Нетрадиционный урок как средство формирования интереса у предмету Музыка
Нетрадиционный урок – как средство формирования интереса к предмету «Музыка».
Изменения, которые претерпела отечественная школа в последнее время, со всей очевидностью говорят о том, что школе нужны инновационные технологии. Сегодня на смену традиционному уроку приходит инновационный урок, имеющий в своей основе новые, оригинальные, творчески привнесённые учителем изменения в содержаниях, методах ,средствах, формах организации занятий.
Важнейшая проблема, волнующая сегодня учителей- повышение эффективности
урока. Ведущему педагогу-музыканту Д.Б.Кабалевскому принадлежат слова:
«Пусть учитель будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения урока». Когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта», говорил Ш.А.Амонашвили. Конечно ,урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но всё же вкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, творчеству.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность, познавательную активность, внимание учащихся вызвать и удержать интерес к предмету; создать благоприятные условия для многоуровневого творческого самовыражения учащихся; формировать эмоциональную отзывчивость на более высоком уровне, воспитывать эстетически развитую, духовно богатую личность средствами музыкальной культуры.
Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Задача становления личности ребёнка является важной для любого государства. Особенно важно это для нашего общества в период формирования социального опыта у детей и подростков. От того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Направление гуманизации образования, выдвинутое психологами, предполагает большое внимание развитию творческих способностей учащихся, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Это в большей степени касается и музыкального воспитания школьников.
Появившиеся в последние годы новые программы по предмету «Музыка», множество исследований по вопросам музыкальной педагогики и методики музыкального воспитания открывают широкие возможности применения различного рода инновационных технологий и экспериментальных методик в повседневной деятельности.
С целью формирования у учащихся интереса к учебному процессу в настоящее время широкое применение получила система нетрадиционных уроков, позволяющая учителю глубоко применять нестандартные формы и методы работы
на уроке, вызывая у учащихся живой интерес, побуждая их к творчеству. Необычные по замыслу, организации, методам и формам проведения, такие уроки нравятся учащимся больше, чем обычные, стандартные. Духовно-нравственная, эстетическая бедность подрастающего поколения, необходимость развития музыкального мышления и интеллекта побуждают учителя в настоящее время использовать в своей работе нестандартные методы, приёмы, проводить нетрадиционные уроки.
Интересные уроки музыки - это не развлекательные занятия и, конечно же, не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают у учащихся разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний; заставляют что-то по своему продумать, прочувствовать, пережить, усвоить, созидать, творить. В современное время на общеобразовательную школу, особенно в сельской местности ложится сложная задача по воспитанию подрастающего поколения.
Поэтому очень важно, чтобы школьная жизнь была пропитана атмосферой музыки, а интерес к ней не ослабел ни на один день. Если учителю удастся вызвать и поддерживать интерес в течение нужного времени – необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Нетрадиционный урок в корне отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения.
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Существует несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:
Урок- соревнование 13. Урок- концерт
Урок типа КВН 14. Урок- ролевая игра
Театрализованный урок 15. Урок- семинар
Компьютерный урок 16. Интегрированный урок
Урок взаимообучения учащихся 17. Урок- поход
Урок творчества 18. Урок- диспут
Урок аукцион 19. Урок –путешествие во времени
Урок, который ведут учащиеся 20. Урок –игра «поле чудес»
Урок- творческий отчёт 21. Урок- посиделки
Урок- конкурс 22. Урок открытых мыслей
Урок –игра 23. Урок- обобщение и т.д.
Подготовка нетрадиционного урока –это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных условиях обеспечивает наилучший конечный результат. В подготовке выделяются три момента: диагностики, прогнозирования, проектирования. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения нетрадиционного урока, необходимо определиться с выбором форм, методов работы на уроке, подобрать материал, просчитать все этапы урока, спланировать моменты затруднений, неожиданностей учесть все факторы и обстоятельства, от которых зависит эффективность занятия.
В создании нетрадиционного урока важную роль играет режиссура, которая должна исходить из исходного образа-замысла конкретного урока.
Важная задача учителя при подготовке нетрадиционного урока – разработать драматургию урока. Решая эту задачу, необходимо помнить о таких важных составляющих, как образность, содержательность урока ,соответствие законам выбранного типа нетрадиционного урока, ассоциативность, оптимальное распределении времени между элементами занятия, прогнозирование эмоциональной и интеллектуальной составляющих урока.
У нетрадиционного урока есть своего рода завязка проблемы, её решение – кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и наконец ,развязка, где подводятся итоги.
Важнейшую роль в проведении занятия играет атмосфера урока, которая также должна соответствовать типу, образам, драматургии, содержанию нетрадиционного урока.
Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации ,методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Этим объясняется актуальность применения нетрадиционных уроков в современной школе, как одно из направлений инновационной педагогики.
Нетрадиционный урок эффективно сказывается на повышении качества знаний учащихся по предмету, позволяет гибко сочетать и обеспечивать решение обучающих, воспитательных и развивающих задач, повышает уровень интеллектуального мышления школьников, роль самостоятельной работы, самооценку личности; её творческого развития, является мощным средством демократизации обучения, формирует интерес к предмету на более высоком качественном уровне.
Доклад.
нетрадиционный урок – как средство формирования интереса
к предмету «Музыка».
Крепковская С.А.
Учитель музыки
Новомихайловской с.ш.