Конспект НОД для средней группы на тему Светофор

Тема: Наш друг светофор
Возраст: средняя группа, 4 - 5 лет.
Занятие №
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид: занятие-игра
Цель: воспитание безопасного поведения детей на улице, уточнение и расширение знаний детей о работе светофора и регулировщика.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятию, желанию знать и соблюдать правила дорожного движения;
Образовательные:
знакомить детей с назначением светофора и его сигналов;
знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД и с назначением его жестов;
Развивающие:
развивать умение ориентироваться на сигналы регулировщика;
развивать у детей внимание и произвольность;
активизировать использование в речи пространственных предлогов и наречий.
Используемые методы и приемы: создание и решение проблемной ситуации, динамические паузы, показ иллюстраций, сюрпризный момент.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
компьютерная презентация;
фланелеграф, установленный на мольберте, со схематичным изображением светофора и три разноцветных круга (красный, желтый, зеленый);
фуражка, жезл;
рули по количеству детей-мальчиков.
Раздаточные материалы:
листы с заданиями по количеству детей;
цветные карандаши по количеству детей (красный, желтый и зеленый).


Пояснительная записка к непосредственно образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения.
С каждым годом на улицах не только городов, но и деревень увеличивается количество автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач. Дошкольники утром и вечером становятся и пассажирами, и пешеходами. Поэтому они должны знать и выполнять правила пассажиров и пешеходов.
Систематическое обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Ход занятия:
№ слайда
Деятельность воспитателя
Деятельность детей


Мотивационный этап. Организационный момент.


Цель этапа: создание атмосферы психологической безопасности


- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Выше к небу потянись,
На носочки поднимись!
Протянули руки другу,
Улыбнулись все друг другу.
Дети подходят к воспитателю, встают в кружок, выполняют движения вместе с воспитателем.


Этап целеполагания, постановка задач занятия


Цель этапа: создание игровой мотивации и планирование деятельности

1
На экране Светофорчик. Воспитатель обращает внимание детей на экран.
- Ребята, что это за чудовище трехглазое?
Светофор (звуковой файл слайда)
-Правильно, ребята! Вы меня узнали, я – Светофор. Я давно за вами наблюдаю и решил, что нам уже пора познакомиться поближе. Сегодня вы все обо мне узнаете и мы с вами подружимся.



-Это же светофор!
Дети смотрят на экран и слушают голос.


Этап подготовки к усвоению нового материала


Воспитатель приглашает детей за столы
-Ребята, присядьте, пожалуйста за столы.
А вы знаете, зачем нужен светофор?
-Чтобы подавать сигналы машинам и пешеходам! (Другие ответы детей)


Операционный этап


Цель этапа: активизировать познавательную деятельность детей при помощи различных методов и приемов


Этап усвоения новых знаний

2
Светофорчик мигает на экране:
-Правильно, ребята! Посмотрите, у меня три стеклянных глаза: верхний – красный, по ним, в середине, желтый, а в самом низу – зеленый. Я стою на улицах и перекрестках, попеременно глаза закрываю-открываю – и дорогой управляю.


Дети слушают и смотрят на экран



Этап закрепления новых знаний
























3




4






5

6


7
- Ребята, посмотрите, какой красивый светофор у меня есть! (Воспитатель показывает на фланелеграфе светофор, у которого перепутаны сигналы: желтый, зеленый, красный)
- Давайте исправим ошибку!
Вызывает одного ребенка для работы с фланелеграфом.

- Молодец! А теперь, ребята, поиграем так: вы закроете глаза, а я поменяю местами кружочки у светофора. Потом я скажу, когда можно смотреть, и попрошу одного из вас снова расставить кружочки правильно.
Во время игры педагог добивается не только правильной расстановки кругов, но и устного комментирования действий с использованием пространственных наречий «сверху», «Снизу», «посередине». Игра проводится 3-4 раза.
Воспитатель обращает внимание детей на экран вопросом:
-Светофорчик, тебе понравилось, как мы играли?
На экране Светофор:
- Да, мне очень понравилось, вы очень внимательные дети! А вы знаете, что означают мои сигналы?
На экране Светофор:
-Ребята, все очень просто! Чтобы быть примерным пешеходом, нужно знать мое правило. Вы хотите его узнать и научиться правильно переходить улицу?
- Тогда запоминайте!
Выполняй закон простой
Красный свет зажегся – стой
(На экране светофор с красным сигналом)
Желтый вспыхнул – подожди
(На экране светофор с желтым сигналом)
А зеленый свет – иди!
(На экране светофор с зеленым сигналом)
- Спасибо, Светофорчик! Мы обязательно выучим твое правило, чтобы правильно переходить улицу.
Дети рассматривают светофор и замечают ошибку. (Если не замечают, то педагог обращает их внимание наводящими вопросами или жестами-подсказками)
Ребенок самостоятельно или с помощью педагога выполняет задание и правильно расставляет кружочки.
Дети закрывают глаза и по сигналу воспитателя открывают их. К фланелеграфу вызывается один ребенок, поднявший руку. Остальные дети могут советовать и обсуждать действия играющего.















Знаем!(Перечисляют) \ не знаем!









- Да!

Дети слушают и смотрят на экран


Динамическая пауза «Светофор»


-Ребята, давайте попробуем запомнить правило светофора. Выходите из-за стола!

Выполняй закон простой
Красный свет зажегся – стой

Желтый вспыхнул – подожди

А зеленый свет – иди!


Дети выходят из-за столов и встают в кружок с воспитателем и выполняют движения.
Дети хлопают
Поднять руки вверх и, топнув, опустить
Руки вперед и погрозить пальчиком
Топают на месте


Этап первичной проверки понимания нового материала






8













9









10










11
- А теперь давайте попробуем перейти улицу по сигналу светофора.
Воспитатель показывает цветные диски, соответствующие разным сигналам светофора.
На экране регулировщик с жезлом .
- Ребята, а как теперь нам перейти улицу, вместо светофора появился регулировщик со своей полосатой палочкой-жезлом. Вы знаете, что делать?
На экране рядом с регулировщиком появляется Светофорчик:
-Не удивляйтесь, друзья! Бывает и так. Регулировщик управляет движением так же, как и я. Ему подчиняются и водители, и пешеходы. Он указывает, кому стоять, а кому ехать или идти. Поэтому вы должны знать, что говорит он своими таинственными жестами.
На экране регулировщик с разведенными в стороны руками и светофор с красным сигналом
-Если регулировщик стоит прямо, лицом к пешеходам, а его жезл опущен или руки разведены в стороны – это означает тоже, что и красный сигнал светофора – «Стой! Движение запрещено!»
Воспитатель предлагает детям показать сигнал «Стой!», как регулировщики!
На экране регулировщик с поднятым в руке жезлом и светофор с желтым сигналом
-Этот жест соответствует желтому сигналу светофора. Что он означает?
-Правильно, ребята! Этот жест означает «Внимание!»

На экране регулировщик с опущенным в руке жезлом, стоящий боком и светофор с зеленым сигналом.
-Если путь свободен, регулировщик поворачивается боком и опускает жезл. Этот жест соответствует зеленому сигналу светофора и означает.?
-Правильно! Покажите!
Дети смотрят на цвет диска и действуют в соответствии с ним: красный- стоят, желтый – топают на месте, зеленый – маршируют вокруг воспитателя.



Не знаем.




Дети слушают и смотрят на экран





Дети слушают и смотрят на экран







Дети разводят руки в стороны




Приготовиться! Ждать!

Дети показывают сигнал (поднимают одну руку)









Иди!
Дети опускают руки и поворачиваются боком


Этап обобщения и систематизации новых знаний









12
- А теперь давайте поиграем. Я буду регулировщик(надевает фуражку, берет жезл), мальчики – водители, а девочки – пешеходы. Водители едут передо мной, а пешеходы стоят по бокам, ждут своего сигнала. После игры воспитатель хвалит детей и приглашает их за столы.
Воспитатель показывает сигналы жезлом.
На экране Светофорчик. Воспитатель обращается к нему.
-Светофорчик, тебе понравилось, как мы играли?
Да! Молодцы! Вы все делали правильно, как настоящие участники дорожного движения!
А для того, чтобы вы не забыли сигналы светофора и регулировщика, я приготовил для вас задания.
Воспитатель раздает детям листы с заданиями и цветные карандаши.
-Ребята, раскрасьте, пожалуйста, сигналы светофора, которые подходят жестам регулировщика.



Дети выполняют сигналы.


Дети садятся за столы.





Дети смотрят на экран и слушают.



Дети получают листы с заданием.


Дети раскрашивают светофоры.


Аналитический этап


Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми


Этап рефлексии (выполнение цели и задач)


- Все справились? Трудное задание?
Покажите, как регулировщики сигнал «Стой!», «Внимание!», «Иди!» Молодцы, очень хорошо!
Сегодня мы с вами узнали, что движением на улицах управляют.?
А еще мы научились правильно переходить улицу и понимать сигналы светофора и регулировщика.
Да! /Нет!
Дети показывают сигналы



Светофор и регулировщик
Дети слушают





этап подведения итогов урока

13
На экране Светофор.
- Ребята! Все эти знания помогут вам стать примерными пешеходами и никогда не попасть на дороге в беду.
Спасибо за занятие. До свидания!
Дети слушают и смотрят на экран.


До свидания!


Используемые источники информации:
Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для начальной школы – Москва: изд-во «Просвещение», 1985.
Правила дорожного движения Российской Федерации – Москва: изд-во «Атберг 98», 2007.
Образовательная среда в условиях реализации ФГТ. Методические разработки педагогов г. Иваново / сост. методисты МБОУ МЦ – Иваново, 2013.
http:// festival.1september.ru
http://vospitatel.com.ua

Заголовок 415