Урок по истории Религия древних греков (5 класс)
Тема: «Религия древних греков»
Цели: способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и её роли в жизни людей в древности. Создать условия для развития умений готовить сообщения на основе различных источников и выступать с ними.
Задачи:
- рассмотреть понятие религии
- познакомиться с древнегреческой мифологией
- построить иерархию богов Древней Греции
- рассмотреть миф о Деметре и её дочери Персефоне
- выяснить, почему греки олицетворяли богов с явлениями природы
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок-конференция
Планируемые результаты (предметные): умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Личностные результаты: проявление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человек, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.п.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Основное содержание темы, понятия и термины: верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Дионис, Афродита, Гефест, Арес, Аполлон, Артемида, Сатиры, Нимфы. Жрец, храм, религиозные церемонии, религия, Олимп, мифы, Цербер.
Образовательные ресурсы: учебник, проверочный материл, презентация «Боги и богини Древней Греции», таблица для самопроверки
1 сл. Организационный момент: распределение по группам, начало урока
Проверка дом. задания: разно уровневые задания
(сильной группе)
Дайте краткое объяснение:
Согласны ли вы, что поэма Гомера «Илиада» посвящена Троянской войне? Почему?
Какие чувства и почему испытывал Ахиллес при смерти своего друга Патрокла?
Что значит «ахиллесова пята»?
(группе со средними знаниями)
Ответьте на вопросы
Какие поэмы создал Гомер?
Сына престарелого царя Трои, военного вождя троянцев, сразившегося с Ахиллесом и проигравшего ему звали?
Дайте развёрнутый ответ. Как грекам удалось обмануть троянцев и проникнуть в Трою?
(группа со слабыми знаниями)
Ответьте на вопросы
Величайшего греческого поэта звали……………?
Когда были созданы поэмы Гомера?
Прославленный герой мифов о Троянской войне?
Кто выиграл в поединке между Гектором и Ахиллесом?
Слабое место Ахиллеса?
(5 мин. на дом. зад.)
Формулирование темы урока:
2 сл. На слайде ГИЛИЯРЕ, МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ (религия, храм, боги, жрец, )
Вы конечно, знаете игру «Путаница»? Ребята, что вы видите на экране. Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.
Какие слова у вас получились?
3 сл. Как связанны все эти понятия между собой? Предположите, какой теме посвящен урок?
Что такое религия? Почему у людей возникает вера в богов?
Тема на доске «Боги и герои Эллады. Религия древних греков»
Как вы думаете, что мы с вами ещё будем рассматривать на уроке? (помечаю на доске)
Возникновение религии
Сами боги
Сходство с религиями других народов
С чем олицетворялись боги и почему их было много
Сл.4. Рассказ учителя. В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были сл.5. Уран (небо) и Гея (земля). От союза Урана и Геи родились Титаны. Старший из них Океан, младший – Кронос. Кронос сверг своего отца Урана.
Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, сл. 6. Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и победил своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующие поколение богов, о которых вы нам расскажете, подготовив небольшие проекты.
Работа в группах:
первой группе будет необходимо составить хронологию олимпийских богов, распределить их на горе Олимп. (Шубина)
Вторая группа будет инсценировать миф о Деметре и её дочери Персефоне (учебник. Ст.130-131) (Архипова)
Третья группа представит нам основных богов Олимпа. (раскрасить 3-х богов, представить основную информацию о них) (слабые)
Представление проектов:
3 группа сл. 7
1 группа сл.8,9
2 группа сл.10
(физминутка).
Я буду называть имена богов Египта и Греции. Ваша задача, если услышите древнегреческого бога, то приседаете, а если древнеегипетского, то делайте шаг вперед.
Аид, Деметра, Осирис, Зевс, Сет, Анубис, Гефест, Гера, Тот.
Сл. 11. Закрепление изученного материала
анаграммы Составить из приведенных слов имена греческих богов
ТарифОда---Афродита : МетрЕда---Деметра
ДатаРеМи----Артемида: ЛоноПал---Аполлон
Сл. 12.
Вывод: В мифах отразилась жизнь древних греков. Они помогают историкам узнать как жили древние греки. Боги отвечали за разные стороны жизни греков, поэтому их было много. Схожи с египетской верой.
Рефлексия: карты работы в группе, Вам необходимо приклеить цвета, соответствующие вашему настроению (рядом с фамилией).
Сл.13. Д.з. параграф 28. Таблица-боги, род занятия, покровители. Подготовить проект о более понравившемся боге древней Греции.
Имена богов Какие силы природы отражали Покровителями каких занятий считались