Контрольная работа по теме Научное познание ОБЩ 10 класс 
Контрольная работа по теме: «Научное познание»  10 класса.           Вариант 1.         Часть А.                
1.Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека  называется :
а) истина;            б) сознание;             в) мнение;           г) познание.
2. Полное, исчерпывающее знание называется:
а) относительной истиной;      б) абсолютной истиной;      в) объективной истиной;           г) теорией.
3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания.
а) верно только А;         б) верно только  Б;       в) верно А и Б;             г) оба суждения неверны.
4. Основной метод философского познания является:
а) научное исследование;              б) религия;           в) искусство;            г) теоретическое мышление.
5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог «Государство», автором которого является:                           а) Гомер;      б) Платон;       в) Аристотель;        г) Геродот.
6.Верны ли суждения о познании:
А.  Это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Б. Ложные знания являются издержками процесса познания.
а) верно только А;          б) верно только  Б;              в) верно А и Б;            г) оба суждения неверны.
7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:
а) дает истинные знания о предмете;                     б) опирается на ощущения;  
в) расширяет представления о мире;                      г) использует логические умозаключения.
8. Вставь слово, пропущенное в схеме «Формы рационального познания»:        
а) понятия;             б)  _____________;         в) умозаключения.
9. Верны ли суждения об истине:
А. Существуют вечные, неизменные истины
Б. Основным критерием истинности является практика
а) верно только А;            б) верно только  Б;           в) верно А и Б;              г) оба суждения неверны.
10. Верны ли суждения о неорганической модернизации:
А. Такая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени — с политики. 
Б.  Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции.
а) верно только А;           б) верно только  Б;            в) верно А и Б;               г) оба суждения неверны.
11. Термин «четвертый мир» характеризует группу стран:
а) Западной Европы, Северной Америки, Японии;   
б) Латинской Америки и Африки;               в) Бразилия, Болгария, Польша и др.
12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих строение общества?
а) история;   б ) экономика;   в) социология;   г) антропология.
Часть В       1. Установите соответствие:
Положение Вид познания
1.общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность А) научное
2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная Б) обыденное
3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны В) художественное
4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений 2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания».    Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
3. Установите соответствие видов знания и их характеристик.
ВИДЫ ЗНАНИЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А. повседневный опыт
Б. теоретические знания
В. народная мудрость
Г. искусство 1. обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок
2. законы, принципы, понятия, теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему
3.побочный продукт практической деятельности или ученичества у мастера, наставника, умельца
4. отражение действительности в художественных образах
                                    Ответ:
А Б В Г
4. Запишите слово, пропущенное в схеме.
88138021590Понимание истины как процесса включает в себя:
00Понимание истины как процесса включает в себя:
3040380508000322135514605007670801460500
24955518415конкретность
00конкретность
433578029210относительность
00относительность
224980519685………
00………
Ответ: __________________________
Часть С
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина» (определение)? 
       Составьте 2 предложения: 
одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;
одно предложение, раскрывающее взаимосвязь 
абсолютной и относительной истины.
Контрольная работа по теме: «Научное познание».   10 класса.          Вариант 2.      Часть А.
1.Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется : 
а) истина;             б) сознание;              в) мнение;           г) познание.
2.  Полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть, называется:
а) относительной истиной;      б) абсолютной истиной;     в) объективной истиной;      г) теорией.
3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
а) верно только А;     б) верно только  Б;        в) верно А и Б;       г) оба суждения неверны.
4.Высшей формой теоретического познания является: 
А) философия;       б) религия;       в) искусство;      г) обществознание.
5. Первым трактатом по экономике считается «Исследование о природе и причинах богатства народов», автором которого является:
а) Джон Локк;    б) Адам Смит;      в) Аристотель;     г) Платон.
6. Верны ли суждения о познании:
А.Цель познания - приобретение любых знаний об окружающем мире
Б.Ложные знания являются издержками процесса познания
 а) верно только А;   б) верно только  Б;  в) верно А и Б;    г) оба суждения неверны.
7. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:
а) непосредственное восприятие предмета;          б) систематизация информации;
в) классификация полученных данных;                 г) формирование понятий.
8.Вставь слово, пропущенное в схеме «Формы чувственного познания»:
 а) ощущение;        б) _____________________;     в) представление
9. Верны ли суждения о дедукции:
А. Дедуктивный метод является основным методом построения и обоснования научных теорий.
Б.Это логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.
а) верно только А;    б) верно только  Б;  в) верно А и Б;    г) оба суждения неверны.
10. Верны ли суждения об органической модернизации:
А. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.
Б.  Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции.
а) верно только А;    б) верно только  Б;  в) верно А и Б;    г) оба суждения неверны.
11. Термин «третий мир» характеризует группу стран:
а) Западной Европы, Северной Америки, Японии;        б) Латинской Америки и Африки;
в) Бразилия, Болгария,Польша и др.
12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?
а) философская антропология;    б ) экономика;    в) социология;       г) социальная психология.
Часть В                               1.Установите соответствие:
Метод научного познания Уровень научного познания
А) эксперимент 1.Теоретический
Б) математическое моделирование В) наблюдение  2.Эмпирический
Г) анализ  
2.Ниже приведён перечень терминов.  Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание».          Закономерность, примета, объективность, синтез, исследование.
Найдите и зачеркните термин, «выпадающий» из общего ряда.
3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью.
СУЩНОСТЬ ФОРМ ПОЗНАНИЯ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов.
Б. образ объекта познания, запечатленный в памяти.
В. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.
Г. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств. 1.представление
2. понятие
3. суждение
4. восприятие
                                                            Ответ:
А Б В Г
4. Вставьте слово, пропущенное в схеме.485775731520…………
00…………
2371725731520суждение
00суждение
4238625731520умозаключение
00умозаключение
1616075636905003295650636905003190875607695001409700160655Формы рационального познания
00Формы рационального познания
Ответ: ________________________
Часть С.
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание» (определение)?
 Составьте 2 предложения, которые содержат информацию о познании.
Ключи по теме «Научное познание»  10 класс     
Ответы к тесту: часть А    Вариант 1.1-а 2-б 3-в 4-г 5-б
6-в 7-г 8-суждение 9-в 10-а
11-б 12-г Часть В
1. 1-в;  2-б;   3-а;   4-а.
2. гипотеза
3. 3214
4.абсолютность
Часть С
1. Истина - достоверное знание, соответствующее предмету познания.1) Абсолютная истина - раз и навсегда установленное знание, соответствующее предмету познания.2) С течением времени относительная истина может стать абсолютной с помощью теорий, доказательств.
Истина - это содержание знания, которое правильно откроет действительность. Различаются абсолют нулю и отрицательную истину. Все знания, которыми обладает человечество можно отнести к относительной истине. 
Ответы к тесту: часть А  Вариант 2
1-г 2-б 3-а 4-а 5-б
6-в 7-а 8-восприятие 9-а 10-в
11-в 12-б    
Часть В
1. 1- б, г           2- а,в2. примета
3. 2134
4. понятие
Часть С.
Познание - это процесс приобретения новых знаний.1) Познание бывает научное, социальное и самопознание. 2) Научное познание подразделяется на эмпирический и теоретический уровни1) Ученые выделяют следующие виды познания:- Научное- Чувственное- Ненаучное 2) Достичь познания можно несколькими способами:Рациональным познанием - оно основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.Чувственным познанием - оно опирается на образы, возникшие в сознании человека,5 основных чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.