Доклад ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
ДОКЛАД
ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ НА ТЕМУ:
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ»
Выполнила
учитель-дефектолог
Бурыченкова В.В.
Задачами работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом являются:
Развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний.
Создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи.
Обобщение представлений детей о звуках окружающего мира.
Задача работы над произношением триедина:
это формирование внятной, членораздельной, естественной речи.
На занятиях по развитию слухового восприятия проводятся игры, игры-упражнения развивающие неречевой слух. Чтобы работа была результативной необходимо соблюдать ряд условий.
Первоначально игровые упражнения проводятся на слухозрительной основе т. е. ребёнок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух.
В ходе игр-упражнений следует предъявлять звучания предлагаемые для различения на слухозрительной или слуховой основе, в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.
При проведении игр-упражнений следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности.
Игры-упражнения в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования.
Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учётом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей.
При проведении описанных игр обязательно фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения.
Знакомство со звучащими игрушками
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Игра «Это барабан»
Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН.
Игра «Это бубен»
Оборудование: бубен.
Речевой материал: : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.
Игра «Это дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки гармошки.
Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки гармошки.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.
Игра «Покажите игрушку (лялю, мишку…) »
Оборудование: барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки…), большой экран или ширма.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.
Игра «Мы танцуем»
Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.
Игра «Похлопаем»
Оборудование: бубен, большой экран или ширма.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.
Игра «Разбудим куклу»
Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.
Оборудование: кукла, часы-будильник, пылесос, телефон, картинки с подписями, ЧАСЫ, ТЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, кукла (…), спит, кукла (…) не спит, ЧАСЫ, ТЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.
Обучение различению на слух звучащих игрушек
Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из 2-4.
Игра «Это барабан или гармошка?»
Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Игра «Слушаем и показываем»
Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.
Оборудование: барабан, бубен, дудка. гармошка, свисток, металлофон, шарманка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА. СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.
'Речевой материал: будем играть, слушайте, верно. неверно, да. нет. ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН.БУБЕН. ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.
Игра «Что звучало?»
Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.
Оборудование: барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН. ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.
Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, ДУДКА.
Обучение различению на слух длительности звучаний
Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.
Игра «Машина (поезд) едет»
Оборудование: игрушечные машинки или поезда по количеству детей, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая), таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО), под первой табличкой — длинная черта, под второй — короткая.
Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да. нет, машина, долго, кратко.
Игра «Мы рисуем»
Оборудование: специально разграфленные листы бумаги фломастеры. таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО).
Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, фломастеры. бумага, рисуйте долго, недолго (кратко).
Игра «Звучащее солнышко»
Оборудование: фланелеграф или доска, оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), дудка, большой экран или ширма.
Речевой материал: будем играть, слушайте. да. нет, зерно, неверно, СОЛНЫШКО, ДОЛГО, НЕДОЛГО, (КРАТКО).
Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний
Игра «Топайте-идите»
Оборудование: барабан, большой экран или ширма, таблички.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.
Всех малышей с точки зрения динамики развития слухового восприятия с КИ можно разделить на 3 группы:
Малыши, которые научены пользоваться остаточным слухом с помощью СА и функциональной речью. Обычно это дети, которые надели мощный СА в возрасте до 1 года, постоянно его носили и занимались с сурдопедагогом развитием остаточного слуха. Сюда относятся также дети с прогрессирующим снижением слуха.
Эти дети обычно не имеют сопутствующих расстройств, влияющих на развитие умения узнавать и запоминать звуки и слова, — нарушений зрительного внимания, задержки психического развития, нарушения развития предречевых навыков общения.
Малыши, которые не научены пользоваться остаточным слухом с помощью С А.
Обычно это дети, которые не носили постоянно СА, носили маломощные или неправильно настроенные СА, поздно надели СА, не занимались с сурдопедагогом развитием остаточного слуха, устной речи. Сюда также относятся дети, которые использовали СА, но имеют сопутствующие расстройства, влияющие на развитие умения узнавать и запоминать звуки и слова, — нарушения зрительного внимания, задержку психического развития, нарушения развития предречевых навыков общения, повреждение слуховых центров мозга.
Малыши, потерявшие слух в возрасте 1-3 года. Эти дети нормально слышали, и соответственно у них до потери слуха нормально развивались слуховые и речевые центры мозга, накапливались слуховые образы окружающих звуков и слов родной речи. Сформированность слухового восприятия и сохранность слуховых образов в памяти ребенка прямо пропорционально зависят от возраста потери слуха и обратно пропорционально — от интервала времени между потерей слуха и имплантацией. В этой группе следует выделить детей, потерявших слух вследствие менингита. У них часто не только повреждены рецепторы улитки (что явилось причиной глухоты), но и высокая вероятность поражения слуховых центров мозга (до 40% детей) и слухового нерва.
Вследствие этого у ребенка нарушается обработка звуковых сигналов и речи (центральные расстройства слуха), передаваемых КИ. У детей после менингита также сложнее настроить речевой процессор КИ, так как у ребенка нет четкой реакции на звуки и электрические стимулы в процессе настройки, особенно в первый год его использования. Чем в более раннем возрасте ребенку надели СА, тем в большей степени у него сформированы слуховые навыки и тем он быстрее обучается слышать с КИ. После включения процессора КИ у такого малыша, используя выработанную у него условно- рефлекторную реакцию на звук, удается настроить речевой процессор так, что малыш слышит звуки речи разговорной громкости, в том числе и высокочастотные. Если глухой малыш до кохлеарной имплантации постоянно носил адекватный СА и у него сформировано умение обнаруживать звуки, различать и узнавать отдельные окружающие звуки и слова, то он уже в первый день на занятии будет реагировать на звуки средней громкости и высокочастотные звуки. Таких детей необходимо заново учить узнавать далее знакомые звуки и слова, потому что с КИ они слышатся по-другому, чем со слуховым аппаратом.
Характерной особенностью является то, что первое время ребенок даже со слуховым опытом может непроизвольно не реагировать на звуки, в том числе громкие, если его внимание не привлечено к слушанию. Однако у малыша, имевшего слуховой опыт, с КИ быстро появляются реакции на звуки, восстанавливается умение узнавать знакомые ему слова, потому что со СА он немного слышал, а значит, развивались его слуховые центры мозга и у него накопился слуховой опыт. Благодаря тому, что с КИ ребенок слышит намного больше звуков, в том числе и тихие, он начинает реагировать на звуки и слова на большом расстоянии. Иная ситуация с детьми, которые не носили СА, носили его непостоянно, использовали "неадекватные» СА (недостаточной мощности, неправильно настроенные), надели СА после 2 лет, а главное, которых не учили слушать с СА.
У таких детей в слуховые центры не поступали сигналы, эти центры не развивались, не накапливался слуховой опыт. После первой настройки речевого процессора КИ такие дети обычно способны слышать только громкие звуки. При этом ребенок может это никак не проявлять в обычной жизни — он не реагирует даже на стук барабана, если не видит его. Но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, настройки процессора КИ и научениям, и у таких малышей достигается динамический диапазон параметров процессора КИ, позволяющий им воспринимать звуки средней и тихой громкости.
Первое включение и настройка речевого процессора у маленьких детей достаточно сложный процесс, поскольку они не могут дать отчет о своих ощущениях, даже если они имели слуховой опыт. Именно поэтому необходимы специальные педагогические занятия по выработке условно-двигательной реакции на сигнал (например, надевание колец на пирамидку на хлопок, складывание кубиков в кузов машины на удар барабана или бросание пуговиц в коробочку на "па-па-па-па" и др.).
При развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора у маленьких детей используются те же приемы и методы, как и при работе с малышами со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее. У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).
После первой настройки речевого процессора ребенок способен слышать только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки, обучения, достигается восприятие тихих звуков. И здесь важны наблюдения педагога, который должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки.
В частности, полезным критерием адекватности настройки является способность ребёнка слышать низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова. Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребёнку слухозрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.
При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка; в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуковой надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию, у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал, у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их.
При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом, явлением (ребенок может повторить разные слова, не осознавая значения, даже если он знает эти слова).
Для того, чтобы ребёнок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребёнок должен овладеть языковой системой т. е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий – овладение значением слов и накопление импрессивного словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. В отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами быстро растущие слуховые возможности ребёнка с кохлеарными имплантатами в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов – окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овледения ребёнком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт.
Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена неосознанным лепетом. Работа по формированию устной речи после включения речевого процессора ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.
Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие:
а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)
д) воображения
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)
ж)эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).
Существуют игры и упражнения, направленные на развитие слуха и речи имплантированных детей, которые описаны в книгах Королёвой, Зонтовой и др. авторов. Я приготовила выдержки из книг, которые передам в методический кабинет.
Итак, дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), прооперированные в раннем возрасте являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Подготовку к послеоперационной реабилитации необходимо начинать на дооперационном этапе и как можно раньше. Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов на ранних этапах реабилитации, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом, явлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.
Развитие восприятия неречевых звуков окружающей среды
Мы должны стремиться сформировать у ребенка естественное слушание с помощью КИ и при этом именно заинтересовать детей звуками, несмотря на то что они охотнее используют зрение, а не слух.
Важная задача — постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и показывать ему, что они разные и их интересно слушать. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился их узнавать, искать и определять, откуда идет звук. Это позволит ребенку ориентироваться в пространстве. Но самое главное, это помогает быстро сформировать у малыша естественное слуховое восприятие, когда мы не учим его целенаправленно слушать и слышать, а он научается делать это естественно в обычной жизни, как нормально слышащие дети.
Чтобы мы быстрее увидели реакцию малыша с КИ на звук, надо научить его не только слышать, но и реагировать определенным образом. Важно заинтересовать малыша в реакции на этот звук. Надо обязательно хвалить малыша за любую, а тем более адекватную на данный звук реакцию: «Молодец! Ты услышал!»
Особенно ценны спонтанные, непроизвольные реакции ребенка на звуки, когда он сам без нашего напоминания вдруг обнаруживает какой-то звук. В этом случае необходимо сразу обратить его внимание на звук, повторить его, показать малышу источник звука, сделать вместе с ним действие, вызывающее звук.
Родители и педагоги должны обращать внимание ребенка на разницу в звучании разных звуков. Например, вода в раковине льется тихо, а в ванне — громко. Это также возможность показать ему разницу в понятиях «тихий — громкий».
Например. Сравнить с малышом звуки при бренчании ложки в фарфоровой чашке и в железной кастрюле, в чашке и при ударах по столу. Обратить его внимание: «Звуки разные! Ты слышишь?»
Целенаправленные занятия по тренировке слухового восприятия обладают преимуществом, так как позволяют подобрать нужные звуковые сигналы и структурировать процесс обучения. Главное — сделать это интересным и веселым занятием для ребенка. В первые дни после подключения процессора КИ самая простая задача для ребенка —восприятие «появления» звука, потому что он сам создает звук и может наблюдать его влияние на других. Например, он бьет в барабан, а взрослый с испугом закрывает уши говоря «Громко!».
Ребенок обнаруживает появление звука и при выполнении условно-рефлекторной реакции на звук, которую мы вырабатывали у малыша для настройки процессора КИ. Развивающийся у ребенка навык обнаружения звуков, и в том числе условно-рефлекторная реакция на звук, используется также аудиологом в процессе настройки процессора КИ, а сурдопедагогом — для оценки правильности настройки процессора КИ и того, как ребенок слышит с КИ.
Развитие восприятия слов и речи
Развитие восприятия речи у малыша с КИ происходит параллельно с развитием восприятия неречевых звуков. И оно также происходит в обычных ситуациях общения с ребенком и во время специальных занятий с сурдопедагогом/родителями. Приоритетное значение имеет речевое общение родителей с ним в течение дня. Родители должны научиться постоянно комментировать свои действия и действия ребенка, говорить короткими, эмоционально выразительными фразами, в слегка замедленном темпе (напевно), как это делают мамы маленьких слышащих детей.
Во время целенаправленных занятий мы начинаем учить ребенка узнавать звукоподражания и слова при выборе из 2-5. Показывая ребенку 2- 5 игрушек (или картинок), мы первое время называем их несколько раз так, чтобы ребенок видел лицо говорящего, после чего просим ребенка дать соответствующую игрушку/картинку только при назывании на слух. Позднее мы стараемся общаться и заниматься с малышом, сидя рядом со стороны КИ, чтобы он сконцентрировался на слухе.
В этих заданиях важно называть не одно слово, а короткую фразу, как мы делаем это с нормальнослышащим ребенком. Например: «Би-би. Это би-би». «Машина. Это машина», «Дай лялю», «Где мяу», «Вот собака» , «Покажи лошадку», «Это мяу, кошка», «Кошка тут, мяу». Мы сразу используем полные слова и звукоподражания, потому что ребёнок на слух способен достаточно быстро нуачиться узнавать полные слова, а звукоподражания ему легче повторить. Нужно только объяснять ему: «Это собака. Собака говорит: Ав- ав». Затем задание выполняют только на слух.
Для детей раннего возраста это упражнение будет интересно, только если из него сделать игру. Одна из возможных игр, используемых для этой цели, — «Волшебный
мешочек», она хорошо известна сурдопедагогам и воспитателям.
По мере развития у ребенка способности различать слова и накопления у него слуховых образов слов, обозначающих предметы, их качества и действия с ними, ребенку дают для различения двух- и трехсловные фразы («Дай красный мяч», «Покажи большую машину» и т. п.). При этом у ребенка параллельно развиваются соответствующие понятия о цвете, размере предметов и пр.
Наиболее эффективно и естественно развитие слухового восприятия у маленького ребенка происходит, если эти слова и звучания включены в совместную с ребенком сюжетно-ролевую игру. Например, игра с игрушками (или с фигурками на магнитной доске) в сказку «Колобок», «Три медведя», «Репку», «Теремок». При этом ребенок многократно слушает один и тот же речевой материал, выполняет вместе с одними и теми же словами одни и те лее действия и благодаря этому хорошо усваивает связь между словами, предметами и действиями.
Естественными ситуациями для освоения ребенком новых слов, развития понимания речи являются ситуации рассматривания и чтения книжек с картинками, рассматривания и обсуждения семейных фотографий, рассказа в картинках о проведенном выходном дне и др. Во время занятия с малышом разные упражнения должны сменять друг друга, потому что они быстро ему надоедают. Помним, что мы следуем за вниманием и интересом малыша. Мы не должны рассчитывать, что он с первого раза все должен запомнить, и сразу добиваться правильного результата. Но мы должны постоянно возвращаться к этим упражнениям, потому что дети с КИ первые годы плохо запоминают новые слова и звуки.
Малыш научается постепенно, когда мы возвращаемся к этим играм и упражнениям на последующих занятиях и обязательно включаем этот речевой материал в самостоятельные занятия/игры с мамой, которые она проводит с малышом в течение
дня.
Через 1,5 мес. ребенок, даже не имевший слухового опыта, может различать отдельные звуки речи, звукоподражания и слова (различающиеся числом слогов) при парном сравнении, а также при выборе из 3-4 предметов. Он начинает поворачиваться на свое имя и понимать несколько простых просьб слухозрительно.
Итак, наша задача сделать так, чтобы малыш как можно скорее, узнавая с КИ слово на слух, научился понимать, что оно означает, и использовал его для общения с окружающими.
Ребенок с КИ первые годы плохо запоминает значение слов, у него сохраняются проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания. Эти особенности слухового развития детей с КИ, также быструю утомляемость при слуховой нагрузке, надо иметь в виду при организации и планировании работы. В частности, при развитии узнавания слов принципиально важным является формирование у ребенка представлений об их значении с использованием зрения и тактильных ощущений. При этом создается широкое семантическое поле этого слова: Яблоко. Яблоко сладкое. Яблоко красное и зеленое. Яблоко растет на дереве. Из яблок варят компот и варенье. Особое значение при этом играют совместные действия с предметом, поскольку для ребенка в этом возрасте свойственно наглядно-действенное мышление. Это способствует формированию у ребенка с КИ устойчивых связей между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением.
Наблюдения и исследования ученых показывают, что, хотя кохлеарный имплант действительно дает возможность слышать даже тихие сигналы во всем частотном диапазоне, ребенку необходимы регулярные занятия для развития способности использовать слух при формировании понимания речи и собственной речи.
План-конспект
индивидуального занятия по развитию слухового
восприятия и обучению произношению.
I год обучения.
Тема: Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение звукоподражаний
Задачи:
учить выполнять движения фонетической ритмики одновременно с педагогом;
воспроизводить звукоподражания;
реагировать на неречевые сигналы без звукоусиливающей аппаратуры;
различать звучание музыкальных игрушек (барабан-бубен) при выборе из 2-х с индивидуальными слуховыми аппаратами;
различать кол-во звучаний (один-много);
побуждать к устному общению на уровне произносительных возможностей ребёнка;
воспитывать положительное отношение к занятию.
Словарь: привет, будем заниматься, будем слушать, будем говорить, наушники, надень наушники, сними наушники, надень аппараты, делай так, телефон, собака, кошка, баран, бубен, камешки, возьми барабан, возьми бубен, играй, слушай, повернись, убери барабан, убери бубен, один, много, сколько? , занимались, слушали, говорили, хорошо, молодец,пока.
План занятия
Организационный момент.
Обучение произношению.
Фонетическая ритмика
Воспроизведение звукоподражаний
Развитие слухового восприятия.
Выработка условно-двигательной реакции на звук
Различение звучания музыкальных игрушек
Различение кол-ва звучания барабана
Подведение итогов.
Ход занятий
Организационный момент.
«Привет»Ребёнок повторяет
«Будем заниматься»
«Будем слушать»
«Будем говорить»
«Наушники» Где?Вот.
Обучение произношению.
Фонетическая ритмика
«Встань»
«Делай так»
А_____ А_____
О_____ О_____
А_____ О_____
А_____ О_____
Ребёнок выполняет
движения и произносит
звуки одновременно с педагогом
Вот «телефон» говорю «Алло ___» Ребёнок говорит в микрофон «Алло____»
Воспроизведение звукоподражаний.
«сядь»
-тук-тук-тук-Кто там?
показывает игрушку «собака»
«собака»-собака
-Привет-Привет
-тук-тук-тук-Кто там?
показывает «кошку»
«Кошка»-Кошка
-Привет-Привет
«Будем говорить»
173749369333ам-ам-аммяу-мяудвижения
ам-ам-амигрушкой
мяу-мяу
повторяет за
педагогом
звукоподражания
«Говорили»
Развитие слухового восприятия
Выработка условно-двигательной реакции на звук .«Сними наушники»
«Будем слушать»
«Барабан» тут «камешки» тут
Упражнение по выработке условно-двигательной реакции на звук барабана (слухо-зрительно)
«Молодец»
Различение звучания музыкальных игрушек (барабан-бубен) с аппаратами
«Надень аппараты»
«Встань»
«Барабан» Где?-Вот (показывает)
«Возьми барабан» Где?-Вот (показывает) «Играй»Ребёнок берёт бор.
играет
Учитель марширует на месте
«Возьми бубен»
«Играй»
Учитель бежит на месте
«Молодец»
«Слушай»
Учитель играет на барабане, Ребёнок совершает
«____» на бубне соответствующие движения
«Повернись»
то же самое на слух
«Слушали»
«Убери бубен»
«Дай барабан»
«Слушай»
«Сколько?» «один» (показывает на пальцах)
«Много»
«Слушай» играет 1 раз в барабан
«Сколько?» показывает 1
играет много
«Сколько?» показывает много
по 2р. (один, много)
«Слушали»
Подведение итогов занятия.
«Занимались»
«Слушали»
«Говорили»«Хорошо»
«Молодец»
«Пока»- Пока