Тема по самообразованию «Основы религиозных культур и светской этики – требование времени»
«Основы религиозных культур и светской этики – требование времени»
Ребенок 21 века находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействует информация, получаемая благодаря интернету, телевидению, кино, компьютерным играм. Воспитательное и социализирующее воздействие от этих и других источников бывает не всегда позитивным, и нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Экологические катастрофы, влекущие за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, наркомания, алкоголизм. Прослушав в прошлом году курсы при МГУ о детской зависимости и выступления начальника управления г. Москвы по борьбе с этим явлением, была потрясена: граница детского алкоголизма и наркомании сегодня приходится на 5 и 9 лет соответственно.
Следствием всего выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Можно сделать вывод, что на сегодня в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Поэтому проблема нравственного воспитания сегодня является очень актуальной и курс ОРКСЭ, в содержании которого заложено духовно-нравственное образование и воспитание наших детей – требование времени.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности ставились в обществе с давних пор. Основы нравственности утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский. Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
В первые годы Советской власти Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.М.Горький выступили против морализирования в воспитании детей, за обогащение духовного мира детей. Н.К.Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребёнка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.
Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересом других. Никогда не станет настоящим человеком и гражданином тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости.
Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:1. любви к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа;2. чувства сотрудничества с народами других стран и национальностей, солидарности с борющимися за независимость, социальную справедливость и свободу, неприязни к расизму и национализму;3. отношения к труду как к важнейшей нравственной ценности;4. коллективизма, товарищеской взаимопомощи, уважения между людьми, сочетания личных, коллективных и общественных интересов;5. гуманизма по отношению к людям: родителям, родственникам, детям, к природе, сочувствия к слабым и немощным, к больным и нуждающимся в помощи, непримиримости к антигуманным поступкам;6. отношения к самому себе, к своим личным нравственным качествам: честности и правдивости, простоте и скромности в частной и общественной жизни, нравственной чистоты в семейных отношениях, непримиримости к стяжательству, эгоизму, карьеризму.
Итак, в содержание нравственного воспитания включается отношение к своей Родине, народам других стран и национальностей, к труду и собственности, результатам труда, к природе и окружающей среде, а также к своей личности.
В августе 2009 года по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разработан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Родители школьников могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. На сегодняшний день прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4 классов.
В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан для проведения 1 раз в неделю в 4 классах.
Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.
Курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России. Замечательно, что такой курс появился в школе.
Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а дополняют друг друга. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
В возрастной период с 10 до 12 лет ребёнок становится младшим подростком. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемые из различных источников. И очень важно в этот период введение уроков ОРКСЭ, которые вырабатывают иммунитет духовной нравственности.
В нашей школе с 2006 года введен курс «Истоки» для учеников с 1 по 4 классы, главной целью которого является воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие. «Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ, Книга, которые дают представление о Мире. От Родного очага, согретого солнечным теплом родных и близких людей, дома, семьи, Истоковской школы путь детей продолжается к красотам родного края, полю, лесу, мудрым сказкам Пушкина и былинным богатырям. Постепенно детям открываются Святыни России – Герб с изображением святого Георгия Победоносца, Флаг, Гимн, в котором раскрывается образ Отечества. … Приобщаясь от занятия к занятию к лучшим образцам русской классики и народной поэзии, дети учатся внимательно и уважительно относится к Слову, приобретают ясные ориентиры, помогающие противостоять агрессии массовой культуры» (2, стр.5-9). Уроки проводятся 1 раз в неделю и каждый месяц занятие с участием родителей. У родителей формируется активная педагогическая позиция, происходит взаимопроникновение Семьи и Школы.
Курс «Истоки» направлен также на духовно-нравственное развитие детей. И очень важно для моих сегодняшних четвероклассников, что курс ОРКСЭ явится продолжением их духовно-нравственного образования.
Заключение.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно сегодняшнее время. И, как правило, дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Каким будет наш завтрашний день зависит от того какие духовно-нравственные ценности усвоят наши дети, призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения?
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.
Откуда сегодня могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах?
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. И мне верится, что курс ОРКСЭ поможет справиться с этой задачей, так как призван стать единой учебно-воспитательной системой, соединяющей в себе духовное, гражданское, патриотическое, толерантное, экологическое воспитание.
Используемая литература:
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999.2. Истоковедение. Том 8. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007.-344 с.