Мастер-класс на тему Использование технологии Развитие критического мышления на уроках казахского языка в начальных классах
Заинтересовавшись приемами этой технологии, стала использовать их в своей работе и заметила, что ученикам это нравится. Прежде чем проводить урок по данной методике, прочитала литературы и пришла к выводу, что некоторые учителя считают приемы «Развития критического мышления через чтение и письмо» неприемлемыми. Но все-таки считаю, что «новые пути» добывания информации и работы с ней, деятельный характер обучения понравятся многим коллегам, которым приятно наблюдать за учениками, когда видно, что их захватила поставленная учителем задача.
Некоторые приемы данной технологии сначала я использовала в 2- 4 классе, где есть достаточно много слабых учеников. Но даже они приняли на «ура» синквейны, так как составление их текстов помогло почувствовать себя успешными учениками. Итак, чтобы было понятно, что за приемы использованы на уроке, постараюсь вкратце рассказать о них.
Эта технология известна в России с 1997 г. В ее основу положены труды ученых с мировым именем: Ж. Пиаже, Л.С. Выготского. А вот непосредственными авторами технологии являются американские педагоги
К. Мередит, Д. Стил.
Под критическим мышлением подразумевается «оценочное мышление», для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме;
- затем познакомиться с новой темой;
- потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их можешь применить.
Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.
Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализация имеющегося опыта или знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как изучение нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально несет технология КМ?
Элементы новизны, которые содержатся в методических приемах и ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Но я хочу остановиться на некоторых из них:
Прием «Корзина» идей, понятий, имен.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики знают об изучаемой теме.
(Можно принести небольшую цветочную корзину, поставить ее на стол и класть туда заранее заготовленные учителем ответы, написанные на листочках).
Обмен информацией проводится следующим образом:
Учитель задает вопрос о том, что известно ученикам по данной теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой теме. Это строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 мин.
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.
Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации.
Для развития умения устанавливать причинно-следственные связи предлагаю учащимся задание, в котором требуется расположить в логической последовательности слова. Прием «Перепутанные логические цепочки»-предлагаю прокомментировать составленную схему и привести пример правильного использования окончаний глаголов, где данная схема выполняется. В этом случае проверяется еще и знания по лексике. Раздаю листы, дети сами наклеивают правильный ответ.Пример:
Особенно учащимся нравится работать в парах, когда есть возможность обсудить, поспорить, представить свою точку зрения в диалоге. Подобные задания можно предлагать на этапе повторения, закрепления, обобщения знаний, но можно предложить и в начале изучения какой-либо темы
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал , информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. После множества уроков с применением этого приема могу сказать, что синквейн полюбился ученикам. Правила написания синквейна таковы:
На 1-ой строчке –одно слово - существительное-это и есть тема синквейнаНа 2-ой- 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейнаНа 3-ей-3глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На 4-ой-целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение , цитата или составленная учеником фраза.
Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна. Например, у нас в 4-м классе проводился урок по теме «Жануар». Учениками были составлены следующие синквейны:
Пример:
1.Кошка. Мысық.2.Пушистая, нежная. Мамықты, назды.3.Мурлыкает, играет, бегает. Миялайды, ойнайды, жүгіреді. 4. Моя нежная кошка мурлыкает. Менің назды мысығым ойнайды.5. Животное. Жануар.
Прием «Составление кластера»
Этот прием связан с приемом «Корзина». Его смысл заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.
Слово «кластер» означает пучок, созвездие.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Некоторые приемы КМ я использовала и на интегрированном уроке, который мы проводили с учителем по каз-яз с Шапиевой М. И по теме «Ойын-сабак».
«Жаксынская средняя школа №2»
Мастер-класс на тему:
Использование технологии «Развитие критического мышления на уроках казахского языка
в начальных классах»
Сакишева Ляззат Ерликовна
2015-2016 уч. год