизировать работу корреспондентов;
2. Контролировать сбор и содержание материала;
3. Обеспечить выпуск, тиражирование и распространение газеты.
Корреспонденты обязаны:
Работать по алгоритму проектной деятельности корреспондента:
1. Определение потребности в данной теме;
2. Исследование существующих условий (объектов);
3. Обозначение требований к данной тематике;
4. Выработка первоначальных идей;
5. Анализ идей;
6. Выбор одной;
7. Планирование;
8. Изготовление (сбор материала, его обработка, печать страницы);
9. Оценка (рефлексия).
1. 2.
3.4.
5.6.
7. 8.
9.10.
11.12.
13.14.
15.16.
17.18.
19.20.
21.22.
Деятельностная
.
«колючий ёжик»,
15