Рабочие программы (индивидуальное обучение на дому) по программе «Особый ребёнок» 6 год обучения
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению - 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл. В 1 сб./ Под редакцией А.А. Айдарбековой, В.М.Белова, В.В. Воронковой.-8-е изд.- М.: «Просвещение», 2013. Раздел «Чтение» В.В.Воронкова; обязательного минимума содержания образования по чтению; программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса; индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
Программа состоит из раздела, соответствующего букварному периоду.
В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам. ум), после этого прямые слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Цель букварного периода: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать элементарные навыки грамотного письма.
Основные задачи
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
формирование навыка орфографически - правильных слоговых структур;
формировать нравственные качества личности обучающегося.
Форма реализации программы - урок. Урок продолжается 45 минут. Содержание и структура урока отвечает требованиям, предъявляемым к уроку и дидактическим принципам обучения в специальной коррекционной школе.
Ведущая роль в обучении принадлежит учителю. В процессе обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой и содержанием школьного учебника
(Букварь).
Обучение ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом. Материал, с которым работает обучающийся – это звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты. Предполагает использование таких видов наглядности, разрезная азбука; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальная касса с набором букв и слогов.
Основными методами работы на данном этапе являются объяснение, рассказ учителя, игра, упражнения. При этом в формировании навыков игра занимает одно из ведущих мест. Учитывая сложность аналитических упражнений и быструю необходимо в работе использовать наглядность.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, количество часов в неделю – 3.
1 четверть – 24 часа
2 четверть – 24 часа
3 четверть – 30 часов
4 четверть – 24 часа
Для реализации программного содержания используется:
«Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторов В.В.Воронковой и И.В. Коломыткиной, допущенный Министерством образования и науки Российской Федерации. 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 143с.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Знать наизусть 3 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Список источников и литературы
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Бондаренко Д.А, Гуркова И.В. Пишу правильно: Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2011.
Методика обучения чтению в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999.
Обучение грамоте: метод. Рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /Аксёнова А.К., Комарова С.В., ШишковаМ.И. – М.: Просвещение, 2009.
Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Опыт, проблемы, перспективы. – Краснодар, 2005.
Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для ученика. – СПб.: Союз, 2004.
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. 2 класс.- М.: ВАКО, 2010.- 96 с.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание
Дата проведения
Букварный период – 102 часа
1 четверть - 24 часа
Повторение
1
Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная.
2
Беседа «Осень». Речь устная и письменная
3
Беседа «Осень». Речь устная и письменная
4
Беседа «Учитель и ученики. Имя и отчество учителя». Речь устная и письменная.
5
Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово.
6
Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово.
7
Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение.
8
Беседа «Режим дня». Предложение.
9
Беседа «Режим дня». Предложение.
10
Беседа «Занятия детей». Предложение.
11
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог.
12
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Гласный звук.
13
Беседа «Окружающий меня мир». Слово. Гласный звук.
14
Беседа «Окружающий меня мир». Слово. Гласный звук.
15
Беседа «В лесу». Согласный звук.
16
Беседа «В лесу». Согласный звук.
17
Русская народная сказка «Колобок».
18
Русская народная сказка «Репка».
19
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
20
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
21
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
22
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
23
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
24
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
2 четверть - 24 часа
25
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
26
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
27
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
28
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
29
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
30
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
31
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
32
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
33
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
34
Сопоставление з-с. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
35
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
36
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
37
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
38
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
39
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
40
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
41
Правописание сочетания жи. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
42
Сопоставление ж - ш. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
43
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов
44
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов
45
Сопоставление б - п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
46
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
47
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
48
Сопоставление г - к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
3 четверть - 30 часов
49
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
50
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
51
Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
52
Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
53
Сопоставление й - и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
54
Буква ь. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
55
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
56
Деление слов на слоги.
57
Деление слов на слоги.
58
Буквы Е, е, обозначающие два звука.
59
Буквы Е, е, обозначающие два звука.
60
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
61
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
62
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
63
Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
64
Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
65
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
66
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
67
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
68
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
69
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
70
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
71
Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
72
Правописание сочетаний ча - чу. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
73
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
74
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
75
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
76
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
77
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
78
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
4 четверть - 24 часов
79
Звук и буква Э, э. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
80
Звук и буква Э, э. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
81
Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
82
Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
83
Когда это бывает? Чтение текстов.
84
Стихотворения А.Л.Барто. Чтение текстов.
85
Л.Н.Толстой «Чиж».
86
С.Маршак «Праздник леса».
87
Стихи С. Маршака. Заучивание со слов учителя.
88
РНС «Курочка ряба». Чтение текста.
89
РНС «Заюшкина избушка». Чтение текста.
90
РНС «Лиса и волк». Чтение текста.
91
РНС «Колобок». Чтение текста.
92
РНС «Гуси-лебеди». Чтение текста.
93
РНС «Три медведя». Чтение текста.
94
РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Слушание.
95
РНС « По щучьему веленью». Слушание.
96
Стихи С. Михалкова. Заучивание со слов учителя.
97
Сказки А. С. Пушкина.
98
Загадки.
99
Стихи А. Барто. Заучивание со слов учителя.
100
РНС «Царевна – лягушка». Слушание.
101
А.Борченко «Разбежались буквы».
102
Чему мы научились за год?
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку - 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл. В 1 сб./ Под редакцией А.А. Айдарбековой, В.М.Белова, В.В. Воронковой.-8-е изд.- М.: «Просвещение», 2013. Раздел «Русский язык» В.В.Воронкова; обязательного минимума содержания образования по русскому языку; программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса; индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций
Цель программы: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Задачи рабочей программы:
выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;
выработать навыки грамотного письма;
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко - буквенный анализ, предварительную условно- графическую запись и составление слогов, слов, из букв разрезной азбуки.
Обучение грамоте в коррекционных образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Основными методами работы на данном этапе являются объяснение, рассказ учителя, игра, упражнения. При этом в формировании навыков игра занимает одно из ведущих мест. Учитывая сложность аналитических упражнений и быструю утомляемость первоклассников необходимо в работе использовать наглядность.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, количество часов в неделю – 3.
1 четверть – 24 часа
2 четверть – 24 часа
3 четверть – 30 часов
4 четверть – 24 часа
Для реализации программного содержания используется:
«Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторов В.В.Воронковой и И.В. Коломыткиной, допущенный Министерством образования и науки Российской Федерации. 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 143с.
Тетрадь по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предназначена для детей с ограниченными возможностями и реализует требования 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (сборник Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой для 1-4 классов). Тетрадь составляет учебно-методический комплект с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] авторов В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной. 9-е издание.
Программа состоит из раздела, соответствующего букварному периоду.
Основные задачи букварного периода:
исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
изучение букв и звуков, формирование навыка орфографически - правильных слоговых структур;
выработка первоначального навыка письма, умения списывать и писать под диктовку слова и предложения(2-3 слова) после предварительного звуко-буквенного анализа;
развитие артикуляционного аппарата;
формирование умений строить простые предложения;
воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Уметь:
Усвоить рукописное начертание, изучаемых строчных и прописных букв А, а; У, у; О, о; М, м; С, с, Х, х, Ш, ш, Л, л, ы, Н, н. Писать их по обводке и по образцу, данному учителем.
Писать под диктовку изученные буквы, по возможности, отдельные слоги и слова.
Список источников и литературы
Нелипенко Т. Современный урок в коррекционном классе. – М.:Учитель,2014.
Бондаренко Д.А, Гуркова И.В. Пишу правильно: Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2011.
Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999.
Обучение письму по методике В.А.Илюхиной. – М.: Первое сентября. – 2003.
Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». Пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 1995.
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. 2 класс.- М.: ВАКО, 2010.- 96 с.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал 13LINK14http:// uchportal.ru15
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание
Дата проведения
1 четверть - 24 часа
1
Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, грузовик, дом). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева.
2
Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, грузовик, дом). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева.
3
Игра с мозаикой.
4
Игра с мозаикой.
5
Игра с мозаикой.
6
Раскрашивание узоров.
7
Раскрашивание узоров.
8
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: вертикальная прямая палочка-заборчик.
9
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: прямая палочка с закруглением внизу- крючок для вешалки.
10
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: палочка с закруглением внизу и вверху – уточка.
11
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: овал – слива.
12
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: полуовал – месяц.
13
Повторение и письмо изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Письмо слогов, слов, предложений
14
Повторение и письмо изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Письмо слогов, слов, предложений
15
Повторение и письмо изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Письмо слогов, слов, предложений
16
Повторение и письмо изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Письмо слогов, слов, предложений
17
Повторение и письмо изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Письмо слогов, слов, предложений
18
Списывание букв и слогов с печатного текста
19
Списывание букв и слогов с рукописного текста
20
Списывание с печатного и рукописного текста
21
Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).
22
Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).
23
Письмо на слух изученных букв и слогов
24
Письмо на слух коротких слов с изученными буквами
2 четверть - 24 часа
25
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Тт. Списывание с печатного и рукописного текстов букв
26
Письмо слов с буквой Тт. Списывание слогов и слов
27
Составление и написание слов с буквой Тт
28
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ии. Списывание с печатного и рукописного текстов букв.
29
Составление и написание слогов с буквой Ии
30
Составление и написание слов с буквой Ии
31
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Зз. Списывание с печатного и рукописного текстов букв.
32
Составление и написание слов, предложений с буквой Зз.
33
Составлене и написание слов с буквами з-с
34
Составлене и написание слов с буквами з-с
35
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Вв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв.
36
Письмо слов с буквой Вв. Списывание слогов и слов
37
Составление и написание слов с буквой Вв
38
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Жж.
39
Списывание с печатного и рукописного текстов букв Жж
40
Правописание сочетания жи - ши
41
Правописание сочетания жи - ши
42
Правописание сочетания жи - ши
43
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Бб.
44
Составление и написание слогов с буквой Бб
45
Составление и написание слов с буквами Б-П
46
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Гг.
47
Письмо слогов и слов с буквой Гг
48
Составление и написание слов с буквами Г-К
3 четверть
48
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Дд.
49
Письмо слов с буквой Дд. Списывание слогов и слов.
50
Списывание с печатного и рукописного текстов слогов и слов. Выкладывание звуко-буквенной схемы слога.
51
Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Йй
52
Письмо слогов и слов с буквой й
53
Составление и написание слов с буквами й-и
54
Письмо буквы ь. Письмо слогов и слов.
55
Письмо буквы ь. Письмо слогов и слов.
56
Списывание с письменного и печатного текста.
57
Списывание с письменного и печатного текста.
58
Письмо под диктовку.
59
Письмо буквы е. Письмо слогов и слов.
60
Письмо буквы е. Письмо слогов и слов.
61
Письмо буквы ё. Письмо слогов и слов.
62
Письмо буквы ё. Письмо слогов и слов.
63
Письмо буквы я. Письмо слогов и слов.
64
Письмо буквы я. Письмо слогов и слов.
65
Письмо буквы ю. Письмо слогов и слов.
66
Письмо буквы ю. Письмо слогов и слов.
67
Письмо буквы ю. Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста.
68
Письмо буквы ц. Письмо под диктовку.
69
Письмо буквы ц. Письмо слогов и слов.
70
Письмо буквы ч. Письмо слогов и слов.
71
Сочетания ча.
72
Сочетания ча.
73
Письмо буквы щ. Письмо слогов и слов.
74
Письмо буквы щ. Сочетания ча – ща.
75
Письмо буквы щ. Сочетания ча – ща.
76
Письмо буквы щ. Сочетания ча – ща.
77
Письмо буквы ф. Письмо слогов и слов.
78
Письмо буквы ф. Письмо слогов и слов.
4 четверть - 24 часа
78
Письмо буквы э. Письмо слогов и слов.
79
Письмо буквы э. Письмо слогов и слов.
80
Письмо буквы ъ. Письмо слогов и слов.
81
Письмо буквы ъ. Письмо слогов и слов.
82
Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста.
83
Письмо слогов и слов. Списывание с письменного текста.
84
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
85
Письмо слогов и слов. Списывание с письменного текста.
86
Оформление предложений. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
87
Оформление предложений. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
88
Практическое различение при письме гласных и согласных.
89
Практическое различение при письме твердых и глухих (в сильной позиции).
90
Практическое различение при письме твердых и мягких.
91
Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
92
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
93
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
94
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
95
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
96
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
97
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
98
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
99
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
100
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании
101
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании
102
Повторение пройденного за год.
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике - 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
Рабочая программа по математике составлена на основе «Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс. 1-4 класс / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение,
2013, авторы программы по математике М.Н. Перова, В.В. Эк., обязательного минимума содержания образования по математике, программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса, индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
На начало учебного года учащийся владеет такими общеучебными умениями, как умение открывать нужную страницу учебника, писать самостоятельно (обводить). В течение года основными методами работы станут практический метод и метод деятельностного подхода, которые позволят обучающемуся: освоить чтение и запись натуральных чисел в пределах 20, состав чисел второго десятка, названия компонентов при сложении и вычитании, научиться устанавливать различия между прямой, лучом и отрезком, познакомиться со свойствами квадрата и прямоугольника; научиться выполнять сложение в пределах 20 без перехода через разряд, решать простые и составные задачи, чертить углы, геометрические фигуры, определять время по часам с точностью до 1 часа.
Средствами обучения выступают учебник, раздаточный иллюстрационный материал, карточки, числовые «ромашки», опорные схемы.
Цель рабочей программы:
расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи рабочей программы:
формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение уровня общего развития обучающегося, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
формирование и развитие речи обучающегося;
коррекция нарушений психофизического развития обучающегося.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, количество часов в неделю – 2.
1 четверть – 16 часов
2 четверть – 16 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 16 часов
В курсе выделяется несколько содержательных линий:
Повторение. Первый десяток – 9 часов
Второй десяток – 59 часов
Основное содержание учебного предмета
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (1118) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий:
Алышева Т. В. Математика 2 класс: учеб. для спец. (коррекционных.) образовательных учреждений VIII вида, в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
Алышева Т.В. Математика: Рабочая тетрадь.2 кл.: пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
Учебно-методическое пособие для учителя «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы» под ред. Эк В.В.- 2008.
Основные задачи учебника:
Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
Научить читать и записывать числа в пределах 100.
Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Знать/понимать:
счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
таблицу состава чисел (1118) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
названия компонента и результатов сложения и вычитания;математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
различие между прямой, лучом, отрезком;
элементы угла, виды углов;
элементы четырехугольников прямоугольника, квадрата, их свойства;элементы треугольника.
знать место десятка и единиц при записи двузначных чисел. Круглые числа.
Уметь:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
узнавать, называть, чертить отрезки, углы прямой, тупой, острый на нелинованной бумаге;
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания:
Решаются только простые арифметические задачи.
Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
Знание состава однозначных чисел обязательно.
Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Список источников и литературы
Нелипенко Т. Современный урок в коррекционном классе. – М.:Учитель,2014.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций.- М.: ВЛАДОС, 2013.
Деменева Н.Н. Методика изучения основных величин на уроках математики в начальных классах общеобразовательной и коррекционной школы: Курс лекций / Н.Н.Деменева.- Н.Новгород: НГПУ, 2010.- 73 с.
Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / авт.-сост. Г.П.Попова, В.И. Усачёва.- Волгоград: Учитель, 2007.
Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.: ил.- (Коррекционная педагогика)
Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Владос, 2001 – 427 с.
Перова М.Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Классик Стиль, 2005.- 176 с.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2005.
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. 2 класс.- М.: ВАКО, 2010.- 96 с.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Дата проведения
1 четверть - 16 часов
Повторение. Первый десяток - 9 часов
1
Понятие: выше-ниже, толстый-тонкий
2
Счёт предметов в пределах 10
3
Порядковый счёт
4
Прямой и обратный счёт в пределах 10
5
Предыдущее и последующее число
6
Состав чисел в пределах 10
7
Отрезок. Сравнение по длине
8
Сравнение чисел
9
Самостоятельная работа
Второй десяток - 59 часов
10
Числа 11,12, 13
11
Счёт в пределах 11,12, 13
12
Предшествующее и последующее число
13
Числа 14,15, 16
14
Счёт в пределах 14,15, 16
15
Предшествующее и последующее число
16
Числа 17,18,19
2 четверть - 16 часов
17
Счёт в пределах 17,18,19
18
Числа 10,20
19
Счёт пределах 10,20. Предшествующее и последующее число
20
Мера длины: дециметр
21
Мера длины: дециметр
22
Увеличение числа на несколько единиц
23
Увеличение числа на несколько единиц
24
Уменьшение числа на несколько единиц
25
Уменьшение числа на несколько единиц
26
Контрольная работа
27
Луч
28
Луч
29
Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток
30
Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток
31
Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток
32
Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
3 четверть - 20 часов
33
Углы. Прямой, тупой, острый угол.
34
Углы. Прямой, тупой, острый угол.
34
Сложение и вычитание при измерении длины
34
Сложение и вычитание при измерении длины
34
Самостоятельная работа
37
Меры времени
38
Меры времени
39
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток
40
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток
41
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток
42
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток
43
Углы. Прямой, тупой, острый угол
44
Углы. Прямой, тупой, острый угол
45
Решение арифметических задач
46
Решение арифметических задач
47
Решение арифметических задач
48
Решение арифметических задач
49
Прибавление 5
50
Прибавление 6
51
Прибавление 7
52
Прибавление 8
4 четверть - 16 часов
53
Прибавление 9
54
Прибавление 10
55
Контрольная работа
56
Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник
57
Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник
58
Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток
59
Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток
60
Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток
61
Вычитание 5
62
Вычитание 6
63
Вычитание 7
64
Вычитание 8
65
Вычитание 9
66
Треугольники
67
Контрольная работа
68
Работа над ошибками
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению- 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл. В 1 сб./ Под редакцией А.А. Айдарбековой, В.М.Белова, В.В. Воронковой.-8-е изд.- М.: «Просвещение», 2013. Раздел «Природоведение» авторы программы А.К. Аксенова, Т.Н. Бугаева, обязательного минимума содержания образования по природоведению; программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса; индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
Цель программы – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи программы
развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе;
формирование элементов образного и аналитического мышления;
развитие кругозора;
обогащение словаря учащихся.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год, количество часов в неделю – 0,5.
Для реализации программного содержания используется УМК:
Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Живой мир 2-3 класс. Авторы: Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая тетрадь «Живой мир. 3 класс», Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, Просвещение, 2014 г.
Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии» /под редакцией В.В. Воронковой. – М: Просвещение, 2008.
Основные задачи учебника:
развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы
закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значение в жизни живой природы, смене времен года;
изучение воды, ее свойства, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Знать/понимать:
основные части тела человека;
основные правила посадки за столом;
об органах дыхания человека, о профилактике простудных заболеваний;
органы кровообращения, элементарные представления о строении и работе сердца;
органы чувств человека, их названия и назначение. Причины, вызывающие нарушение зрения, слуха, обоняния;
знать органы пищеварения;
знать правила ухода за зубами;
знать о правилах приготовления пищи и хранении продуктов питания;
знать о значении здоровья для человека;
знать виды закаливания и его значение для здоровья человека;
знать признаки наступающего лета: солнце греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, сбор ягод;
Уметь:
заботиться о своём здоровье;
принимать правильные решения, связанные со здоровьем;
уметь правильно сидеть за столом;
выполнять простейшие упражнения для развития дыхательного аппарата. Выработать навык устойчивого поведения в профилактике курения;
правильно выполнять аэробные (для сердца) упражнения, прощупывать пульс;
уметь беречь органы чувств, выполнять гимнастику для глаз. Соблюдать элементарные правила по профилактике нарушений органов зрения, слуха, обоняния;
соблюдать правила приёма пищи;
правильно чистить зубы;
выполнять советы по правильному питанию;
предупреждать утомляемость, снимать с себя чувство усталости;
пользоваться доступными приёмами и методами закаливания. Соблюдать профилактику простудных заболеваний.
Список источников и литературы
Нелипенко Т. Современный урок в коррекционном классе. – М.:Учитель,2014.
Айдарбекова А. А., Белов В. М., Воронкова В. В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 14 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.
Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1–4 классы / Л. И. Гайдина. – М.: 5 за знания, 2007.
Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.
Что такое. Кто такой. Энциклопедия в 3-х томах. – М.: Педагогика – Пресс, 2008.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал 13LINK14http:// uchportal.ru15
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание
Дата проведения
1 четверть - 4 часа
Тема "Человек" - 17 часов
1
Человек и природа
2
Окружающая среда и здоровье человека
3
Охрана здоровья: мой организм.Человек. Части тела.
4
Осанка и здоровье
2 четверть - 4 часа
5
Дыхание человека
6
Профилактика простудных заболеваний
7
Органы кровообращения. Сердце и его тренировка
8
Органы зрения – глаза
3 четверть - 5 часов
9
Органы слуха – уши
10
Орган обоняния – нос
11
Орган вкуса – язык
12
Органы пищеварения
13
Зубы и уход за ними
4 четверть - 4 часа
14
Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений
15
Здоровье человека. Режим труда и отдыха
16
Здоровье человека. Режим труда и отдыха
17
Закаливание. Виды закаливания.
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии - 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Рабочая программа по географии составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнаковой. – М.: Просвещение, 2013, раздел «Гаография» автор программы Т.М. Лифанова, обязательного минимума содержания образования по географии; программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса; индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
Цель программы - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов России, помочь усвоить правила поведения в природе.
Задачи:
усвоение знаний о географическом положении России на физической карте;
умение сопоставлять расположение географических объектов на физической карте России и карте полушарий;
развитие познавательной деятельности и её коррекция у обучающегося на уроках географии;
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год, количество часов в неделю – 0,5.
В курсе выделяется несколько содержательных линий:
Введение
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
Земной шар
Карта России
Для реализации программного содержания используется:
Учебник География 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т.М. Лифанова Е.Соломина, Просвещение, 2014.
Задачи учебника - дать учащимся элементарные сведения о поверхности Земли (материки, океаны, моря, равнины, горы, реки, озера), климате, растительном и животном мире, хозяйственной деятельности людей, об ориентировании на местности, плане и карте, о Земле как планете Солнечной системы, о географическом положении России и ее природных ресурсах.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Знать/понимать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов и их различия;
меры по охране воды от загрязнения и правила поведения в природе;
условные цвета и знаки географической карты;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
ГП нашей страны на физической карте России.
Уметь:
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
ориентироваться на географической карте с помощью учителя;
составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту и помощь учителя;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте с помощью учителя.
Список источников и литературы
Нелипенко Т. Современный урок в коррекционном классе. – М:Учитель,2014.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал 13LINK14http:// uchportal.ru15
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание
Дата проведения
1 четверть - 4 часа
Тема "Введение. Ориентирование на местности" - 2 час
1
Введение. Что изучает география. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.
2
Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы.
Тема "Формы поверхности Земли" - 1 час
3
Равнины, холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержение вулканов.
Тема "Вода на Земле" - 2 часа
4
Вода в природе. Реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение.
2 четверть - 4 часа
1
Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Тема "Земной шар" - 5 часов
2
Земля, Солнце, Луна. Планеты. Земля-планета. Освоение космоса.
3
Глобус-модель земного шара. Физическая карта полушарий.
4
Распределение воды и суши на Земле. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий.
3 четверть - 5 часов
1
Значение Солнца для жизни на Земле.
Тема "Карта России" - 8 часов
2
Географическое положение России на карте.
3
Сухопутные границы России.
4
Морские границы. Океаны и моря.
5
Острова и полуострова России.
4 четверть - 4 часа
1
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
2
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
3
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
4
Реки России.
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по домоводству- 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
Рабочая программа по домоводству составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнаковой. – М.: Просвещение, 2013, раздел «Домоводство» авторы программы И.М. Бгажнакова, Л.В. Гомилка, обязательного минимума содержания образования по домоводству; программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса; индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений.
Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Об этом свидетельствуют национальные эпосы. Народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. «Строили» дом семейно, вместе и мужчины, и женщины. Старики и дети. У каждого было своё дело: у одного – хлеб печь и рубашки шить, у другого – дрова рубить да воду носить.
Семейные законы и обязанности были записаны в «Домоводстве» - своде житейских правил русского народа. Многие из них в жизни утрачены, забыты, но в течение времени оказалось, что. Утратив законы семьи. Общество ослабило устои всего государства. Чтобы возродить гражданские чувства и устремления. Необходимо возродить устои семьи. Главное человеческое умение – создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как всё граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность. Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи. И заложить основы нравственного поведения, норм этикета в ближайшем (семейном) окружении.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Цель программы - формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи:
научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживание и с обслуживанием членов семьи;
заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год, количество часов в неделю – 0,5.
Программа построена концентрически и представлена следующими разделами:
Дом, семья, семейные отношения
Содержание и уход за жилищем
Индивидуальные санитарно – гигиенические правила и навыки.
Одежда, обувь, бельё. Уход за ними.
Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки
Для реализации программного содержания используется:
Воронкова В.В., Казакова С.А. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя». - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2013.
«Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Задачи учебника
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Знать/понимать:
Основные правила приёма гостей и общения с ними;
Правила сервировки стола;
Основные материалы и инструменты для ремонта;
Правила безопасности при работе с красками и растворителями.
Уметь:
Приготовить 2-3 блюда для угощения
Рассчитывать метраж обоев, готовить раствор клея;
Выполнять вспомогательные работы: подать, поставить, принести необходимые для ремонта материалы и инструменты
Список источников и литературы
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. // Воспитание и обучение детей с нарушением развития № 4, 2009.
Нелипенко Т. Современный урок в коррекционном классе. – М.:Учитель,2014.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида 6 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2013.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал 13LINK14http:// uchportal.ru15
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание
Дата проведения
1 четверть - 4 часа
1
Завтраки (меню; бутерброды, каши, напитки)
2
Завтраки (меню; бутерброды, каши, напитки)
3
Обеды (меню; быстрые обеды, супы, мясные блюда, рыбные, овощные салаты; посуда; правила приёма пищи)
4
Обеды (меню; быстрые обеды, супы, мясные блюда, рыбные, овощные салаты; посуда; правила приёма пищи)
2 четверть - 4 часа
1
Ужин (холодный, горячий, напитки; сервировка стола).
2
Ужин (холодный, горячий, напитки; сервировка стола).
3
Хлеб в доме. История хлеба.
4
Разновидности хлеба. Его хранение.
3 четверть - 5 часов
1
Соль, сахар. Назначения для питания. Польза, вред.
2
Виды пряностей и приправ в пище.
3
Подготовка дома к празднику. Дизайн праздничного дома..
4
Этикетные правила приёма гостей.
5
Праздничная кулинария.
4 четверть - 4 часа
1
Меню для праздничного стола. Украшения на столе.
2
Виды ремонта в доме. Косметический ремонт.
3
Обновление потолков и оклеивание стен. Краски для ремонта.
4
Повторение
МАОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______________
Директор школы: И.Д.Шахова
Приказ №_____ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мир истории - 6 год обучения
(индивидуальное обучение на дому)
по программе « Особый ребёнок»
2015 – 2016 учебный год
Программу составила
Панова Е.Н.
Пояснительная записка
Так как обучающийся испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучающегося. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого себя.
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Рабочая программа по истории составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнаковой. – М.: Просвещение, 2013, раздел «История» авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, обязательного минимума содержания образования по истории; программы обучения для глубоко умственно отсталых детей под редакцией НИИ дефектологии и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса; индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида от 21.11.2014 г.
Цель программы - обобщить разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7 9 классах.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» положено научное исследование Л. В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 56 классов носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
Задачи:
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
помочь стать социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
формировать новые предпонятия, понятия, необходимые для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год, количество часов в неделю – 0,5.
В курсе выделяется несколько содержательных линий:
Имя, отчество, семья, родословная – 1 час
Отчий дом. Наша Родина-Россия - 6 часов
Время и как его изучают - 2 часа
Что изучает наука история - 2 часа
История древнего мира - 5 часов
Для реализации программного содержания используется:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Мир истории» 6 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Основная задача учебника - обобщить имеющиеся у учащихся с нарушением интеллекта разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7–9 классах.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 6-го года обучения обучающийся должен:
Знать/понимать:
наиболее доступные исторические понятия;
Уметь:
использование части понятий в активной речи;
последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
Список источников и литературы
Нелипенко Т. Современный урок в коррекционном классе. – Волгоград: Учитель,2014.
Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие ребёнка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал 13LINK14http:// uchportal.ru15
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека учебников и методических материалов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание
Дата проведения
1 четверть - 4 часа
Тема "Имя, отчество, семья, родословная" - 2 часа
1
Почему надо изучать историю. История имени. Отчество и фамилия человека
2
Семья. Биография. Поколения людей
Тема "Отчий дом. Наша Родина-Россия" - 6 часов
3
О доме. Названия городов и улиц
4
Наша Родина - Россия
2 четверть - 4 часа
1
Как устроено государство
2
Герб, флаг, гимн России
3
Москва - столица России
4
Мы жители планеты Земля
3 четверть - 5 часов
Тема "Время и как его изучают" - 2 часов
1
Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь
2
Счет лет в истории. Историческое время.
Тема "Что изучает наука история" - 2 часа
3
Что такое история. Какие науки помогают истории. Как работают археологи
4
Исторические памятники. Историческая карта
Тема "История древнего мира" - 5 часов
5
Земля и космос
4 четверть - 4 часов
1
От кого произошел человек.
2
Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века
3
Наступление ледников.
4
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Занятия людей.