Урок история Казахстана Наука и литература 10 класс
История Казахстана 10 «Б» класс
Тема: Наука и литература
Цель: Формирование знаний об ученых IX-XII веков, живших на территории Казахстана, знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых.
Задачи: 1. Ознакомить учащихся с развитием образования и научных знаний в Казахстане.
2. Способствовать развитию логическому мышлению, научить делать сравнительный анализ.
3. Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни.
Тип урока: Объяснение нового материала
Оборудование: Интерактивная доска
Ход урока: 1. Орг. момент. Создание коллаборативной ситуации – круг радости (эмоциональный настрой). - 4 мин.
2. Деление на группы по трем признакам урока, 3 группы. -3 мин. (раздаются критерии оценивания), выбирается тайм-спикер.
3. Введение в новую тему: Актуализация знаний: -3-4 мин.
1. Какие доисламские верования вы знаете?
2. На каком языке были написаны произведения в VI-IX века?
3. Какая религия распространилась в Казахстане во II половине XIII-XIV веков?
4. Как распространение ислама повлияло на изменения в культуре?
Таким образом, какова будет тема и цель нашего урока? - 1 слайд
Нам известны имена многих ученых – уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби.
1. Задание для групп: Самостоятельно прочитать жизнедеятельность Аль-Фараби, используя стратегию «Микрофон», каждая группа задает друг другу по 5 вопросов- 5-7 мин. – 2 слайд
Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двоих знаменитых ученых того времени. Но особое место в этом списке по праву принадлежит лингвисту и географу Махмуду Кашгарию
2. Задание: Необходимо ознакомится и составить кластер про Махмуда Кашгари, обмениваются с кластерами, вводят дополнения, ставят формативную оценку, комментируя, возвращают назад. – 8-9 мин. – 3 слайд
3. Задание: Используя стратегию чтение с пометками, выявить схожесть и отличия Махмуда Кашгари и Юсуфа Баласагуни: + схожесть, - отличия. 6-7 мин. – 4 слайд.
Закрепление материала: 6 мин. Тестовые задания: 5 слайд.
1.В городе Весидж родился ученый А) Искак аль-Фараби В)Жаухари аль-Фараби С)Абу Насыр аль-Фараби Д)Ахмад аль-Фараби
2. Труд «Диуани луга тат-тюрк» написал А) Аль-Фараби В) Махмуд Кашгари С) Юсуф Баласагуни Д) Ахмед Иугнеки
3. Кто автор поэмы «Кутадгу билик»? А) Махмуд Кашгари В)Коркут С)Аль-Фараби
Д)Ахмед Йасауи
4.Огромный вклад в историю языкознания внес ученый 11 века А) Аль-Фараби В) Махмуд Кашгари С) Юсуф Баласагуни Д) Ахмед Иугнеки
5.Кому подарил свой научный труд Юсуф Баласагуни, за что каган присвоил титул «главный везир»? А) Сулейману Арслану В)Сулу кагану С)Ушлик кагану
6. Абу Насыр аль Фараби был назван «вторым учителем» после: А)Геродота В)Сократа С)Аристотеля Д)Платона
6 слайд. Ключ к тестам. Проверка
7 слайд. Критерии оценивания
Рефлексия
Домашнее задание: прочитать и пересказ параграф 24