Конспект урока ОБЖ «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».
Конспект урока ОБЖ
«Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».
8 класс
Учитель ОБЖ
Хугаев Нодар ШаликоевичТема: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Комбинированный.
Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о загрязнении окружающей природной среды, причинах их возникновения и возможных последствиях для здоровья человека.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания о факторах загрязнения окружающей среды.
Познакомить с причинами их возникновения и возможных последствиях для здоровья человека.
Развивающие:
Развить навыки ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью.
Развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;
Развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций.
Воспитательные:
Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
Повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности;
Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карта.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний, формулировка темы урока.
Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
5.Применение новых знаний.
6.Динамическая пауза.
7.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
6.Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.
9.Рефлексия деятельности.
10.Контроль процесса и результата учебной деятельности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие, фиксация отсутствующих.
2.Проверка домашнего задания.
Учащиеся были разделены на группы, и каждой группе было дано задание:
1 группа подготовила сообщение и иллюстрации на тему 10 самых загрязненных городов мира. Слайд 2.
2 группа подготовила сообщение и иллюстрации на тему 10 самых загрязненных городов России. Слайд 3.
3.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.
Просмотр иллюстраций и прослушивание сообщений домашнего задания.
Учитель: Почему эти города являются самыми загрязненными?
Ученики: Большое количество разнообразных выбросов из огромного количества предприятий.
Учитель: А как вы думаете, влияет ли на здоровье жизнь в этих городах?
Ученики: Думаем, что, да, так как на многих иллюстрациях люди пытаются защитить органы дыхания масками.
Учитель: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученики: Изучить факторы загрязнения окружающей среды и их последствия для здоровья человека. Слайд 4.
4. Изучение нового материала.
Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва — все это необходимо людям для полноценного и здорового существования. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Все это представляет угрозу для здоровья человека.Слайд5.
Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.
Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.
В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека. Слайд 6,7,8.
Рассмотрим виды загрязнения. Слайд 9.
Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека. Слайд 10.
5.Применение новых знаний.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Учитель: Класс делится на 3 группы.
Первая группа - жители самого загрязненного города мира Линьфэнь, по версии института Блэксмита. Слайд 13.
Вторая группа - жители соседнего города с Вологдой, Череповца, находящегося на 4 месте самых загрязненных городов России, по версии Федеральной службы государственной статистики. Слайд 12.
Третья группа - жители Вологды. Слайд 11.
Задача всех групп, используя интернет – ресурсы и информационные таблицы, найти данные, что является источниками загрязнения в данных городах, какие вещества, выбрасываются в воздух, воду, почву и как это влияет на здоровье человека. Необходимо заполнить таблицу и попытаться найти пути выхода из создавшейся ситуации.
Ученики заполняют таблицу ( см.приложение 1):
6.Динамическая пауза.
7.Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.
Выступают представители каждой из групп, подводят итог своей деятельности. Результаты заносятся в таблицу. В тетрадях учащихся и на доске выписываются основные понятия. Слайд 14.
9.Рефлексия деятельности.
Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.
10.Контроль процесса и результата учебной деятельности.
Учащимся предлагается с помощью карточек самостоятельно оценить собственную деятельность на уроке. Прокомментировать оценку при необходимости.
Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор: Слайд 15.
1.Придумать, как каждый из нас может помочь своему городу стать чище.
2.Найти альтернативные пути решения проблемы загрязнения окружающей среды.
Ссылки на используемые источники:
1.10 самых загрязненных городов мира
http://www.infoniac.ru/news/10-samyh-zagryaznennyh-gorodov-mira.html
2. ПДК в воздухе http://www.docload.ru/Basesdoc/5/5944/index.htm
3.Нормирование и регулирование качества воды
http://biofile.ru/geo/24217.html
4.Нормирование загрязняющих веществ в почве
http://studopedia.net/9_37839_normirovanie-zagryaznyayushchih-veshchestv-v-pochve.html
5. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E3%F0%FF%E7%ED%E5%ED%E8%E5