Рабочая программа по математике по образовательной системе Школа 2100 (2 класс).

Управление образования администрации г.Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары
Чувашской Республики



Рассмотрено:
руководитель школьного
методического объединения
начальных классов
МБОУ «СОШ №43»
г.Чебоксары
____________________Емельянова А.И.

Протокол № 1
от 29 августа 2016г.


Утверждено:
директор
МБОУ «СОШ №43»
г.Чебоксары


____________________Петрова Л.Л.

Приказ № 120
от 30 августа 2016 года





Рабочая программа
по предмету «Математика»
(УМК 2100) в 1-4 классах
на 2016-2020 учебный год
учителей начальных классов
Черновой Тамары Валерьяновны
Михеевой Миланы Сергеевны






Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету математика под редакцией Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких издательство «Баласс», 2011год УМК «Школа 2100»
2) Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.
3) Учебного плана школы










Чебоксары, 2016 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
2-й класс
Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформировны:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.


Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.



Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- кодировать информацию в знаково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 15 предложений);
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:

- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
- корректно формулировать свою точку зрения;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.


Предметные универсальные учебные действия:

Числа и величины
Обучающийся научится:

- читать и записывать любое изученное число;
- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;
- группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;
- устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
- называть первые три разряда натуральных чисел;
- представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;
- использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);
- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
- определять массу с помощью весов и гирь;
- определять время суток по часам;
- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- классифицировать изученные числа по разным основаниям;
- записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации;
- выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;
- понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени.



Арифметические действия

Обучающийся научится:

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
- использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
- устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
- использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;
- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);
- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;
- применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;
- составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;
- проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.



Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
- дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...», задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
- решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;
- составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять задачи, обратные для данной простой задачи;
- находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;
- проверять правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);
- выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действия).



Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

- чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами;
- определять вид треугольника по содержащимся в нем углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний);
- сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным основаниям (цвет, размер, материал и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.
- использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
- находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их.



Геометрические величины

Обучающийся научится:

- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
- использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;
- использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.



Работа с информацией

Обучающийся научится:

- заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
- читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
- понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
- выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
- выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если ... то ...», «верно /неверно, что ...»;
- составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.



Чтение. Работа с текстом

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:


высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
ориентироваться в соответствующих возрасту справочниках.
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
сопоставлять различные точки зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.



Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:


читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм  грамм; час  минута, минута  секунда; километр  метр, метр  дециметр, дециметр  сантиметр, метр  сантиметр, сантиметр  миллиметр).
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность  правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия идр.).
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.












































II. Содержание учебного предмета
2 класс (4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в », «уменьшить в », «больше в », «меньше в ». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представление о площади фигуры и её измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: смІ, дмІ.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
понятия «увеличить в (на)»; «уменьшить в (на)»;
разностное и кратное сравнение;
прямая и обратная пропорциональность.
Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Плоскость. Плоские и объёмные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 
· а;а : 2; а 
· 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а 
· 2 и а 
· 3; а : 2 и а : 3.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х 
· а = b; а 
· х = b; а : х = b; х : а = b.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм.
Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу.
Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно».
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Уникурсальные кривые.
Итоговое повторение.
В конце изучения учебного предмета «Математика» проводится промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы.





















Тематическое планирование по математике
во 2 классе
на 20__ – 20__учебный год


Раздел
Тема урока
Примечание


Раздел 1
Повторение изученного в 1 классе
6 часов
Действия сложения и вычитания.




Сложение и вычитания чисел




Сложение и вычитание чисел.
Математический диктант №1




Сложение и вычитание чисел.




Контрольная работа № 1
по теме: «Сложение и вычитание чисел»




Работа над ошибками



Раздел 2.
Сложение и вычитание в пределах 20
63 часа
Высказывания




Высказывания




Высказывания




Переменная




Выражения с переменной
Математический диктант №2




Уравнения




Уравнения




Уравнения




Порядок действий в выражении




Порядок действий в выражении




Сочетательное свойство сложения




Группировка слагаемых




Вычитание суммы из числа
Математический диктант №3




Переместительное и сочетательное свойства сложения




Вычитание числа из суммы




Сложение и вычитание чисел




Контрольная работа. № 2 по теме «Нумерация чисел в пределах 100»




Работа над ошибками.
Плоские и объемные фигуры




Плоскость




Обозначение геометрических фигур




Острые и тупые углы.




Плоские и объёмные фигуры.
Математический диктант № 4




Плоские и объёмные фигуры.




Числа от 20 до 100




Числа от1 до 100.




Числа от 1 до 100.




Метр




Контрольная работа .№ 3 по теме «Нумерация чисел»




Работа над ошибками




Сложение и вычитание двузначных чисел


37

Сложение и вычитание двузначных чисел


38

Сложение и вычитание двузначных чисел


39

Сложение и вычитание двузначных чисел


40

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик


41

Сложение и вычитание двузначных чисел
Математический диктант №5


42

Сложение и вычитание чисел


43

Сложение и вычитание чисел


44

Периметр


45

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик


46

Сложение и вычитание чисел


47

Контрольная работа .№ 4
По теме: «Сложение и вычитание»


48

Работа над ошибками


49

Решение задач


50

Сложение и вычитание чисел


51

Сложение и вычитание чисел
Математический диктант № 6


52

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик


53

Сложение и вычитание чисел


54

Сложение и вычисление чисел


55

Сложение и вычитание чисел


56

Сложение и вычитание чисел


57

Сложение и вычитание чисел


58

Сложение и вычитание чисел


59

Сложение и вычитание чисел


60

Сложение и вычитание чисел


61

Сложение и вычитание чисел
Математический диктант № 7


62

Контрольная работа № 5 за II четверть
тема: «Сложение и вычитание чисел»


63

Работа над ошибками


64

«Сложение и вычитание чисел»


65

Площадь фигур


66

Площадь фигур


67

Единицы площади


68

Единицы площади


69

Сложение и вычитание чисел


70
Умножение и деление чисел
65 часов
Умножение


71

Умножение


72

Множитель, произведение.
Математический диктант № 8


73

Переместительное свойство умножения


74

Умножение с нулем и единицей


75

Умножение числа 2.


76

Умножение числа 2


77

Деление


78

Умножение и деление чисел


79

Четные и нечетные числа
Математический диктант № 9


80

Контрольная работа № 6 по теме: «Таблица умножения на 2. Площадь прямоугольника».


81

Работа над ошибками.
Делимое, делитель, частное


82

Таблица умножения и деления на 3


83

Порядок действий в выражении


84

Таблица умножения и деления на 4


85

Площадь прямоугольника


86

Умножение и деление чисел


87

Таблица умножения и деления на 5


88

Периметр квадрата и прямоугольника
Математический диктант №10


89

Умножение и деление чисел


90

Деление с нулём и единицей


91

Цена, количество, стоимость


92

Таблица умножения и деления на 6


93

Умножение и деление чисел


94

Умножение и деление чисел


95

Уравнения


96

Уравнения
Математический диктант №11


97

Контрольная работа № 7 по теме: «Табличные случаи умножения и деления до 6. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз».


98

Работа над ошибками.
Уравнения


99

Таблица умножения и деления на 7


100

Умножение и деление чисел


101

Время. Единица времени час.


102

Решение задач
Математический диктант №12


103

Контрольная работа № 8 за III четверть по теме «Табличные случаи умножения и деления»


104

Работа над ошибками.


105

Окружность


106

Круг
Математический диктант №13


107

Увеличить в Уменьшить в


108

Увеличить в Уменьшить в


109

Таблица умножения и деления на 8 и 9.


110

Больше в Меньше в


111

Решение задач


112




113




114

Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?
Математический диктант №14


115

Арифметические действия над числами


116




117




118

Умножение и деление на 10.


119

Арифметические действия над числами


120




121

Алгоритм. Блок-схема.


122

Контрольная работа № 9 по теме: «Внетабличные случаи умножения и деления».


123

Работа над ошибками. Алгоритм с условием.


124

Арифметические действия над числами



125




126




127

Арифметические действия над числами
Математический диктант №15


128

Решение задач


129




130




131




132

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа


133

Годовая контрольная работа №10.


134

Работа над ошибками.


135
Повторение изученного во 2 –м классе
2 часа
Повторение пройденного за год.
Арифметические действия над числами


136

Повторение пройденного за год.
Арифметические действия над числами





















Заголовок 3 Заголовок 415