Конспект урока по ОБЖ Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (10 кл, школа-интернат II вида)
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ Экология и безопасность.
КОНСПЕКТ УРОКА
«Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»
Подготовила учитель ОБЖ
МКС(К)ОУ школа-интернат № 65
Окунева Надежда Николаевна, педагог высшей квалификационной категории.
Нижний Новгород - 2013
Цели и задачи:
Дать представление о загрязнении атмосферы, вод, почв в результате жизнедеятельности человека и последствиях загрязнения для здоровья, используя межпредметные связи;
Развивать умение выявлять причинно-следственные связи между загрязнением и состоянием здоровья, расширяя активный речевой словарь путем закрепления новых и отработки труднопроизносимых терминов;
Формировать устойчивое убеждение в необходимости сохранять окружающую природную среду и воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка
Электронная презентация
План пришкольной территории
Образцы химических веществ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся (предполагаемые ответы)
Организационный момент.
- Кто сегодня дежурный?
Все ребята готовы к уроку?
-Что мы делали на прошлых занятиях по ОБЖ?
-Какие важные выводы мы сделали?
-Сегодня дежурная?
- Мы изучали правила безопасности в различных ситуациях
- Человек несет ответственность за все, что с ним происходит.
Основная часть урока
Мотивационный момент
Что самое важное для человека? Он должен беречь себя, беречь свое здоровье. Почему?
Надо заботиться об этом сейчас. Это особенно важно для девочек. Догадались, почему?
Повтори все, Аня.
Что нужно каждому живому организму для жизни?
Если нет вокруг чистого воздуха, воды и почвы, возникает опасность для человека. Какая?
Сегодня будем говорить о том, как человек своим легкомысленным отношением к природе может нанести вред (как по-другому) своему здоровью.
Вы хотите болеть, бояться за свое здоровье, жить в опасном для здоровья мире?
Тогда будем учиться правильно относиться к природе и бороться с загрязнениями.
Послушайте тему урока «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»
-Откройте тетради и запишите тему урока.
Прочитайте трудные слова, которые пригодятся нам при изучении темы:
Речевая зарядка
ЗА - ЗНЕ- ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕ – Н – Е
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ЖА- УЖА ДА
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
БОРОТЬСЯ С ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ
ОДНЫ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ЭДНЫ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИВОДЯТ К ЗАБОЛЕВАНИЯМ, ОПАСНЫМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Рассказ учителя с иллюстрацией (электронная презентация)
Ответьте на вопрос: Что надо человеку, чтобы жить? Все это называется - потребности.
, назови потребности человека?
Откуда человек берет все, что нужно для жизни?
Перечислите, что человек берет из природы?
Все это мы называем природными ресурсами.
, сделай вывод, что мы называем природными ресурсами?
Человек использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, чтобы было тепло, продукты питания, одежду, средства передвижения. Зачем?
Хозяйственной деятельностью называется производство нужных продуктов.
Какие части (сферы) хозяйственной деятельности вы знаете?
Посмотрите на слайд. Ученые выяснили, что когда человек использует природные ресурсы (100%) он возвращает в природу 98% ресурсов в природу в виде отходов.
Что такое отходы? (как сказать по-другому)
Приведите примеры.
Эти отходы (выбросы) вредно влияют на здоровье человека, на окружающую природу. Они загрязняют оболочки Земли. Какие оболочки вы знаете? Все это загрязняется отходами.
Как это происходит? Я попросила девочек подготовить сообщения по теме: «Загрязнение оболочек Земли» Давайте внимательно посмотрим на слайды, послушаем доклады и сделаем выводы.
Загрязнение атмосферы, вод и почв
А. Загрязнение атмосферы (воздуха)
Спасибо, , садись за парту
Спишите выводы в тетрадь.
Б. Что загрязняет воду? Об этом расскажет .
(прочитайте) Спишите выводы в тетрадь.
В. Какую еще оболочку Земли загрязняет человек? , расскажи, как влияют загрязнения на почву.
Спишите выводы в тетрадь.
Предельно допустимые концентрации
Значит, человек не может заниматься хозяйственной деятельностью, пользоваться транспортом, отоплением?
Государством установлены ограничения, рамки, пределы, нормы выбросов вредных веществ в окружающую среду. Это называется - предельно допустимые концентрации. (прочитайте). Запишите определение в тетрадь.
- Самое ценное для человека–это его жизнь.
- Здоровый человек хорошо себя чувствует, не болеет, хорошо работает
Девочки будут матерями, чтобы у них родились здоровые дети.
Человек должен заботиться о своем здоровье, чтобы хорошо себя чувствовать,
-Чистый воздух, вода, плодородная почва
- Возникают болезни, человек плохо себя чувствует, иметь хорошую работу, здоровых детей.
- неприятно видеть вокруг себя грязь, мусор, портится настроение, можно умереть.
- навредить
- Нет, я хочу быть здоровой, жить долго, радоваться окружающему миру.
-Одеваться, кушать, чтобы было тепло
- Из природы
- Воду, лес, нефть, газ, .
- Удовлетворить свои потребности
- Промышленность, сельское хозяйство, транспорт
- Мусор, ненужные предметы
- Пластиковые бутылки, пакеты, вредные газы, кислоты, угарный газ, химические вещества.
- Атмосфера, гидросфера, литосфера
: Воздух загрязняют электростанции, выбросы фабрик, заводов, транспорт. Вредные вещества (зола, сажа, почвенная пыль, асбест, сера, угарный газ) приводят к заболеваниям, опасным для здоровья: аллергия, астма, онкологические заболевания)
: Свалки мусора по берегам водоемов, утечка нефти, фабрики и заводы, вызывают пищевые отравления, раковые заболевания.
: Свалки мусора, химические удобрения, загрязняют почву. Человек получает вредные вещества через пищу и воду. Загрязненные продукты нарушают обмен веществ, приводят к онкологическим заболеваниям.
- Нет, мы не можем обойтись без этого
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Закрепление знаний
Ответьте на вопросы, предложенные на экране
Соотнесите вещества в пробирках с табличками, назовите заболевания, к которым приводит загрязнение этими веществами
Учащиеся в тетради отвечают на тестовые задания, сверяют правильные ответы со слайдом
Слайд 8, 9, 10
Домашнее задание
Запишите в дневники задание на дом
Повторите записи в тетради
Отметьте на карте микрорайона школы источники загрязнения и объясните свой выбор.
Запись заданий в дневник, получение шаблонов карт.
Слайд 11
Оценка работы учащихся
Качественная оценка работы
Количественная оценка работы
-Как Вы оценили мою работу на уроке
Заключительный этап урока
На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Спасибо за урок. Был звонок. Идите отдыхать на перемену.
Слайд 12
15