Конспект урока Религия древних греков (5 класс) 
Тема урока Религия древних греков
Тип урока Урок первичного предъявления знаний ( Урок усвоения новых знаний)  Урок «открытия» нового знания 
Образовательные есурсыЦОРыЦель урока Формировать представление о религии древних греков через организацию деятельности по работе с ЦОР и другими источниками информации.
Личностные: формирование интереса к изучению религии древних греков.
Метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся; 
Предметные: обобщение и систематизация знаний религии и мифах древних греков. 
Задачи урока  Образовательные - Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний 
 о  культах основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.
Развивающие - развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте. Продолжать формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.
Воспитательные — способствовать интересу к изучению истории, развивать мировоззренческие позиции через осознание общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Личностные: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний о культах основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них
Метапредметные:  развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте,  выделять главное; организация работы в группах; обеспечение условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли при устных ответах.
Предметные: выявление связи, что  религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; овладение навыками письменной и устной речи через представление информации  о деятельности греческих богов.
Просмотр и анализ презентации, видеофрагментов «Возвращение Геракла с Олимпа», «Яблоки Гесперид». 
Планируемые результаты Личностные: самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности (лист самооценки деятельности  учащегося);  мотивация образовательной деятельности на основе источников и проблемных ситуаций;  определять границы собственного знания и «незнания».
Метапредметные: 
коммуникативные: формирование умений работать в группе для решения совместных задач, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы; 
познавательные: приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для выявления причинно- следственных связей явлений;  развитие логики учащихся при выявлении причинно- следственных явлений; развитие внимания  и уважения в ходе видео демонстраций и при устных ответах одноклассников.
регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и оценки результатов своей деятельности. анализировать, обобщать и классифицировать полученные знания.
Предметные: знают и могут раскрыть понятия « религия», «миф»; умеют определить закономерность возникновения религиозного верования; умеют определять по иллюстрации имена богов и их предназначение.
Основные понятия и термины Религия, миф, гора Олимп, боги
Основные источники информации Учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин. карта « Древняя Греция в 5 в. до н.э.», презентация, иллюстрации «Боги  Греции» 
Оборудование ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска , раздаточный материал.
Технологии
и методы ИКТ, системно- деятельностный подход, проблемно- поисковый метод, проектный метод
Религия древних греков
1. Организационный момент
2.Актуализация знаний
А) Работа с картой и атласом
 О какой стране мы говори на предыдущих уроках?(о Древней Греции). На нашей политической карте современности покажите и назовите территории древней Греции. (На юге Балканского полуострова, часть полуострова Малая Азия). В ваших атласах стр. 7 на карте «Древняя Греция в 4 веке до нашей эры»  назовите острова(…..),  крупные  города  Греции(…..)  (цепочкой).
ха рри б да
о ди с с е йа хи л л е с фе т и да г о м е рс ци л л а
т ро я
Б) Проверим знания предыдущего урока
Разгадывание кроссворда в программе smart notebook. 
Задания к кроссворду: …………
В) Изучив темы прошлых уроков о Греции мы упоминали о богах. В каких мифах они встречались нам? (Мифе о начале Троянской войны. Кто напомнит нам этот миф? (Однажды боги устроили роскошный пир, но не позвали богиню ссор и раздоров. Почему? Она явилась незвано, незаметно бросила золотое яблоко  с надписью «Прекраснейшей». Заспорили 3 богини: .Гера-жена Зевса, дочери воительница Афина, вечно юная богиня красоты Афродита). Скажите значение выражения «Яблоко раздора»., какое еще выражение из этой  поэмы вы знаете «Ахилесова пята»  о Полифеме, сыне владыки морей бога Поседона. О щите ,выкованным Гефестом упоминается в сцене битвы Гектора и Ахилеса.  Ахилесу помогала богиня Афина). Как называются поэмы, кто написал? (Гомер «Одиссея» и «Иллиада»)
3.Постановка темы и цели урока
Послушайте легенду о сотворении мира, но первоначально объясните слово хаос  
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Это был источник жизни . Все возникло из Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла  богиня земли – Гея, она родила  породила голубое небо - Урана. Над землей поднялись высокие горы, широко разлилось вечно шумящее море. Уран воцарился в мире и взял в жены Гею. У них родилось 12 детей - могучих и грозных титанов. Между Ураном и его детьми началась борьба. Младший сын Урана, коварный Крон, хитростью отнял у отца власть. Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут уже его  дети, поэтому Крон приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей  и безжалостно проглатывал их. Пятерых детей он  проглотил, среди них был Аид и Посейдон. Рея не хотела потерять и последнего ребенка, поэтому, когда у нее родился Зевс, Рея спрятала его на о. Крит, а Крону дала проглотить завернутый в пеленки камень. Вырос и возмужал Зевс. Он заставил отца вернуть на свет проглоченных детей.  Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой власть над миром: Зевс - небо, Посейдон - море, Аид - подземное царство душ умерших. Но все- же над всеми царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.         
 Подчеркните имена божеств.
–Как вы думаете на кого своей внешностью были похожи боги? (на людей)
- Чем боги отличались от людей? (бессмертны)
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(о богах)
Правильно, о богах. По мнению греков всё происходящее в мире случается по воле богов.  Они верили
 в их  могучую силу. Что же это такое вера в силы богов . Это религия - Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)
- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)
- Таким образом, как будет звучать  тема нашего урока: «Религия древних греков». (Записать на доске)  Давайте вместе с вами определим задачи нашего урока. (знать имена богов, чему они покровительствовали( каким занятиям людей они помогали); выявить связи, что  религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы)
4. Проблема!
А) Известный философ Еврипид сказал: На небе боги есть…Так говорят. Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица хотя бы есть ума, не станет верить в это.
Какой проблемный вопрос вы бы поставили к этому высказыванию?  (Так есть ли боги на земле?) На него ответим в конце урока.
5.  Работа с атласом. Найдите в северной части Греции гору Олимп, путайте с городом на юге- Олимпия. Покажите ее на современной карте.
А) Рассказ учителя и беседа ( показать заставку компьютера)
Люди создавали изображения олимпийских богов по образу и подобию своему. Греки верили, что боги внешне похожи на людей. Они как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать. Единственное отличие в том, что боги бессмертны. Жизнь богов и отношения с людьми греки отразил в мифах и легендах об Олимпийских богах.
ЖИЗНЬ БОГОВ.
Среди гор Эллады возвышается гора Олимп. Склоны её покрыты густыми лесами Там в вышине – золотые дворцы бессмертных богов. Только боги могут достигнуть вершин, а смертному добраться туда невозможно. На светлом Олимпе царит Зевс. Над Олимпом раскинулось голубое небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Пируют боги в своих золотых дворцах. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют судьбу мира и людей. Боги своенравны  и капризны. 
---- Физминутка  (Исполнение танца «Сиртаки» под музыку)
Б) Просмотр презентации «Боги и их слова (чему они покровительствовали)», (слова богов читать по цепочке).
Так значит боги есть??????
5. Первичное закрепление. --- Работа с доской, с изображениями богов
 Театрализация. (Работа в группах- парах, руководитель групп  Даша. Дай задание группам, контролируй, задавай наводящие вопросы)На картонку выложить разрезанные пазлы с изображением предмета , относящихся к данным богам; задание: Собрать пазл с изображением предмета, показать у доски  изображение бога; прочитать слова божества, стараясь при чтении голосом передать характер вашего героя. Группы характеризуют ответы друг друга-  (что именно понравилось в рассказе другой группы)
6. Защита проектной деятельности. 
А) (Опережающее задание)   Рассказ  о рождении Геракла и его подвигах.              
Надо было найти рассказ о подвиге, выбрать главное, нарисовать картинку.
Б) Показ мультфильма «Яблоки Гесперид», «Возвращение с Олимпа».
(Дайте характеристику героя)
--Промежуточный контроль
   Работа в печатной тетради( стр 10 № 11  и по учебнику): записывать чему покровительствовали боги
Так значит боги есть??????
7.Самостоятельная работа по карточкам (Индивидуально)(№7), выполнить тест, вписать пропущенные слова. Передать по цепочке другому  для проверки (карандашом  «+»).  Поставить оценку. Выявить пробелы в знаниях, восполнить.
Итог урока  Так значит боги есть?????? В образе богов люди поклонялись природным явлениям
8.Рефлексия. Лист самооценки деятельности учащегося.           
    Д/З:  Подготовить устный рассказ об одном из понравившихся богов.