Статья «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»
«Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Большое значение при этом будет иметь не только психологическая готовность к школе, но и формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Для этого от поступающего в школу ребенка требуется определенный уровень развития всех высших психических познавательных процессов.
Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т. д.
Когда ребенок начинает обучение в школе, ему предстоит воспринимать и усваивать большой объем информации, в основном зрительной и слуховой. Однако сейчас все чаще педагогами и психологами поднимается вопрос о том, что младшие школьники очень часто не умеют воспринимать преподносимую информацию и «усваивать» ее. Если в школу ребенок приходит неготовым к восприятию зрительной и слуховой информации, то в процессе обучения в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения. В таком случае совершенно бессмысленно будет требовать от ребенка грамотного письма; ему будет сложно писать изложения, а тем более сочинения; трудности дадут себя знать в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее; ребенку будет сложно соотнести прочитанный или прослушанный текст с наглядным материалом. Практика показывает, что многие предметы становятся для ребенка нелюбимыми по причине большого объема зрительной и слуховой информации, которую необходимо не только прочесть и прослушать, но и осмыслить.
Следовательно, важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе является то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, помогая ребенку формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие зрительного и слухового восприятия, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал.
Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Для осуществления этой задачи можно порекомендовать следующие упражнения для развития и коррекции зрительного восприятия.
Методические приемы развития зрительного и слухового восприятия
Упражнения, направленные на развитие восприятия положения в пространстве способствуют развитию внимания, ориентировки в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля и т.д.
Ребёнку предлагается определить правую и левую стороны на себе, определить положение предметов в окружающем пространстве (справа, слева, спереди и т. д.).
Упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы и размера заключаются в том, что ребенку предлагается определять форму, цвет и размер предметов, сравнивать их, находить сходства и различия, группировать по одному из указанных признаков.
Развитию зрительно-моторной координации способствуют любимые детьми упражнения: соединение точек для получения рисунка. Вариантом этого упражнения является соединение пронумерованных точек.
Развитию восприятия фигурно-фонового различения способствуют занятия объемным конструированием из кубиков и плоскостным конструированием из геометрических фигур (разноцветные шаблоны геометрических фигур из картона, танграм и т. д.).
Развивают зрительное восприятие упражнения по анализу и копированию несложных форм изображенных фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу. Для этого на рисунке изображается только половина предмета симметричной формы (половина бабочки, половинка пирамиды, половина снеговика и т. д.). Ребенку предлагают дорисовать и раскрасить вторую половину изображения.
Для развития и коррекции слухового восприятия можно порекомендовать следующие упражнения.
С целью тренировки слухового восприятия используются различные фонограммы: запись шумов леса, города, голосов известных всем птиц, животных и т. д. Дети, прослушивая фонограмму и услышав указанный звук, должны подать условный сигнал (хлопнуть в ладоши, услышав мяуканье кошки и т. д.).
Для развития слухового восприятия и звуко-моторной координации широко используют слуховые и графические диктанты. В первом случае ребенок двигает по шахматной доске фишки в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.). Вариантом этого упражнения может быть игра в классики. На асфальте мелом расчерчиваются классики на 9 или 12 квадратов, и ребенок прыгает по квадратам, следуя указаниям взрослого. Во втором случае ребенок на листе бумаги в клеточку от указанной точки, следуя по маршруту, указанному взрослым, создают какой-то рисунок (вверх на одну клеточку; на две клеточки вправо и т. д.).
Формированию речевого слуха и звукового восприятия способствует любимая и детьми, и взрослыми игра "В слова". Правила этой игры таковы: Называть слово, которое начинается со звука, которым закончилось предыдущее слово (кот — тарелка — арбуз — заяц и т. д.).
Тренировка восприятия мелодики, темпа, ритма речи выполняется с помощью воспроизведения предложенных ритмических рисунков выстукиванием, похлопыванием.
Тренировке слухового восприятия и воображения способствует «Сказка про Ухо». Ребенку предлагают закрыть глазки и представить, что услышало бы Ухо в лесу, в магазине, на улице?
Перечисленные упражнения не требуют ни длительной подготовки, ни специальных материалов. Их можно проводить и дома, и на прогулке, и в поездке, и в очереди к врачу. Однако, несмотря на простоту, эти упражнения достаточно эффективны, и помогут вашему ребенку развить слуховое и зрительное восприятие, подготовиться к восприятию учебного материала.
Список используемой литературы:
1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.
(http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/)
2. Интернет ресурс: http://www.moi-detsad.ru/konsultac288.html
3. Интернет ресурс: https://sensoricinru.wordpress.com/2013/02/11/