Организация и содержание работы практического психолога в системе коррекционно-развивающего обучения.
Организация и содержание работы педагога-психолога в системе КРО
Общая характеристика деятельности педагога-психолога в школе.
Основные принципы деятельности педагога-психолога в системе КРО.
Организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в системе КРО.
Организация взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса (педагогами и родителями).
Общая характеристика деятельности педагога-психолога в школе.
Характеристика направлений деятельности педагога-психолога
Направления деятельности
Содержание направления
1. Психологическое просвещение
Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
2. Психологическая профилактика
Проведение психологом постоянной работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.
3. Психологическое консультирование
Помощь психолога при решении тех проблем, с которыми педагоги, учащиеся и родители приходят к нему сами, по рекомендации либо по просьбе самого психолога.
4. Психодиагностика
Углубленное обследование психического развития ребенка, результаты которого дают основание для заключения о необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы и об эффективности предшествующей психопрофилактической, психоконсультационной и психокоррекционной работы.
5. Психокоррекция
Устранение нарушений в психическом и личностном развитии.
Отсюда педагог-психолог реализует следующие функции:
консультативная;
развивающая;
коррекционную;
диагностико-аналитическую;
экспертно-консультационную;
учебно-воспитательную;
профилактическую;
культурно-просветительскую;
организационно-методическую.
Регламентация службы практичекой психологии определена Приказом №636 от 22 ноября 1999 г.
Инструктивное письмо МО РФ №29/18886-6 от 24 декабря 2001 г. разъясняет положение об использовании рабочего времени психолога образовательного учреждения.
Распределение нагрузки педагога-психолога
№
Вид деятельности
Кол-во чч.
1
Индивидуальная и групповая профилактическая, диагностическая, консультативная, коррекционная, развивающая, учебная, просветительская работа с обучающимися и воспитанниками
18 часов
2
Экспертная и консультационная работа с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения, воспитания детей в образовательном учреждении.
3
Участие в ПМПк образовательного учреждения.
4
Подготовка к индивидуальной и групповой работе с учащимися и воспитанниками.
18 часов
5
Обработка, анализ и обобщение полученных результатов.
6
Подготовка к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями учащихся, воспитанников.
7
Организационно-методическая деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
Основные принципы деятельности педагога-психолога в системе КРО.
Соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования и при выборе индивидуального образовательного маршрута.
Комплексное изучение как результат индивидуального обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия.
Системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции.
Целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.
Структурно-динамическое (по Л.С. Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития.
Координированность коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов.
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
При составлении программы коррекционной работы ставятся следующие задачи:
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в системе КРО. Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной). Это отражено в учебном плане освоения основной образовательной программы.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает в себя следующее:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает в себя следующее:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательной деятельности;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, отбора и адаптации содержания предметных программ;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательной деятельности – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как правило, коррекционно-развивающая работа психолога предполагает работу в индивидуальной форме, подгрупповой (по 2-4 человека) и фронтальной (6-8 человек). Одними из основных задач психокоррекции на первых этапах является развитие регуляторных функций и формирование учебной мотивации, познавательного интереса к учению.
Так, программа по формированию саморегуляции предполагает выполнение следующих требований:
а) привлечение внимания детей к собственной регуляции как к деятельности, формирование интереса к ней – занимательное построение занятий, стимулирование эмоций радости от достижений;
б) использование системы упражнений для выработки умений саморегуляции («Муха», «Лабиринт» и др.);
в) определение содержания психолого-педагогического воздействия и его продолжительности.
Коррекционно-развивающая работа психолога строится на основе определения актуального развития и зоны ближайшего развития. Как первичные формы организации занятий используются подвижные и дидактические игры, продуктивные виды деятельности (поскольку вызывают интерес детей).
Работа над формированием саморегуляции ведется в нескольких направлениях:
формирование умения ставить и удерживать цель деятельности;
формирование умения планировать деятельность;
формирование умения определять и сохранять способ действий;
формирование умения использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
формирование умения осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности.
Коррекционно-развивающая работа состоит из подготовительного и основного цикла, в свою очередь основной цикл предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические задачи.
Организация взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса.
Взаимодействие психолога с педагогами и родителями осуществляется через систему психологического просвещения.
Основными задачами психологического просвещения педагогов является раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах работы. К формам психологического просвещения относится: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР, педагогические консилиумы, тематические круглые столы, индивидуальные консультации и др.
Помощь психолога педагогам может осуществляться в виде рекомендаций. Например рекомендации учителям классов КРО по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми учебных заданий:
давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями учащегося;
учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность (врабатываемость);
изменять тактику руководства деятельностью ребенка при утомлении, пресыщении;
не предъявлять для выполнения ребенку сразу более одного задания, при выполнении сложного задания предлагать его в виде последовательных частей, периодически контролировать ход работы над каждой его частью, внося необходимые коррективы;
использовать групповые формы работы на уроке, при которых каждый ученик делает посильную часть задания, выполнение которой ведет к общему результату;
устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением и т.д.
Форма и содержание работы психолога с родителями учащихся классов КРО определяются степенью их готовности к сотрудничеству, активности участию в образовательном процессе.
На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование, которое состоит из нескольких этапов:
установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества;
проводится по итогам всестороннего обследования ребенка – психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему нужны, к каким специалистам нужно обратиться, как заниматься в домашних условиях, на что обратить особое внимание и др.
на этапе коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
Работа с родителями в групповой форме осуществляется на тематических консультациях, семинарах-практикумах, собраний с просмотром фрагментов занятий с детьми и др.
Примеры рекомендаций психолога родителям:
В отношениях с ребенком поддерживать позитивную модель: хвалить его в каждом случае, когда он заслужил, подчеркивать даже незначительные успехи;
Ребенок должен чувствовать помощь и поддержку, преодолевайте вместе возникающие трудности;
Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему вы это делаете;
Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте вместе с ребенком его успехи в школе и дома. Примерные графы дневника: а) выполнение домашних обязанностей; учеба в школе; в) выполнение домашних заданий.
И др.
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 115